ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Римский-Корсаков вдохновился данным произведением, и переложил его, на музыку сочинив романс для голоса и фортепиано с одноименным названием. Переложение для детского или женского двухголосного хора сделал Н. Лицвенко.
Композитор отталкиваясь от текста пишет произведение в форме рондо— музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. Рефрен то есть тема (А) повторяется 3 раза – (А, А1, А2); А(5т), А1(5т), А2(3т). В данном произведении 2 эпизода – (Б, С); Б(10т), С(6т). И содержит оркестровое, то есть фортепианное вступление и окончание.
Схема: А+ В+А1+С+A2
(5т+10т+5т+6т+3т)
Диапазоны хоровых партий:
Общий диапазон ундецима.
ДиапазонПартии сопрано доудецима.
ДиапазонПартии альтов октава.
Вступление фортепиано состоит из одного такта, которое исполняется на «f» что означает громко. Темп I - Moderato assai (=80) – что означает весьма сдержанно. Сопровождение аккордовое. Пример:
Далее начинается первый рефрен (А) которое состоит из 5 тактов, исполняется каноном, начинается с яркого вступления партия сопрано, затем вступает партия альтов, дублируя партию сопрано, во всем первом рефрене есть элементы имитации решительного и грохоческого характера с активным энергичным жестом, и четким показом на вторую долю. Хоровые партии равные по значимости имеют подголосочный полифонический склад развития, при котором вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Аналогичные действия происходят и во втором рефрене (А1) которое состоит из 5тактов, но поскольку меняется тональный план фактура более гармоническая и разнообразна более насыщена, чем в первом рефрене по структуре и по тональному плану. Примеры:
(А):
(А1):
Исполнение собранное и чёткое, и ауфтакт соответственно, в мелодии сопрано и альтов ритмический рисунок достаточно сложный для хорового ансамблевого исполнения. Основой ритмического движения для всех партий является пунктирный ритм (четверти с точкой, восьмые, восьмые с точкой, шестнадцатые). Пример:
(А):
(А1):
В первом эпизоде (Б) меняется темп и характер произведения, что является трудностью для хора и дирижера. где происходит контраст с грохоческого характера на нежный, плавный, спокойный, женственный характер. Темп ll - Poco piu lento=72 – что означает немного более протяжно. Мелодия плавная, но так же есть скачки на кварту и квинту в обоих голосах нисходящее и восходящее движение. Пример:
Сопровождение изменяется с аккордового на гармонические фигурации. В сопровождении есть намек на исполнение струнных инструментах, все построено на контрасте, элементы мазурки вальсообразие. Пример:
Первый эпизод (Б) начинается с затакта, состоит из 10 тактов. Дирижерский жест более компактен, кантилена мелодического характера, типично романсовый характер и первая часть заканчивается спокойной каденцией. Хоровые партии равные по значимости, гармоническое изложение. Пример:
Тип дыхания обусловлен динамической окраской и ритмическими особенностями в первом эпизоде композитор пишет термин «dolce» что означает нежно, мягко, ласково, нежное звукоизвлечение требуется нежное, легкое дыхание. Фразы короткие они распределяется на 2 такта. Фразы делят паузы. Пример:
(Б):
В первом эпизоде (Б) идет общее хоровое звучание. Пример:
(Б):
В первом и втором эпизодах (Б, С) встречаются унисоны. Пример:
(Б):
(С):
Второй эпизод (С) начинается из затакта, состоит из 9тактов. На затакте композитор пишет термин «piu lento» что означает более протяжно. В сопровождении присутствуют гармонические фигурации, есть намек на исполнение струнных инструментах, все построено на контрасте. Дирижерский жест более компактен, чем в первом предложении, кантилена мелодического характера, типично романсовый характер. Сложный ритмический рисунок. Основой ритмического движения для всех партий является пунктирный ритм (четверти с точкой, восьмые, восьмые с точкой, шестнадцатые). Пример:
Третий рефрен (А2) состоит из 3 тактов. Трактуется как заключение. Первый и второй такт поет партия сопрано мощно и выразительно, в третьем такте присоединяются альты. Заканчивается произведение яркой экспрессивной каденцией как бы с заключительным выводом: «Таков и ты поэт!». Композитор пишет термин «espressivo» что означает выразительно, экспрессивно. Пример:
Сопровождение в третьем рефрене (А2) так же изменяется с гармонических фигураций на аккордовое строение. Пример:
Дирижёрские трудности заключаются в чётком показе всех вступлений, особенно в перекличке голосов в началах рефренов, и перехода на плавность на последующих эпизодах, в умении показать смену темпа и характера звука и возвращение в первоначальный темп и образ. Изучение партитуры, изучение аккомпанемента, работа по партиям с партией альтов отдельно выстраивая двухголосие подключение аккомпанемента. На дирижера ложится сложная задача управления хором и сопровождением (фортепиано) в целях создания образа.