ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Львы и тигры - кошачьи.

Львы быстро бегают.

--------------------------------------

Тигры быстро бегают.

При более внимательном рассмотрении можно убедиться, что данное умозаключение представляет собой неправильный регрессивный

полисиллогизм:

S1 есть Р1.

S2 есть Р1.

------------------------

S2 есть S1 .

S1 есть Р2.

------------------------

S2 есть Р2.

Например,

Львы - кошачьи.

Тигры - кошачьи.

-------------------------

Тигры - львы.

Львы быстро бегают.

-------------------------------

Тигры быстро бегают.

Очевидно, что умозаключение по аналогии может дать достоверный вывод только в том случае, если речь идёт об одном и том же предмете, т.е.

S1S2. (161)

Контрольная работа № 22.

Упражнение 1. Установить тип индуктивного умозаключения. Определить посылки, вывод, записать схему.

О б р а з е ц: Дети, которых я знаю, любят манную кашу. Веро-

ятно, манную кашу любят все дети.

Умозаключение неполной индукции, вывод вероятностный. Логическая схема -

m1, m2, m3...

mn есть Р

m1, m2, m3...

mn есть S

---------------------------------

Все S есть Р.

1.1. Свидетелями по данному делу являются граждане А., В., С.. В среду были допрошены свидетели А и В, а в четверг - С.. Следовательно, все свидетели по данному делу допрошены. 1.2. Известно, что все

128

пингвины откладывают яйца. Пингвины - птицы. Следовательно, все птицы откладывают яйца. 1.3. Все известные мне люди этой национальности - бомжи или преступники. Следовательно, все люди этой национальности - бомжи или преступники. 1.4. Известно, что студенты 1, 2, 3 группы явились на экзамены. Значит, все студенты данного курса явились на экзамены. 1.5. Иванов и Петров курили и умерли от рака легких. Следовательно, все курильщики умирают от рака легких. 1.6. Наши соседи по квартире каждый вечер злобно ругаются. Следовательно, все люди по вечерам злобно ругаются. Но мы не ругаемся по вечерам. Следовательно, мы - не люди. 1.7. В 1581 году Ермак начал освоение Сибири. В 1639 году Иван Московитин начал освоение Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым обогнул чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Всё это говорит о том, что ещё в 16-17 веках наши соотечественники обследовали и осваивали далёкие северные и восточные просторы. 1.8. Хрен и редька - горькие. Редька - корнеплод. Следовательно, все корнеплоды - горькие. 1.9. Медведь, волк и лиса живут в лесу. Все они - герои русских народных сказок. Следовательно, все герои русских народных сказок живут в лесу. 1.10. Иван Грозный правил до своей смерти. Николай Второй отрёкся от престола по причине революции. Никита Хрущёв был смещён с поста в результате заговора. Михаил Горбачёв отказался от власти после распада страны. Грозный, Романов, Хрущёв и Горбачёв - правители России. Следовательно, ни один правитель России не лишался власти в результате демократических выборов. 1.11. Крестьянская война 874901 годов в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524-26 годов в Германии потерпела поражение. Потерпели поражение все крестьянские войны в России в 17 веке. Следовательно, все крестьянские войны обречены на поражение. 1.12. В Эфиопии люди живут плохо. В Нигере люди живут плохо. В Чаде люди живут плохо. Всё это - страны Африки. Значит, в Африке люди живут плохо. 1.13. Волга и Ока - реки. Они - пресные. Следовательно, все реки - пресные. 1.14. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производства происходит медленнее. Более высокая плотность населения служит одной из предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития. 1.15. Египтяне - вымерли. Ассирийцы - вымерли. Всё это - древние цивилизации. Значит, они вымерли. Но китайцы не вымерли. Следовательно, китайцы не являются представителями древней цивилизации. 1.16. Крабы -

129


морские животные. Раки - речные животные. Крабы и раки - членистоногие. Следовательно, все членистоногие - морские или речные животные. 1.17. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нём огонь. Если доступ воздуха в горн прекратить, то огонь погаснет. Значит воздух - необходимое условие горения. 1.18. Все кошки ловят мышей и боятся собак. Собаки не ловят мышей, но не боятся собак. Значит, боязнь собак - необходимое условие ловли мышей. 1.19. Крокодилы живут в воде и несут яйца. Утки также живут в воде и несут яйца. Следовательно, все утки - крокодилы. 1.20. Всякий раз, когда я бываю сосредоточен, я добиваюсь хороших результатов в усвоении материала; если же я рассеян, то я не усваиваю ничего. Значит, сосредоточенность - одно из важных условий моего жизненного успеха. 1.21. Когда я сплю и ем, я не могу работать. Когда я не сплю и не ем, я могу интенсивно работать. Не работая, я не добьюсь успеха в жизни. Следовательно, для достижения жизненного успеха, я должен как можно меньше есть и спать. 1.22. Железо - электропроводно. Алюминий - электропроводен. Медь - электропроводна. Ртуть - электропроводна. Железо, алюминий, медь, ртуть - металлы. Все металлы - электропроводны. 1.23. Персик - сладок. Апельсин - сладок. Всё это - фрукты. Следовательно, все фрукты - сладкие, а грейпфрут - не фрукт, потому что он горчит. 1.24. Мыши - грызуны. Хорьки - грызуны. Мыши и хорьки - живут в норах. Все грызуны живут в норах. Следовательно, человек, живущий в норе, грызун. 1.25. Бегемот не летает. Слон не летает. Оба они - млекопитающие. Следовательно, все млекопитающие не летают. 1.26. Разные зелёные растения, попадая в тёмное место, утрачивают зелёную окраску. Будучи перенесёнными на свет, они вновь зеленеют. Из этого опыта заключаем, что свет и образование зелёной окраски растений находятся в причинной связи. 1.27. Если я надену зелёные очки и посмотрю на соседа, то мой сосед позеленеет. Если же я сниму зелёные очки и посмотрю на соседа, то он приобретёт нормальную окраску. Из этого опыта заключаем, что цвет соседа и надевание очков находятся в причинной связи. 1.28. Если из-под стеклянного купола выкачать воздух, то звук электрического звонка, повешенного под этот купол, перестаёт быть слышен. Значит, наличие воздуха является причиной распространения звука. 1.29. Если в комнате выключить свет, то предметы станут невидимыми. Значит, наличие света - это причина видимости предметов. 1.30. При удалении у теплокровного мозжечка, оно теряет способность координировать движение. Значит, в этой части мозга сосредоточены нервные центры, являющиеся причиной нормальной координации движений у теплокровного.

130


Упражнение 2. Соединить посредством умозаключения по аналогии следующие понятия.

О б р а з е ц: колонна и одеколон. Составляем умозаключение -

Колонна - продукт труда людей. Одеколон - продукт труда людей.

Колонны не встречаются в дикой природе.

----------------------------------------------------------

Одеколоны не встречаются в дикой природе.

2.1.лубок и сапог; 2.2. вакса и клякса; 2.3. язык и клык; 2.4. морозы

ирозы; 2.5. носы и заносы; 2.6. палка и прялка; 2.7. москвич и сыч; 2.8. лимон и кимоно; 2.9. народ и носок; 2.10. носорог и творог; 2.11. лодка

иселёдка; 2.12. санитар и монтажник; 2.13. роман и обман; 2.14. крыса

икрыша; 2.15. пулемёт и компот; 2.16. торг и восторг; 2.17. кочан и чан; 2.18. подушка и кадушка; 2.19. старушка и ватрушка; 2.20. сало и сажа; 2.21. забава и облава; 2.22. засов и засуха; 2.23. ком и кот; 2.24. коса и коза; 2.25. карга и кочерга; 2.26. вокзал и вокал; 2.27. альбом и

альков; 2.28. арматура и литература; 2.29. отдых и выдох; 2.30. слива и кирасир.

Упражнение 3. Используя фиксированный термин, построить полисиллогизм, включающий в себя дедуктивное, индуктивное умозаключения и умозаключение по аналогии.

О б р а з е ц: жук.

Все жуки - насекомые.

Божья Коровка - жук.

----------------------------------

Божья Коровка - насекомое. Таракан, муха, комар - также насекомые.

Божья Коровка, таракан, муха, комар - имеют крылья.

-------------------------------------------------------------

Все насекомые - имеют крылья. Все птицы имеют крылья.

Все птицы имеют ножки.

--------------------------------------------------------------

Все насекомые имеют ножки.

3.1. жизнь; 3.2. жаба; 3.3. жадность; 3.4. жалоба; 3.5. желе; 3.6. жена; 3.7. жеманство; 3.8. железо; 3.9. жетон; 3.10. жестокость; 3.11. жулик; 3.12. тротуар; 3.13. театр; 3.14. тесто; 3.15. танец; 3.16. трамвай; 3.17. тамбур; 3.18. тачка; 3.19. таксист; 3.20. тяжба; 3.21. танк; 3.22.

131


тумба; 3.23. тупость; 3.24. текст; 3.25. телевизор; 3.26. телец; 3.27. тыква; 3.28. табурет; 3.29. трасса; 3.30. трон.

132


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М.: Юристъ, 2007..

2.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: Инфра-М,

2008.

3.Гетманова А.Д. Логика. - М.: Омега-Л, 2007.

4.Маковельский А.О. История логики. – М.: Кучково поле, 2004.

5.Ивлев Ю.В. Логика. - М.: Велби, 2007.

6.Кэррол Л. Логическая игра. - М.: Терра, 2008.

7.Ивин А.А. Логика для юристов: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

8.Упражнения по логике (под ред. В.И.Кириллова). - М.: Проспект, 2007.

9.Ивлев. Логика. - М.: Велби, 2007.

133

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ББК 87.4.....................................................................................

3

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................

4

Глава 1. ПОНЯТИЕ.................................................................

6

1.1.Содержание и объем понятия.........................................................

6

1.2. Виды понятий.................................................................................

9

1.3. Отношения между понятиями

 

.......................................................................................................................

11

1.4. Определение понятий

.......................................................................................................................

18

1.5. Деление понятий

.......................................................................................................................

23

C одним С двумя...................28

1.6. Логические операции с классами. Классификация

.......................................................................................................................

28

B............................................................................................................

32

C............................................................................................................

32

D............................................................................................................

32

Глава 2. С У Ж Д Е Н И Е.....................................................

34

2.1. Определение и структура суждения. Суждение и предложение.

.......................................................................................................................

34

2.2. Язык исчисления предикатов.

.......................................................................................................................

38

2.3. Объединенная классификация простых суждений по количеству и качеству.

.......................................................................................................................

42

A...............................................................................................

47

S................................................................................................

47

134