ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
-
Сущность управления менеджмента
Менеджмент- это система управления предприятием в условиях рынка. Менеджмент это функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Термин менеджмент является аналогом термина управления, но не в полной мере. Менеджмент соответствует англ. слову to manage- «управлять» полное слово произошло через лат. слово manus- «рука» данные понятия переводятся, как руководить, управлять. Менеджмент зародился во времена промышленной революции в 19веке. Владельцы возникших фабрик не могли наблюдать за деятельностью большого количества работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали для того чтобы они могли передавать интересы владельцев на рабочих местах- эти люди были менеджерами. Менеджер- это член организации осуществляющий деятельность и решающий управленческие задачи. Не все менеджеры занимают в организации одинаковые позиции- это связано с тем, что в любой организации существует иерархия и функции выполняемые менеджерами различны. Кроме того имеет различный уровень ответственности. Если в России руководитель- это первое лицо предприятия, то на западе менеджер не является таковым. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений. Менеджер не является владельцем фирмы, хотя и может владеть частью их акций. В основном он работает по найму. Таким образом, менеджмент- это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение, намеченных целей, путем рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.
-
Предмет и задачи науки управления
Управление представляет собой целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Процесс управления характеризуется двумя составляющими: субъектом управления и объектом. Под субъектом понимают физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления. Под объектом понимают физическое или юридическое лицо, на которое направлено властное воздействие. Предметом науки управления является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и различных звеньях социально-экономической системой. Задачами науки управления является изучение законов, закономерностей, методов и принципов, формирование гибкой стратегии по достижению поставленной цели.
-
Эволюция управленческой мысли
В развитии теории и практики управления выделяют исторические периоды: 1) первый период 9-7 тыс. до н.э. по 18 век. На этом этапе присутствуют самые простые формы организации совместного труда на стадии первобытнообщинного строя, в это время управление осуществлялось сообща всеми членами рода или общины примерно 9-7 тыс. до н.э. в ряде мест ближнего востока произошел переход от присваивающего хозяйства и производящей экономике. Это стало точкой отсчета в зарождении управления. Одним из первых выделял управление как сферу деятельности- Сократ, который анализировал различные формы направления, А. Македонский- теория и практика управления войсками. 2) второй- индустриальный 1776-1890гг. наибольшая заслуга управленческой мысли принадлежит А. Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государь. Оуэн высказал идеи о необходимости обучения и улучшение труда и быта рабочих. 3) третий период систематизации 1856-1960гг. наука управления находится в постоянном движении, формируются новые школы, меняются исследователи и их взгляды, заслуги принадлежат: школе научного управления, классическая или административная, школа человеческих отношений и поведенческих наук.
-
Школы менеджмента
1.Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
2.Особенности административной школы. Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
-
разделение труда.
-
полномочия и ответственность.
-
дисциплина.
-
единоначалие.
-
единство направления;
-
подчиненность личных интересов общим.
-
вознаграждение персонала.
-
Централизация
-
скалярная цепь,
-
порядок.
-
справедливость
-
стабильность рабочего места для персонала.
-
инициатива.
-
корпоративный дух.
-
3.Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.
-
Понятие организации. Концепция жизненного цикла организации
Организацией является группа лиц взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленной цели. В этом состоите главные функции, выполняя которые организация преобразует с помощью соответствующих технологий материальные, информационные, трудовые ресурсы в требуемые конечные результаты. Таким образом, организация представляет собой социальный институт и может рассматриваться одновременно как субъект и как средство деятельности. Ч. Бернард считает, что организация это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Чтобы считаться организацией трудовое формирование должно отвечать следующим требованиям: 1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы; 3) наличие членов группы, которые намерены работать вместе, чтобы достичь значимой для все цели; 4) обособленность, выражается в наличии границ отделяющих организацию от внешнего окружения; 5) системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых происходит взаимодействие между собой; 6) саморегулирование, позволяет организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни. Согласно концепции жизненного цикла организации, вся ее деятельность проходит ряд стадий начиная с рождения, расцвета до прекращения существования или коренной модернизации: 1) этап становления организации- для нее характерно определении главной цели, основная задача- выход на рынок и стремление максимально увеличить прибыль; 2)этап роста- главная цель- кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание осуществляется за счет жесткого руководства, основная задача- укрепление и захват части рынка, а также планирование прибыли (мало прибыли, т.к. она уходит на развитие); 3)этап зрелости- главная цель- систематичный, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа, эффект руководства осуществляется за счет доминирования полномочий, основная задача- рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов; 4)старение организации (максимум чего могла добиться организация) главная цель- это сохранить достигнутый результат, основная задача- обеспечить стабильность; прекращение существования организации, главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям, ее рост осуществляется за счет коллективизма, главная задача- «омоложение» в области организации труда, внедрение научно-обоснованного труда.