ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Мариан Викторович Коваль (1907 - 1971) – русский композитор, народный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Член КПСС с 1940 года. Настоящая фамилия Ковалев. Родился в с. Пристань Вознесения, ныне Подпорожского района Ленинградской области. В 1925-1930 годах учился в Московской консерватории по классу композиции у М.Ф. Гнесина, также занимался композицией у Н.Я. Мясковского. В 1925-1928 годах являлся одним из организаторов и участников Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл). В 1929-1931 входил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАМП). В 1948-1957 секретарь правления Союза композиторов РСФСР, в 1948-1952 главный редактор журнала «Советская музыка», в 1956-1962 художественный руководитель Русского народного хора им. Пятницкого. В конце 20х и 30е годы Коваль завоевал популярность своими песнями: «За морями, за горами» на слова Н.С. Тихонова, «Юность» на слова И.Л. Френкеля, «Качка» на слова Я.З. Шведова. Коваль стал одним из первых авторов песен и вокальных циклов, посвященных В.И. Ленину. Основу творчества Коваля составляют оперные, кантатно-ораториальные, хоровые и камерно-вокальные произведения. Среди них оратория «Емельян Пугачев» (слова В.В. Каменского, 1939 г.), на основе которой композитор создал героико-эпическую оперу «Емельян Пугачев» 1942 г. Оратория и опера отмечены широтой мелодического дыхания, использованием элементов русского фольклора, включают много хоровых сцен. В этих произведениях Коваль творчески развил традиции русской оперной классики, главным образом М.П. Мусорского. Мелодический дар, способность к доходчивому музыкальному высказыванию, использование ораторских приемов народного многоголосия типичны и для хоровых произведений Коваля. С 1925 года Мариан Коваль выступал как автор статей о музыке. Хоры Коваля отличаются яркой индивидуальность, красочной ладовостью, мастерским использованием хоровых средств, порой звуковой изобразительностью. Применяя удвоение женского хора мужским, параллельное движение аккордов. Унисонное и двухголосное изложение сменяется (особенно в кульминациях или каденциях) развитым многоголосием. В гармонии часто неполные аккорды, терпкие сочетания, образующие мелодическое движение.
Его сочинения:
Оперы «Земля встает», «Емельян Пугачев», «Севастопольцы», «Граф Нулин», детская опера «Волк и семеро козлят », балет «Аксюша». Для фортепиано 10 пьес на марийские темы, сюита «Музыкальная шкатулка», «Фантастические пьесы» и др. Для солистов, хора и фортепиано сюиты «Из жизни красноармейца», «Сказ о партизане». Для солистов, хора и оркестра оратория «Емельян Пугачев», кантаты «Народная священная война», «Чкалов». Для хора a cappella «Поэма о Ленине» (из 6 хоров), сюита «По родной стране», «Семья народов», цикл «Балтика». Цикл из 5 стихотворений Ф.И. Тютчева («Слезы», «Листья», «Что ты клонишь над водами», «Восход солнца», «Весенние воды»), цикл из 2х стихотворений Н.А. Некрасова («Назови мне такую обитель»), цикл «Песни сибирских охотников» на стихи Л. Черноморцева. Для голоса и фортепиано «Траурный прелюд», «Ильмень-озеро». 2 цикла о Ленине, романсы, песни, обработки, музыка для драматического театра и кино.
Оратория «Емельян Пугачев»
Оратория (по латыни oratorio - красноречие) – крупное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначено не для сценического, а для концертного исполнения. От кантаты оратория отличается большим размером, монументальностью, развернутой сюжетной линией. В оратории «Емельян Пугачев» (слова В. Каменского) раскрыта историческая тема – крестьянское восстание под предводительством Пугачева. Драматургическая линия оратории отличается рельефностью, образы очерчены ярко. Действующие лица – народ, Пугачев, его жена Устинья, башкирская девушка – имеют выразительную музыкальную характеристику. Народные сцены, написаны с большой убедительностью, составляют основу оратории. Тринадцать номеров оратории делятся на две части. Часть первая: «Ночь степная на Узени», «Песнь Устиньи», «Ой, земля - земелюшка», «Воля вольная»; часть вторая: «Пугачевский сбор», «Песня башкирской линии», «Бой», «Предательство», «Казнь Пугачева», «Финал». Драматургия этих частей близка к оперным действиям (не случайно позднее в опере «Емельян Пугачев» Коваль использовал почти все номера оратории). В первой части дан образ угнетенного, задавленного нуждой народа.
Хор крестьян «Ой, земля-земелюшка» как бы концентрирует в себе все страдания, всю меру отчаяния голодных и бесправных людей. Коваль пишет это хор без сопровождения, тем самым еще больше приближает нас к народной песне. Хор написан в сложной 3-х частной форме АВА₁. Первая часть А – период из 3-х предложений.
На протяжении всего первого предложения звучит альтовая партия со своим плотным, густым, бархатным тембром (пример 1).
Начало хора звучит тяжело, обреченно. Квинтоль в запеве Альтов придает мелодии свойственную народным песням несимметричность размера.
Во втором предложении этой части вступает весь хор на вокальном приеме «закрытый рот», только сопрано ведет мелодию и исполняет роль подголоска. (пример 2).
Третье предложение, период повторного строения, заканчивается на D (вопросительно, пример 3).
Вторая часть В – период не повторного строения, состоящий из 2х предложений. В первом предложении (на слова «Ой, земля-земелюшка!») приводит к мощному унисону всех партий хора – «Помоги, Емелюшка!» (пример 4)
Во втором предложении голоса резко делают скачек вверх в нюансе forte – звучит кульминация. Как плачь звучат нисходящие хроматические ходы голосов.(пример 5)
Кульминация способствует увеличению динамики и изменению темпа: poco a poco piu mosso (мало по малу более подвижно).
Третья часть А₁ - реприза. В отличие от первой части репризу поет мужской состав хора. В исполнении Басов тема приобретает еще большую тяжелость. (пример 6)
Тема Сопрано из первой части переходит к Тенорам и накладывается мотив «Помоги, Емелюшка!» из первой части у Альтов. На последних тактах звучат все хоровые партии.
В хоре преобладают черты народной песни: внутрислоговые распевы, подголоски, унисоны сменяющиеся многоголосием. Преобладает гомофонно-гармонический склад письма. Тональность b-moll придает серые, мрачные тона хору. Размер постоянный на протяжении всего хора 4/4. Темп первой и второй частях Larghetto – несколько скорее чем Largo(широко, очень медленно), но медленнее чем Andante(не спеша).
Динамика хора очень разнообразна. В первой и третей частях она развивается от piano до mezzo forte, во второй части – от mezzo forte до fortissimo в момент кульминации. Хор написан для 4х голосного смешанного хора a cappella. Композитор использует divisi партий: во второй части у Сопрано и Теноров (см.пример 5), а в заключении у басов.
Общий диапазон хора:
Диапазоны партий: С А
Т Б
Тесситура удобная. В кульминации используются верхние регистры в нюансе от mezzo forte до forte, в остальном преобладают средние и низкие регистры.
Дыхание по фразам, внутри фраз цепное. В моменты когда хор поет закрытым ртом, композитор сам помечает в партитуре общехоровое дыхание (см. пример 2). Способ звуковедения Legato(связано), что соответствует драматическому образу произведения.
При работе над произведение могут возникнуть:
1.Интонационные трудности (скачки на широкие интервалы). 2.Исполнение унисонов, октавные удвоения (см. пример 4 и в заключении у Басов). 3.Интонирование хроматизмов. 4. Исполнение квинтолей.
Трудности могут возникнуть с темпом и его изменениями. Хор должен постоянно взаимодействовать с дирижеров.
Дикционные трудности:
1.Максимально допевать гласные. 2.Согласные с конца слога переносить к началу следующего. 3.Согласные произносить четко и быстро.
Дирижерские задачи:
1.Донести характер произведения. 2.Передать форму. 3.Показывать четкие ауфтакты, снятия. 4.Показать развитие динамики.