Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и использование термина трудовой стаж в законодательстве Российской Федерации
1.1 Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан
1.2 Характеристика трудового стажа как юридического факта
1.3 Вопросы использования термина «стаж» в трудовом правеи праве социального обеспечения
Глава 2 Анализ видов трудового стажа
2.1 Характеристика и анализ видов трудового стажа
С. В. Люминарская указывает, что начиная с 1 января 2002 г. институт стажа претерпел значительные изменения и рассматривается как две разные категории - трудового стажа и страхового стажа[8]. Однако трудовой стаж - это родовое понятие по отношению к страховому стажу, а страховой стаж представляет собой разновидность трудового стажа. Сегодня нормативно-правовые акты, наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа: общий трудовой стаж; страховой стаж (общий страховой стаж, специальный страховой стаж, страховой стаж для определения размера пособий по временной нетрудоспособности); выслуга лет; непрерывный трудовой стаж. В Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее - Трудовой кодексРФ)1 выделяются иные виды стажа, имеющие различное назначение: трудовой стаж работника (ст. 66); стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121); стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 121); общий и непрерывный трудовой стаж, а также стаж работы по специальности (ст. 256); трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций (ст. 314); стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 317); общий и специальный трудовой стаж (ст. 375)[9].
В связи с разнообразием видов трудового стажа требуется четкое понимание того, как указанные периоды соотносятся между собой, так как это может приводить к проблемам правоприменения. В апелляционном определении Свердловского областного суда от 26 марта 2015 г. по делу № 33-4133/20152 термины «страховой стаж» и «трудовой стаж» рассматриваются как синонимы и даже объединены общим словом «стаж», оба рассматриваются в качестве основания для назначения трудовой пенсии по старости[10].
Вопросы вызывает определение периодов, засчитываемых в трудовой стаж при предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Статьей 256 Трудового кодекса РФ определено, что «отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности». Общий трудовой стаж в статье 256 Трудового кодекса РФ обозначает трудовую деятельность вообще. В законодательстве о социальном обеспечении под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. В соответствии с правилами ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») в продолжительность общего трудового стажа включаются различные периоды в зависимости от выбора застрахованного лица. При этом периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности включаются в общий трудовой стаж лишь в порядке п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»[11]. В целях определения расчетного пенсионного капитала в порядке п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отпуска по уходу за ребенком в общий трудовой стаж не включаются. Поэтому логично предположить, что законодатель либо не учел изменений в законодательстве о социальном обеспечении, либо подразумевает под общим трудовым стажем в ст. 256 Трудового кодекса РФ страховой стаж. Следовательно, в ст. 256 Трудового кодекса РФ необходимо «общий трудовой стаж» переименовать в «страховой стаж» и установить, что период отпуска по уходу за ребенком включается в страховой стаж согласно ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (т. е. в страховой стаж наравне с работой засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности).
В трудовом праве стаж работы по специальности при включении в него периодов ухода за ребенком, когда трудовая деятельность не осуществляется, искусственно расширяется, что не соответствует принципам профессионализма и компетентности осуществления трудовой деятельности. К тому же, при включении на равных периодов фактически осуществляемой трудовой деятельности и периодов ухода за ребенком нарушается принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, закрепленного в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Методологически верным будет применение конструкции специального страхового стажа в праве социального обеспечения к исчислению стажа работы по специальности в трудовом праве: в специальный страховой стаж включаются только периоды фактически осуществляемой трудовой деятельности.
Неудачна формулировка определения термина «страховой стаж», приведенная в ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[12]: «страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж». За счет большого количества признаков, характеризующих данное понятие, повышается информативность правового термина, однако усложняется его восприятие, а употребление данного термина в строго определенном значении приводит к возникновению тавтологии при интерпретации правового акта. К примеру, в ч. 2 ст. 9, ч. 10 ст. 10, ч. 6 ст. 13, ст. 15 и в других статьях указанного федерального закона используется языковая конструкция «продолжительность страхового стажа», что лексически означает «продолжительность суммарной продолжительности...».
Следует отметить также, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» (так же, как и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») оперирует термином «страховой стаж» в качестве одного из условий назначения страховых пенсий, в то же время Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее - Закон № 166-ФЗ)[13]при обеспечении пенсиями по старости лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, до сих пор использует термин «трудовой стаж». Исходя из буквального толкования определения понятия «трудовой стаж», содержащегося в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в него включается суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, трудовой стаж становится разновидностью страхового стажа, что не соответствует современным научным представлениям о соотношении указанных понятий, в соответствии с которыми страховой стаж является одним из видов трудового стажа1. При этом на основании ч. 2 ст. 10 указанного Закона гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Поскольку Федеральный закон «О страховых пенсиях» дефиницию термина «трудовой стаж» не содержит, о его содержании можно только догадываться. Вопросам исчисления стажа в данном Законе посвящена гл. III «Страховой стаж», и именно продолжительность страхового стажа (периодов работ и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) является условием назначения страховых пенсий. Строго говоря, в терминологии ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», речь идет о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а в ст. 12 о периодах, засчитываемых (не являющихся страховыми, но приравненных к таковым) в страховой стаж. Статья 2 Закона № 166-ФЗ говорит о засчитываемых в страховой стаж периодах, но только о периодах работы и трудовой деятельности, исключая иные пе-риоды, засчитываемые в страховой стаж. На наш взгляд, данный подход не обоснован, поскольку периоды, равнозначные в силу ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, формально в страховой стаж для целей Закона № 166-ФЗ не входят. В силу изложенного дефиниция трудового стажа в Законе № 166-ФЗ подлежит уточнению в редакции: «трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях"». Но, по сути, речь идет о страховом стаже, поэтому представляется целесообразным вместо термина «трудовой стаж» использовать термин «страховой стаж» в том значении, в котором он используется в Федеральном законе «О страховых пенсиях».
Противоречивость терминологии является довольно распространенным дефектом законодательства о социальном обеспечении. Поэтому терминология Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнитель увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы при определенной продолжительности общего трудового стажа. Вопрос заключается в том, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается «суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.», а согласно Закону от 12 февраля 1993 г. при определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, и в первом, и во втором случае применяется один и тот же термин «общий трудовой стаж», однако его употребление происходит в различных значениях. По смыслу Закона РФ от 12 февраля 1993 г. термин «общий трудовой стаж» является более широким и включает в себя периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в том числе после 1 января 2002 г. Подобные разночтения усложняют законодательство и не прибавляют в него ясности. Даже учитывая, что в обоих законодательных актах действие термина «общий трудовой стаж» ограничено рамками отдельных статей и пунктов статей законов, это не отвечает требованиям законодательной техники о ясности и точности использования данного термина. При этом вызывает вопросы близость содержания общего трудового стажа в обоих случаях, что требует каждый раз уточнять, о каком именно общем трудовом стаже идет речь. Для устранения данного противоречия необходимо в Законе от 12 февраля 1993 г. термин «общий трудовой стаж» заменить на словосочетание «трудовой стаж».
Использование термина «стаж» в таких смежных отраслях, как трудовое право и право социального обеспечения, до сих пор вызывает вопросы не только в теории, но и в правоприменительной практике, поэтому необходимо их разрешение и уточнение действующих норм права.
Глава 2 Анализ видов трудового стажа
2.1 Характеристика и анализ видов трудового стажа
Реформа пенсионного законодательства РФ внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, с которым связаны определенные правовые последствия в социальном обеспечении граждан.
В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других – его размер, а в третьих – и то, и другое. [14]
В зависимости от юридического значения трудового стажа в законодательстве РФ предусмотрены следующие его разновидности:
- Общий трудовой стаж (далее по тексту - ОТС) – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, выделяемая статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц[15]и включающая:
- периоды работы в качестве рабочего, служащего или члена кооперативной организации, а также периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию и т.д.
- служба в Вооруженных силах и иных воинских формированиях РФ, органах внутренних дел РФ, Вооруженных силах СССР, органах внутренних дел СССР и т.д.
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания гражданина;
- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела и т.д.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.[16]
До вступления в силу вышеуказанного закона «О трудовых пенсиях в РФ» действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. На первый взгляд, изменений в новом законе нет, но отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа данными законами повлекло за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста.
Так в соответствии с принятым законом из общего трудового стажа были исключены такие периоды, связанные с историей нашей страны, как репрессии, блокада и оккупация. Что пережившие их лица восприняли крайне обостренно. Основная цель такого рода конвертации пенсионных прав заключается в том, чтобы определить условный пенсионный капитал каждого гражданина, которому пенсия назначена после 1 января 2002 года.
Кроме того в новом законе были приняты изменения и о валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчислен-ного при оценке его пенсионных прав.
Под валоризацией понимается перерасчет пенсий с учетом советского стажа. Расчетный капитал россиян, зафиксированный в Пенсионном Фонде РФ по состоянию на 1 января 2002 года, был умножен на 10%. Кроме того, пенсионный капитал был индивидуально увеличен всем, кто имеет советский трудовой стаж, на 1% за каждый проработанный год до 1991 года.
Независимые эксперты отмечают, что валоризация – это хорошая инициатива властей, однако вряд ли она ощутимо улучшит жизнь пенсионеров. А экономисты и социологи говорят о том, что прибавка, обсуждаемая чиновниками как большое достижение, почти полностью уйдет на оплату подорожавших в последние годы коммунальных услуг.
- Страховой стаж (далее по тексту - СС). В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Эта норма является постулатом и несет основной правовой смысл.
Согласно статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет – для женщин. Наличие страхового стажа также необходимо и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.