ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация

на произведение

«МОРЕ СПИТ»

Слова: Л. Кондрашенко Музыка: М. Парцхаладзе

1. Сведение о произведении и его авторах.

Произведение «Море спит» написано для детского или женского хора a capella. По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру.

  1. Литературный текст.

Оно металось до утра, ревело у причала,

Оно швыряло катера и корабли качало.

Оно срывала якоря, дрожащие от гула,

А на заре, как все моря, притихло и уснуло.

Смотри: спокойно лежит оно, ни с кем не споря.

Устало море. Море спит. Не разбудите море.

Автор текста пытается поведать нам о величии моря о его широте и глубине. О том что, с виду спокойная вода, может в мгновение закипеть и обрушиться на корабли, стоящие на якоре, всей своей несокрушимой мощью. Мне кажется, что композитор музыкой передал все то что хотел сказать автор.

  1. Музыкально- выразительные средства.

Форма хоровой миниатюры- двухчастная.

Тональный план произведения:

1 часть: g- moll

2 часть: G- dur

Основная тональность произведения: g- moll, но, во второй части, композитор переходит в одноименную тональность G- dur, тем самым, пытается нам показать два разных характера моря моря.

Ритм произведения достаточно простой. Основным ритмическим рисунком для всех партий является обычный ритм (восьмые и четверти).

Гармония произведения достаточно проста, но очень красочна. Она отражает величие моря. Легка по своей структуре, яркие и одновременно светлые, мягкие сочетания голосов, образуют очень насыщенную гармонию.

  1. Хоровая фактура.

Фактура миниатюр- гомофонно-гармоническое.

Вид хора: двухголосный (S, A)

Состав хора:

сопрано- 1, 2

альты- 1,2

Диапазон всего хора: от си малой у альтов, до ми второй у сопрано.

Диапазоны партий:

Сопрано 1- ре первой, ми второй.

Сопрано 2- ре первой, до второй.

Альты- си малой, соль первой

Партия альтов имеет дивизии. В хоре, периодически звучит четырехголосье.

Тесситура удобная для каждой партии, а это значит, что произведение может исполнять не только профессиональный женский хор, но и подготовленный самодеятельный хор. Так же это произведениеможет исполнять хорошо подготовленный детский хор


  1. Исполнительский план.

Поэт и композитор передали характер моря, то есть, какое бывает море в шторм и непогоду, какое оно бывает в штиль, спокойное и мирное.

А первой части передается образ бушующего моря следующими вокально-хоровыми средствами: оживленный темп, при размере 6∕8, четверть = 104. Кульминационный момент piu allagrando; использована следующими нюансами: от mp до ff.

При проведении фразы: «Оно металось до утра» сделать движение к «… до утра», с внутренним напряжением, с легким ускорением. Необходимо делать большое crescendo, что бы получилась ярко выраженная фраза.

Звуковедение: non legato

Начало фразы (mp) нужно показывать кистью, движением, постепенно расширяя амплитуду, чтобы придти к концу фразы ff. Последнее предложение «Оно срывало якоря, дрожащие от гула», вторая фраза, которая является кульминацией, исполняется от mf до ff, при piu allargando, необходимо показать в начале небольшим, но, крепким жестом, резко усиливая и расширяя жест. Дирижируется 6/8 по двухдольной схеме.

Вторая часть произведения передает характер спокойного спящего моря.

Начинается эта часть умиротворенно, четверть = 50 при размере 6/8. Эта часть должна звучать в два раза медленнее, чем первая. Звуковедение должно быть legato. Начинается sub. р. При таком темпе дирижёру необходимо показывать долгие ноты в партии сопрано «А на зоре...», и на фоне долгой ноты провести фразу альтов. Кульминация в этой части приходится на слова «Смотри: спокойно…», так как звучание mf, и к нему ведет crеscendo, в заключении меняется темп (немного сдержанней), меняется размер 8/8, каждую долю следует протактировать для того чтобы создать ощущение замедления, затем три такта 6/8. В последних 3 тактах дирижер должен, просто, подержать левую руку, так как нота такта тянется целый такт. При этом, правая рука может очень незаметно посчитывать доли.

Интонационные трудности: сложные интервалы (секунды, кварты, сексты).

Динамические трудности: в первой части, в течение 1- 2 тактов необходимо показать нарастание динамики. Первая часть возбужденная, динамичная, вторая часть умиротворенная, певучая. Необходимо , после ff, резко начать петь на mp.

Дирижерские трудности: начало фраз первой части необходимо показывать кистевыми движениями, постепенно расширяя амплитуду движения, чтобы придти к концу фразы. Последнее предложение следует расширить, так как это конец первой части. Это нужно показывать большим, тяжелым жестом.

Вторая часть начинается на mp, она певучая. Дирижерский жест legato, плавный и протяжный.


Автор и композитор хотели передать передать такую мысль: море можно сравнить с жизнью человека. Как на море бывает шторм или штиль, так в человеческой жизни, бурные периоды страстей и настроений сменяются периодами спокойного сосуществования.