Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления как и в любой другой системе. Объектами управления явля­ются разные виды финансовых отношений. Что касается субъектов управления фи­нансами, то под ними традиционно понимается совокупность тех организационных структур, которые осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции.

На схеме в Приложении 2 более наглядно видно, как организована и как работает система управления государственными финансами.

Финансовые отношения – это валютные отношения:

  1. страна и бизнес (речь идет о взаимоотношениях между налогообложением и государственным бюджетом, и компания получает субсидии из государственного бюджета);
  2. государство и гражданство, к этой группе относятся уплата обязательных налогов пли добровольных платежей в национальный бюджет и внебюджетные фонды, а также выплаты внебюджетных средств населению - так называемые, коробка передач, трансфертные платежи - платежи, осуществляемые государством населению, нс обеспечивают никакой компенсации за текущие трудовые услуги, предоставляемые государству (выход на пенсию, пособия по безработице, выплаты семьям с низким доходом);
  3. корпоративные и внебюджетные фонды (обязательные страховые взносы и добровольные платежи компаний во внебюджетные фонды дня обеспечения социальной компенсации работникам)
  4. корпоративные и банковские, кредитные организации (получение корпоративных кредитов от банков, уплата процентов, погашение кредитов, депозитов);
  5. предприятия и работники (работодатели выплачивают заработную плату работникам);
  6. предприятие (отношения между производственной и коммерческой деятельностью, инвентаризационные платежи, услуги и т. д.)

Совокупность всех отношений между государством и предприятием образует финансовые отношения. Основа для создания национальной финансовой системы должна основываться на следующих основных элементах: функциональном назначении каждого элемента, унификации территориальных структур и финансовой политики, и в то же время основным элементом формирования финансовой системы являются финансы коммерческих организаций. Основная цель создания и функционирования национальной финансовой системы заключается в достижении самых высоких темпов развития всей национальной экономики, особенно коммерческих структур.


Финансовая система формируется и развивается в финансовых учреждениях и представляет собой специфические и специфические финансовые отношения, связанные с формированием и использованием средств, необходимых для национального и социального социально-экономического развития (ст. 8-9. 34 36. 57, 71-72, 74-75, 106, 114 Конституции РФ) [15].

В Российской Федерации взаимодействие основного содержания финансовой системы не осуществляется через банковскую систему, через государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственные таймы. Такая ситуация обусловлена тем, что банковская система, такая как фондовый рынок (первый и второй типы организаций финансовой системы), еще не стала всеобъемлющей составляющей российского рынка, поэтому они нс распределяют и не перераспределяют валовой внутренний продукт, национальный доход, доходы домашних хозяйств и т.п.

Таким образом, управление финансами включает в себя, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды фи­нансовых отношений, складывающихся из государственных и муници­пальных финансов (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, местные внебюджетные фонды и др.), а также из финансов субъектов хозяйствования (коммерческих и некоммерческих организаций); и с другой — субъекты управления, представляющие организационные структуры управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управле­ния, которые контролируют и регулируют финансовые процессы в экономике.

Сформированная система управления общественными финансами обеспечивает эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым казначейским счетом федерального бюджета, функционирование единых счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее сконцентрировать в Банке России средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.[12]

В управлении государственными финансами также выделяют и инструменты управления. Субъекты управления в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений используют специфические методы и приемы целенаправленного воздействия на финансы. Конкретными методами управления являются финансовое планирование, прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.


Глава 2. Функциональные элементы управления государственными финансами

Управление государственными финансами – это та деятельность органов государственной власти, которая связана с разработкой и проведением финансовой политики и финансового законодательства государства, заключающейся в финансовом планировании, распределении и координации имеющихся финансовых ресурсов, а также деятельность, связанная с максимально эффективным использованием финансовых ресурсов для социально-экономического развития страны. Так как конечной целью системы управления государственными финансами является финансовая устойчивость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, в балансе бюджета и отсутствии государственного долга, то к деятельности органов государственной власти следует отнести и составление и исполнение бюджета, управление государственным долгом, сбор налогов, как основных источников доходов страны, и выпуск займов.

Процесс управления государственными финансами раскрывается в следующих функциональных элементах:

  • финансовое планирование;
  • финансовое прогнозирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль.

2.1. Финансовое планирование

Финансовое планирование занимает центральное место в системе управле­ния финансами. Очевидно, что в связи с тем, что движение денежных средств является обособленным и в процессе воспроизводства имеет место распределение финансовых ресурсов, возникает крайняя необходимость в планомерности процессов формирования и перераспределения данных ресурсов. Содержание финансового планирования состоит в том, что «это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности движения денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов».[13]

Применительно к управлению государственными финансами следует отметить, что по сути, финансовое планировании позволяет оценить не только возможности увеличения финансовых ресурсов, но и пропорции и наиболее эффективные на­правления их использования. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.[14]


Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства в целом, а субъектом, соответственно, органы государственной власти. Для разработки финансового планирования, что представляет собой неотъемлемую часть народнохозяйственного планирования, информационной базой служит анализ финансовой информации, который состоит из макроэкономических показателей прогноза социального и экономического развития страны, а также различных программ развития регионов, муниципальных образований и др. Такая информация используется для обоснования текущего и последующего развития экономики и ее отдельных отраслей.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что данный элемент управления государственными финансами служит для обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов на основе распределительной функции, т.к. именно она позволяет через распределение и перераспределение финансовых ресурсов определить объем финансовых показателей, источники и направления их использования. Такая сбалансированность и пропорции показателей определены в единый документ – финансовый план – «документированная система взаимоувязанных показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период».[15]

Изучив исследуемый материал, можно прийти к выводу, что в самом общем виде финансовое планирование – это именно составление, разработка и реализация финансовых планов всех звеньев финансовой системы страны, которые объединены в единую систему для наилучшего функционирования и движения денежных средств.

Как известно, специфика каждого звена финансовой системы отражена в форме финансового плана и его составе показателей. Так, центральное и самое важное место в системе финансовых планов всех звеньев занимает бюджетный план государства.

Наряду с проектом бюджета на очередной финансовый год формируется и перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается и разрабатывается на основе среднесрочных социально-экономических прогнозов. Это такой документ, который содержит «данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета».[16] Очевидно, что перспективный финансовый план формируется тогда, когда необходимо создать условия для обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, макроэкономической стабильности, преемственности всех политик страны и исполнения необходимых бюджетных обязательств РФ.


Подводя итог, следует отметить, что согласно Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одним из итогом реализации которой стал переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, значение финансового планирования как инструмента регулирования государственных финансов становится все более важным, так как оно направлено на поддержание сбалансированности бюджетной системы, на достижение устойчивого экономического роста, тем самым создавая условия для эффективного управления государственными на разных уровнях.

Для того, чтобы качественно разработать финансовые планы, финансовое планирование проводится в несколько этапов: 1) анализируются финансовые планы за отчетный и текущий года, их выполнение; 2) рассчитываются плановые показатели и 3) на основе предыдущих двух этапов составляются финансовые планы на очередной год и плановый период.

На первом этапе используется метод экономического анализа, который позволяет путем сравнения с фактическими данными выявить процент выполнения плановых показателей за отчетный год; разработать мероприятия по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и выявить возможные резервы увеличения доходов и др.

Для получения сравнения показателей, выявления резервов доходов и т.д. применяют следующие виды экономического анализа при планировании государственных финансов:

  • «горизонтальный (сравнение плановых показателей с фактическими и плановых показателей за текущий год с плановыми показателями за отчетный год);
  • вертикальный (определение структуры плана, доли отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);
  • трендовый (выявление тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнозирование показателей на плановый период);
  • факторный (выявление влияния отдельных факторов на финансовые показатели)».[17]

Второй этап финансового планирования характеризуется расчетом числовых величин, которые отражают определенные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Здесь используются следующие методы расчета показателей:

Метод экстраполяции. Данный метод состоит в том, что рассматриваются финансовые показатели на основе выявления из динамики развития, т.е. полученный уровень показателей в отчетном периоде корректируются на «относительно устойчивый темп их роста».[18]