Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативный метод. Из названия метода ясно, что суть состоит в том, что плановые показатели основываются на нормах и финансово-бюджетных нормативов.

Индексный метод. Данный метод при расчете плановых показателей базируется на различных индексах, таких как индексы потребительских цен, уровня жизни, производительности труда, дефлятор и др., при чем учитывая инфляцию рыночной экономики.

Программно-целевой метод. Этот метод оценивает различные варианты социально-экономического и производственного развития страны в аспектах территории, цели и отрасли, и позволяет выбрать наиболее предпочтительный вариант.

Вышеперечисленные методы употребляются наиболее часто. Но по поводу методов расчета показателей существуют дискуссии. Так, Нешитой А.С. выделяет балансовый метод и метод математического моделирования помимо нормативного и метода экстраполяции. Очевидно, что с развитием экономики и изменением взглядов на функционирование финансовой системы, происходят и изменения в планировании финансовых ресурсов.

На последнем, третьем, этапе планирования государственных финансов составляется сам финансовый план на среднесрочный период на основе анализа данных при использовании указанных методов.

Итак, используя необходимые методы финансового планирования, можно корректно оценить плановые показатели, которые «являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования».[19]

2.2. Финансовое прогнозирование

Финансовое прогнозирование занимает второе по важности место в управлении государственными финансами после финансового планирования и исследует перспективы развития государственных финансов в будущем.

Цель финансового прогнозирования заключается в исследовании возможного со­стояние финансов в будущем периоде, определении приемлемых объемов финансовых ресурсов, источников их формирования, обосновании финансовых планов, а также в выявлении возможных отклонений от принятых корректировок. Система финансовых прогнозов содейст­вует выработке финансовой концепции развития страны и позволяет органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать наилучшие методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнози­рование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Минфин РФ и другие.


Также как и в финансовом планировании, в прогнозировании используются конкретные методы расчета финансовых показателей. К ним относятся:

Математическое моделирование. Данный метод способствует учесть все взаимосвязанные факторы, которые оказывают влияние на показатели прогноза, а также выбрать наиболее благоприятный вариант прогноза в соответствии с социально-экономическим развитием и целями проводимой финансовой политики государства.

Эконометрическое прогнозирование. Этот метод основан на статистических оценочных коэффициентов и принципах экономической теории, который позволяет рассмотреть несколько переменных, которые могут влиять на показатели прогноза, а также, при использовании регрессионного анализа для построения эконометрических моделей, можно рассмотреть количественные оценки пропорций, которые сложились в базисном периоде.

Метод экспертных оценок. Суть метода заключается в том, что эксперты-специалисты оценивают математическую обработку по конкретному вопросу. Очевидно, что качество оценки будет зависеть от профессионализма эксперта. Но бывают случаи, когда эксперты дают субъективную, а не объективную оценку и оценки не всегда могут быть рациональны.

Трендовый метод, учитывающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд).[20] Минусом данного метода можно назвать игнорирование таких важных факторов, как экономических и др.

Разработка сценариев. Еще один метод финансового прогноза. Он состоит в том, что при разработке не всегда учитываются научная обоснованность и объективность прогнозов, а чаще давление оказывают политические предпочтения или желания отдельных уполномоченных лиц. Качество и выбор варианта прогноза можно увидеть уже впоследствии реализации политических обещаний.

Последний методы – стохастические. Эти методы предполагают использование вероятностного характера прогнозов, который определяется объемом эмпирических данных. Также рассматривается вероятностный характер между предполагаемыми финансовыми показателями и используемыми для этого необходимыми данными.

Таким образом, в результате прогнозирования при использовании сочетания разных методов, органы управления государственными финансами получают финансовый прогноз, который предоставляет обоснованное предположение о будущем развитии финансов и их состоянии, а также о развитии финансовой системы и ее отдельных звеньев.


2.3. Оперативное управление

Оперативное управление - это такой процесс разработки комплекса необходимый мер, при помощи которых максимальный эффект при минимуме затрат должен быть достигнут, основываясь на анализе данных о распределении финансовых ресурсов и текущей финансовой в стране. Данный элемент крайне необходим в связи с растущими тенденциями развития экономики государства и, как следствие, с происходящими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Такие изменения, которые требуют оперативного управления финансами, могут быть связаны с разными причинами. В частности, это могут быть ограниченные возможности применяемых методик планирования и прогнозирования; неправильные действия работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти; непредвиденные изменения порядка проведения налоговых платежей; неучтенные ранее при прогнозировании научные открытия, способные дестабилизировать финансовую деятельность; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; осложнения международной обстановки, требующие увеличения государственных расходов; стихийность рынка, основанного на свободной конкуренции.[21] К наиболее важным причинам можно еще отнести и непредвиденные события в социальной и экономической жизни населения и страны, которые чаще всего вызваны переходом к рыночным условиям ведения хозяйства, при которых не всегда удается четко и правильно спрогнозировать необходимые условия и тенденции развития экономики.

Вполне разумно предполагать, что оперативное управление финансами позволяет обес­печить стабильное развитие экономики и нормальное функцио­нирование субъектов хозяйствования, учитывая и анализируя все изменения, а также решить задачи поддержки населе­ния во всех природных, техногенных и других жизненных ситуациях, осуществить эффективное распределение бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы.

Основными субъектами, которые осуществляют оперативное управление финансами в РФ являются: ЦБ РФ, Ми­нфин РФ, Казначейство, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.


2.4. Финансовый контроль

Финансовая деятельность государства, как уже известно, такой процесс управления, при котором формируются, распределяются и используются по назначению денежные средства и финансовые ресурсы, которые призваны обеспечить выполнение всех функций государства в связи с поставленными перед государством целями. Бесспорно, что «на всех уровнях государственного управления существует потребность в контроле, чтобы убедиться, что деятельность осуществлялась надлежащим и соответствующим закону образом, а также, что были проведены указанные в госбюджете мероприятия, давшие ожидаемый эффект».[22]

Немного более широкое понимание финансового контроля дается в статье «Финансовый контроль в России» Васильевой М.А. и Корчагиной А.С., которые определяют его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[23]

Таким образом, из предложенных суждений о финансовом контроле можно сделать вывод, что он служит важным способом обеспечения законности, правильности ведения финансовой документации, помогает выявить нарушения и отклонения от принятых стандартов с целью обеспечения целесообразности проводимой финансовой деятельности, а также раскрывает неэффективное и неэкономное расходование бюджетных средств на ранних стадиях, дабы принять корректирующие меры и необходимые санкции с целью устойчивого функционирования финансовой системы государства. В этом его главное назначение. Следует также подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства. Поэтому, на сегодняшний день финансовый контроль отличается многоцелевой направленностью и многогранностью задач. Это прежде всего важнейшая функция управления финансами, а через них – и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.[24]

Объектом финансового контроля являются бюджет и бюджетный процесс на уровне государства, а также процессы по формированию, распределению и использованию денежных средств и финансовых ресурсов по уровням финансовой системы страны. Деятельность субъектов финансового контроля, его правовые основы, правовые основы, задачи и функции закреплены нормативно-правовыми актами и законами. Все это вместе составляют систему финансового контроля.


Система финансового контроля разделяет финансовый контроль на два вида:

  • под внешним финансовым контролем понимается вид контроля, периодически проводимого внешними (в организационном отношении для объекта контроля) контрольными органами по утвержденному плану и запросам органов законодательной власти.[25] Цель такого контроля состоит в том, что он предоставляет объективное мнение о точности информации в финансовых положениях по сравнению с принятыми законодательными нормами и актами.
  • внутренний же контроль представляет собой проверку финансовой деятельности внутри одной организации, отрасли или ведомства и только с помощью сил собственных штатных сотрудников или подразделений. Так как данный контроль является зависимым (подчиняется создавшему его руководителю), то он помогает органу государственного управления эффективно и рационально выполнить все функции.

Несомненно, оба вида контроля крайне важны. Но главную роль следует отвести внешнему контролю, так как он является независимым, и заказчик, при проведении внешнего контроля, хочет убедиться, что задача, которая была поставлена перед ответственным руководителем, выполнена должным образом. Поэтому, оттого, насколько успешно работает внутренний контроль, будут зависеть формы проведения внешнего контроля.

В системе финансового контроля разделяют следующие виды контроля:

  • Государственный финансовый контроль
    • Вневедомственный (общегосударственный)
    • Ведомственный
  • Негосударственный финансовый контроль
    • Аудиторский
    • Внутрихозяйственный
    • Общественный

Такое распределение показывает, как разделяется финансовый контроль по субъектам проведения контроля. К общегосударственному контролю часто относят президентский, парламентский финансовый контроль, контроль исполнительных органов власти и финансово-кредитных органов.

Виды финансового контроля по форме проведение (также называют и по времени (срокам) проведения) разделяются на:

Предварительный финансовый контроль, который проводится до совершения финансовых операций и выполнения финансовых мероприятий с целью предупреждения и предотвращения нарушений, а также «позволяет выявить дополнительные ресурсы на стадии планирования».[26] Данный вид контроля является наиболее рациональным способом воздействия на объект управления.

Текущий контроль. Также называют и оперативным контролем. Многие авторы отмечают, что данный контроль осуществляется в процессе проведения финансовых операций, что способствует соблюдению финансовой дисциплины и предупреждению злоупотреблению финансовых ресурсов. Другие же авторы, Поляк Г.Б. например, пишет, что этот контроль осуществляется ежедневно, а не именно в момент совершения финансовой операции. Текущий контроль основывается на первичных документах, которые непосредственно связаны с выплатой или получением денежных средств.