Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентоспособность объекта определяется как его потенциальная способность конкурировать с аналогичными объектами на предполагаемом рынке (рынках), обеспеченная реализацией стратегических комплексных программ (стратегий) повышения качества основных параметров системы [14, с. 488].

1.2 Уровни конкурентоспособности

В экономической литературе выделяют 4 уровня конкурентоспособности. Им присущи свои методы организации управления.

На первом уровне конкурентоспособности предприятий фактор управления рассматривается менеджерами как внутренне нейтральный. Считается, что если регулярный менеджмент был уже поставлен в их компаниях, то и дальнейшее управление никак не будет влиять на конкурентоспособность. Менеджеры уверены в эффективности служб, качестве, производимых товаров и поэтому заботятся лишь о поставке потребителям рекламируемых товаров. Дополнительные нововведения в производстве или в управлении считаются здесь излишествами. Данный подход принесет компании успех лишь в том случае, если она сумеет найти свою нишу на рынке. Однако в процессе функционирования может случиться, что компания вырастет из этой ниши и вступит в конкурентные отношения в новом сегменте. Кроме того, данная ниша рынка может стать растущим рынком, который будет привлекателен и для остальных производителей-конкурентов. В этом случае одного только умения выпускать качественную продукцию и обеспечивать регулярный менеджмент будет недостаточно. Необходимо создать для своего товара еще и такие конкурентные преимущества как имидж, бренд и др.; нужно будет превзойти товары, предложенные предприятиями-конкурентами, по качеству, ценам, точности поставок, издержкам производства, уровню обслуживания и др.

В РФ большое количество компаний первого уровня конкурентоспособности является следствием слабости конкурентной борьбы на внутреннем рынке из-за его низкой насыщенности.

Компании, которые относятся ко второму уровню конкурентоспособности, пытаются сделать «нейтральными» системы производства и управления, то есть такими, которые полностью соответствуют стандартам их основных конкурентов на конкретном рынке. Такие предприятия просто стремятся воспроизвести то, что производят лидирующие фирмы, при этом максимально заимствуют технические приемы и методы организации производства у ведущих фирм и предприятий данной отрасли. Комплектующие, сырье и материалы покупаются из тех же источников, что и у их главных конкурентов[7, с. 82].


Особенностями предприятий второго уровня являются: — кадровая политика: руководители фирм стремятся переманить специалистов и управляющих из других компаний в этой же отрасли, основываясь на их высокой квалификации и профессиональных качествах;

  • присутствуют более совершенные методы конкуренции: ценовая конкуренция в этом случае вытесняется конкуренцией, в которой критериями являются качество, уровень обслуживания и т.п. Эти предприятия стремятся «подтянуться» к лидерам по основным параметрам;
  • маркетинг становится главной функцией управления: данные предприятия обычно придерживаются концепции маркетинга, которая ориентирована на продукт. Изучение рынка становится повседневной аналитической работой, которая направлена на определение потребностей потенциальных клиентов и потребителей, эффективно используется реклама;
  • ориентиром являются наиболее типовые технологии управления, которые обеспечивают успех на рынке. Совершенствование предприятия, стимулирование условий труда, развитие систем управления осуществляются по принципу «разумной достаточности» (если конкуренты этим не обладают, то, значит, и нам пока это не нужно).

На определенном этапе такое заимствование не добавляет конкурентоспособности предприятию. В этом случае руководителям таких компаний приходится ответить на следующий вопрос: придерживаться общих стандартов или использовать собственные конкурентные преимущества. Если ответ будет найден верно, то предприятие становится в один ряд с лидерами отрасли и придерживается собственной политики производства[8, с. 63].

Отличительными чертами компаний третьего уровня конкурентоспособности являются следующие:

  • производство поддерживается «изнутри» и на его развитие сориентированы все подразделения данного предприятия;
  • нужды и запросы потребителя ставятся в центр внимания: предприятия придерживаются концепции маркетинга, который ориентирован на потребителя, управление активно содействует развитию производства;
  • все нововведения и изменения в производстве товаров осуществляются лишь в том случае, когда есть полная уверенность в том, что это нужно конечному потребителю и они это одобрят.

В конкурентной борьбе успех предприятия зависит не столько от производства товаров, сколько от деятельности в сфере управления и ее эффективности. Можно сказать, что компании третьего уровня конкурентоспособности придерживаются концепции интегрированного маркетинга, ориентированного на удовлетворение запросов потребителя. Все функции управления и производства совершенствуются непрерывно и соответствуют требованиям маркетинга. В качестве других особенностей предприятий можно привести: организацию быстро перестраивающегося аппарата управления, более высокую гибкость и оперативность при принятии решений, лучшую мотивацию работников[9, с. 62].


Компании, достигшие четвертого уровня, находятся впереди своих соперников на многие годы. Данные предприятия готовы конкурировать с любыми предприятиями и в любом аспекте управления или производства. Все изменения стратегии развития, управления, организации производства осуществляются в таких предприятиях с учетом результатов анализа рынка. Все функции управления непосредственно вовлечены в маркетинговые исследования и систематизацию результатов. В подразделениях маркетинга сосредоточено все меньше работы. Эти подразделения только обобщают полученные данные, интегрируя и координируя работу других служб.

Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности

2.1 Общая характеристика Сахалинском центре «ЭКОСПАС»

Сахалинский центр «ЭКОСПАС» - филиал акционерного общества (ООО) «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ООО «ЦАСЭО»). «ЭКОСПАС» – это группа компаний, состоящая из головного предприятия ООО «ЦАСЭО», сети его филиалов и дочерних структур. «ЭКОСПАС» создан в 1998 году по решению Правительственной межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и интегрирован в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ.

Акционерное общество «ЦАСЭО», образованное тремя участниками (акционерами), в соответствии со ст. 96-104 Гражданского кодекса РФ, (в редакции Федерального закона от 5 мая 2015 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208 «Об акционерных обществах», действующим законодательством, является коммерческой организацией в форме публичного акционерного общества.

Каждый из участников (акционеров) ООО не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Для обеспечения деятельности общества акционеры создали Уставный капитал общества, который на момент создания составлял 100 000 (сто тысяч) рублей. Уставной капитал общества сформирован из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (размещенные акции). Обществом размещены обыкновенные именные бездокументарные акции одинаковой номинальной стоимостью 1000 (одна тысяча) рублей в количестве 100 (сто) штук. Акционерами общества являются компании: ООО «ЭКОСТАР», ЗООО «Сети», ООО «Центр разработки и производства аварийно-спасательного оборудования «Арсенал спасения»». Компаниям, соответственно, принадлежит: 82, 10 и 8 процентов акций общества.


ООО «ЦАСЭО» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в инспекции ФНС России № 28 по г. Москве. Расположено по адресу: 117485, г Москва, ул. Профсоюзная, д 100 А.

Сахалинский центр «ЭКОСПАС» - филиал ООО «ЦАСЭО» самостоятельным юридическим лицом не является и действует от имени общества и на основании утверждаемых обществом положений. Руководитель филиала общества назначается Генеральным Директором общества и действует на основании доверенности, выданной обществом.

Общество действует на основании Устава, определяющего создание общества для осуществления основных целей и задач, направленных на проведение всех видов аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на суше, море и внутренних водах на всей территории и получение прибыли от своей деятельности. Главной задачей предприятия, отраженной в Уставе, является: эффективное решение задач в области обеспечения экологической, промышленной и пожарной безопасности.

Предметами деятельности общества являются:

  • Разработка и реализация проектов в области защиты территорий и жизнеобеспечения населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации;
  • Предоставление услуг профессионального аварийно-спасательного формирования;
  • Участие в экологических программах по ликвидации загрязнений нефтью и нефтепродуктами, утилизации опасных отходов, отходов производства и потребления;
  • Изготовление, продажа и техническое обслуживание специализированного оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;
  • Организация обучения и повышения квалификации персонала по аварийно-спасательным работам, действиям при ЧС, ликвидации разливов нефтепродуктов.

Основными направлениями деятельности общества являются:

  • Поддержание сил и средств для выполнения работ по ликвидации нефтеразливов;
  • Обслуживание опасных производственных объектов, газоспасательные работы, аварийно-спасательные работы;
  • Разработка необходимой документации в области промышленной безопасности (паспорта безопасности опасных производственных объектов, планы мероприятий по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, иная необходимая документация);

Сахалинский центр «ЭКОСПАС» имеет статус «Профессионального аварийно-спасательного формирования» в области организации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов (свидетельство Межведомственной аттестационной комиссии от 08.11.2011 г. серия 0068 № 8-900-31).


В настоящее время Сахалинский центр «ЭКОСПАС» обеспечивает промышленную и экологическую безопасность 65 предприятиям и организациям Сахалинской области, эксплуатирующим 110 опасных производственных объектов.

Специалисты филиала обслуживают объекты ведущих компаний отрасли: «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании ЛТД» (Проект «Сахалин-2»), «Эксон Нефтегаз ЛТД« (Проект «Сахалин-1», объекты: Нефтеотгрузочный терминал «Де-Кастри», Береговой комплекс подготовки углеводородов «Одопту», Береговой комплекс подготовки углеводородов «Чайво»), ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», «Флуор Дэниел Евразия Инк.», ООО «Петросах», ООО «Восток Морнефтегаз», ООО «Восточная транспортно-экспедиторская компания, ГУСП «Птицефабрика Островная», ООО «Эра Логистики».

Филиал работает в соответствии с требованиями стандарта системы менеджмента качества организации ISO 9001:2008 и ГОСТ 12.0.230-2007 в области «Системы управления охраной труда».

Для общей оценки экономической деятельности общества проанализирована динамика изменения основных экономических показателей деятельности предприятия, представленных в Таблице 2.1 за 2014 – 2016 гг. на основе данных Бухгалтерского баланса за 2016 год (Приложение А), в том числе «Отчёта о финансовых результатах» (Приложение Б) и (Приложение В).

Таблица 2.1 - Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «ЦАСЭО» за 2014-2016 гг.

Показатели

2014

2015

2016

Отклонение

2015 к 2014

2016 к 2015

(+;-)

%

(+;-)

%

1.    Выручка, тыс. руб.

431364

679900

696656

248536

157,62

16756

102,46

2.    Себестоимость услуг, тыс. руб.

277485

439340

449939

161855

158,33

10599

102,41

3.    Валовая прибыль, тыс. руб.

153879

240560

246717

86681

156,33

6157

102,56

4.    Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

3214

29921

165458

26707

930,96

135537

552,98

5.    Чистая прибыль, тыс. руб.

2663

21718

157040

19055

815,55

135322

723,09

6.    Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

44511

76189

151309

31678

171,17

75120

198,60

7.    Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб.

123832

163736

342495

39904

132,22

178759

209,18

8.    Среднесписочная численность персонала, чел.

310

385

513

75

124,19

128

133,25