Файл: Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет и метод социально-экономической статистики

Социально-экономическая статистика, или статистика, - это: 1) отрасль знаний - наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной; 2) отрасль практической деятельности - сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни; 3) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность; 4) отрасль статистики, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.

Термин «статистика» (происходит от латинского слова status - состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние», отсюда итальянское stato - государство и statista - знаток государств. В научную литературу это слово вошло в XVIII в. и вначале понималось как «государствоведение». Но статистическая наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и др. В этот период статистика называлась политической арифметикой. Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. в работах А. Кетле и его последователей была сделана попытка представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако эти закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.

Большой вклад в статистическую практику и науку внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М.В. Ломоносова, И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, а позднее и К.И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического описания страны. А.Н. Радищев сформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д.П. Журавского показана роль группировок в статистике, предложена система статистических показателей для изучения общественной жизни. История статистики изложена в работах Ю.Э. Янсона. П.Л. Чебышев и его ученики сформулировали математическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода. А.А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывал теоретические основы математической статистики.


В настоящее время статистика (социально-экономическая статистика) - это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.

Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую статистику со всеми другими науками, изучающими общество, протекающие в нем процессы закономерности его развития, - с политической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой специфический аспект изучения - какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферы деятельности людей и т.п.

Но имеют ли общественные явления такие свойства, такую сторону, которая могла бы изучаться только социально-экономической статистикой и, следовательно, составить предмет познания статистической науки? Ответ на этот вопрос очень не прост. На протяжении всей истории развития социально-экономической статистики по этому вопросу возникали и поныне возникают споры. Одни утверждают, что социально-экономическая статистика имеет специфический предмет познания и потому является наукой, другие отрицают наличие у нее только ей присущего предмета познания и считают ее уче­нием о методе (статистическом методе исследования). Последние утверждают, что все то, что изучает социально-экономическая статистика, является предметом других наук. Однако нужно различать объект и предмет познания. Уже из того, что сказано выше об общественных науках, ясно, что один и тот же объект, в зависимости от сложности и многообразия его свойств, отношений и т.п., может изучаться и во многих случаях изучается рядом наук.

Имеет предмет познания и социально-экономическая статистика. Естественно, возникает вопрос: какие же объективные свойства явле­ний общественной жизни составляют предмет познания статистической науки?

Явлениям общественной жизни наряду с качественной определенностью присуща и количественная определенность. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой. В каждый данный исторический момент социальные и экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют определенные количественные соотношения.


Таковы, например, численность населения страны на определенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем количественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики.

Таким образом, социально-экономическая статистика изучает количественную сторону массовых социальных и экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, т.е. качественно определенные количества и проявляющиеся в них закономерности. Она изучает производство в единстве производительных сил и производственных отношений, влияние природных и технических факторов на количественные изменения в общественной жизни, влияние развития общества, производства на окружающую среду.

Социально-экономическая статистика изучает производство, потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.

При помощи системы количественных показателей социально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторон явлений общественных отношений, структуры общества и т.п.

Предметом изучения социально-экономической статистики являются и процессы, протекающие в народонаселении, - рождаемость, браки, продолжительность жизни и т.п.

В статистических данных проявляются характерные особенности, тенденции, закономерности развития социальных и экономических явлений и процессов, связи и взаимозависимости между ними.

Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий и методов, посредством которых она познает свой предмет. Важнейшую часть этой системы составляет система основных показателей состояния и развития экономической и социальной жизни общества.

Многие явления становятся точно определенными, значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей. Нельзя, например, составить ясного представления об урожайности какой-нибудь культуры в стране без обобщенного статистического выражения ее в виде средней урожайности или представить себе размеры производства автомобилей без статистических данных о выпуске автомобилей промышленностью страны и т.п.


Нельзя без количественных характеристик представить себе с достаточной ясностью и многие экономические категории общего характера, категории политической экономии. Что такое, например, строение общественного капитала? Это средняя величина из строений его в отраслях хозяйства страны. К. Маркс следующим образом разъясняет понятие строения отрасли и хозяйства в целом: «Многочисленные индивидуальные капиталы, вложенные в определенную отрасль производства, более или менее отличаются по своему строению друг о друга. Средняя из их индивидуальных строений дает нам строение всего капитала данной отрасли производства. Наконец, общая средняя из этих средних строений всех отраслей производства дает нам строение общественного капитала данной страны...»1.

В статистических данных проявляются многие закономерности массовых социальных и экономических явлений в данных условиях места и времени, которые иначе не могут быть выявлены. Сила их действия также не может быть оценена без социально-экономической статистики. Такие закономерности называют статистическими. Их изучение составляет важную задачу статистической науки. В качестве примера приведем следующие данные (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в цифрах четвертой колонки обнаруживается закономерность: чем старше женщины, родившие детей в 1973 г., тем меньше доля мальчиков среди новорожденных. Иначе говоря, чем мо­ложе матери, тем чаще у них рождаются мальчики. Исключение из этого правила составляет последняя возрастная группа пожилых матерей. Но она в силу своего относительно низкого удельного веса не может повлиять на общую закономерность. В последней группе сравнительно малое число рождений - всего лишь 20 тыс., тогда как на все группы, в каждой из которых сохраняется эта закономерность, приходится 4 млн. 386 тыс. рождений.

Таблица 1

Распределение детей, родившихся в СССР в 1973 г., по полу и возрасту матери

Возраст матери, лет

Число родившихся, тыс.

На 1000 девочек приходится мальчиков

Мальчики

Девочки

Моложе 20

197,4

186,8

1057

20-24

918,5

871,4

1054

25-29

456,7

431,6

1051

30-34

369,7

353,3

1046

35-39

225,6

216,1

1044

40-44

68,0

65,7

1035

45 и старше

10,5

9,9

1061

Возраст не известен

1,0

1,0

1000

Всего родившихся

2247,4

2138,8

1051


Весьма любопытные выводы позволяет сделать табл. 2.

Таблица 2

Возрастные коэффициенты рождаемости

Годы

Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет

Суммарный коэффициент рождаемости***

Моложе 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

15-49

1958-1959

28,4

157,9

156,4

101,9

57,7

19,9

3,0

82,9

2,626

1961-1962

27,2

156,7

142,8

91,8

47,3

15,7

1,7

78,4

2,417

1965-1966

24,7

150,3

120,1

77,7

38,1

12,6

1,4

59,0

2,125

1970-1971

29,7

152,6

109,5

68,0

32,5

8,3

0,8

54,4

2,007

1975-1976

34,5

158,8

108,0

58,2

26,5

7,3

0,5

57,1

1,969

1980-1981

43,6

157,6

102,0

52,0

18,8

4,6

0,4

60,1

1,895

1985-1986

46,9

165,7

117,5

63,0

24,5

4,3

0,3

66,0

2,111

1990

55,6

156,8

93,2

48,2

19,4

4,2

0,2

55,3

1,887

1991

54,9

146,6

83,0

41,6

16,5

3,7

0,2

49,9

1,732

1992

51,4

134,0

65,0

35,0

13,9

3,2

0,2

43,9

1,552

1993

47,9

120,4

67,2

29,6

11,4

2,6

0,2

38,4

1,385

1994

49,9

120,3

67,2

29,6

10,6

2,3

0,1

38,0

1,400

1995

45,6

113,5

67,2

29,7

10,7

2,2

0,1

36,0

1,344

1996

39,7

106,4

66,5

30,3

10,8

2,3

0,1

34,1

1,281

1997

36,2

99,0

66,2

31,5

10,8

2,2

0,1

32,8

1,230