ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Предмет и метод социально-экономической статистики
Социально-экономическая статистика, или статистика, - это: 1) отрасль знаний - наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной; 2) отрасль практической деятельности - сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни; 3) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность; 4) отрасль статистики, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.
Термин «статистика» (происходит от латинского слова status - состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние», отсюда итальянское stato - государство и statista - знаток государств. В научную литературу это слово вошло в XVIII в. и вначале понималось как «государствоведение». Но статистическая наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и др. В этот период статистика называлась политической арифметикой. Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. в работах А. Кетле и его последователей была сделана попытка представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако эти закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.
Большой вклад в статистическую практику и науку внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М.В. Ломоносова, И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, а позднее и К.И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического описания страны. А.Н. Радищев сформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д.П. Журавского показана роль группировок в статистике, предложена система статистических показателей для изучения общественной жизни. История статистики изложена в работах Ю.Э. Янсона. П.Л. Чебышев и его ученики сформулировали математическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода. А.А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывал теоретические основы математической статистики.
В настоящее время статистика (социально-экономическая статистика) - это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.
Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую статистику со всеми другими науками, изучающими общество, протекающие в нем процессы закономерности его развития, - с политической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства, социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой специфический аспект изучения - какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферы деятельности людей и т.п.
Но имеют ли общественные явления такие свойства, такую сторону, которая могла бы изучаться только социально-экономической статистикой и, следовательно, составить предмет познания статистической науки? Ответ на этот вопрос очень не прост. На протяжении всей истории развития социально-экономической статистики по этому вопросу возникали и поныне возникают споры. Одни утверждают, что социально-экономическая статистика имеет специфический предмет познания и потому является наукой, другие отрицают наличие у нее только ей присущего предмета познания и считают ее учением о методе (статистическом методе исследования). Последние утверждают, что все то, что изучает социально-экономическая статистика, является предметом других наук. Однако нужно различать объект и предмет познания. Уже из того, что сказано выше об общественных науках, ясно, что один и тот же объект, в зависимости от сложности и многообразия его свойств, отношений и т.п., может изучаться и во многих случаях изучается рядом наук.
Имеет предмет познания и социально-экономическая статистика. Естественно, возникает вопрос: какие же объективные свойства явлений общественной жизни составляют предмет познания статистической науки?
Явлениям общественной жизни наряду с качественной определенностью присуща и количественная определенность. Обе эти стороны неразрывно связаны между собой. В каждый данный исторический момент социальные и экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют определенные количественные соотношения.
Таковы, например, численность населения страны на определенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем количественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики.
Таким образом, социально-экономическая статистика изучает количественную сторону массовых социальных и экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, т.е. качественно определенные количества и проявляющиеся в них закономерности. Она изучает производство в единстве производительных сил и производственных отношений, влияние природных и технических факторов на количественные изменения в общественной жизни, влияние развития общества, производства на окружающую среду.
Социально-экономическая статистика изучает производство, потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.
При помощи системы количественных показателей социально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторон явлений общественных отношений, структуры общества и т.п.
Предметом изучения социально-экономической статистики являются и процессы, протекающие в народонаселении, - рождаемость, браки, продолжительность жизни и т.п.
В статистических данных проявляются характерные особенности, тенденции, закономерности развития социальных и экономических явлений и процессов, связи и взаимозависимости между ними.
Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий и методов, посредством которых она познает свой предмет. Важнейшую часть этой системы составляет система основных показателей состояния и развития экономической и социальной жизни общества.
Многие явления становятся точно определенными, значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей. Нельзя, например, составить ясного представления об урожайности какой-нибудь культуры в стране без обобщенного статистического выражения ее в виде средней урожайности или представить себе размеры производства автомобилей без статистических данных о выпуске автомобилей промышленностью страны и т.п.
Нельзя без количественных характеристик представить себе с достаточной ясностью и многие экономические категории общего характера, категории политической экономии. Что такое, например, строение общественного капитала? Это средняя величина из строений его в отраслях хозяйства страны. К. Маркс следующим образом разъясняет понятие строения отрасли и хозяйства в целом: «Многочисленные индивидуальные капиталы, вложенные в определенную отрасль производства, более или менее отличаются по своему строению друг о друга. Средняя из их индивидуальных строений дает нам строение всего капитала данной отрасли производства. Наконец, общая средняя из этих средних строений всех отраслей производства дает нам строение общественного капитала данной страны...»1.
В статистических данных проявляются многие закономерности массовых социальных и экономических явлений в данных условиях места и времени, которые иначе не могут быть выявлены. Сила их действия также не может быть оценена без социально-экономической статистики. Такие закономерности называют статистическими. Их изучение составляет важную задачу статистической науки. В качестве примера приведем следующие данные (табл. 1).
Как видно из табл. 1, в цифрах четвертой колонки обнаруживается закономерность: чем старше женщины, родившие детей в 1973 г., тем меньше доля мальчиков среди новорожденных. Иначе говоря, чем моложе матери, тем чаще у них рождаются мальчики. Исключение из этого правила составляет последняя возрастная группа пожилых матерей. Но она в силу своего относительно низкого удельного веса не может повлиять на общую закономерность. В последней группе сравнительно малое число рождений - всего лишь 20 тыс., тогда как на все группы, в каждой из которых сохраняется эта закономерность, приходится 4 млн. 386 тыс. рождений.
Таблица 1 |
|||
Распределение детей, родившихся в СССР в 1973 г., по полу и возрасту матери |
|||
Возраст матери, лет |
Число родившихся, тыс. |
На 1000 девочек приходится мальчиков |
|
Мальчики |
Девочки |
||
Моложе 20 |
197,4 |
186,8 |
1057 |
20-24 |
918,5 |
871,4 |
1054 |
25-29 |
456,7 |
431,6 |
1051 |
30-34 |
369,7 |
353,3 |
1046 |
35-39 |
225,6 |
216,1 |
1044 |
40-44 |
68,0 |
65,7 |
1035 |
45 и старше |
10,5 |
9,9 |
1061 |
Возраст не известен |
1,0 |
1,0 |
1000 |
Всего родившихся |
2247,4 |
2138,8 |
1051 |
Весьма любопытные выводы позволяет сделать табл. 2.
Таблица 2 |
|||||||||
Возрастные коэффициенты рождаемости |
|||||||||
Годы |
Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет |
Суммарный коэффициент рождаемости*** |
|||||||
Моложе 20 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
15-49 |
||
1958-1959 |
28,4 |
157,9 |
156,4 |
101,9 |
57,7 |
19,9 |
3,0 |
82,9 |
2,626 |
1961-1962 |
27,2 |
156,7 |
142,8 |
91,8 |
47,3 |
15,7 |
1,7 |
78,4 |
2,417 |
1965-1966 |
24,7 |
150,3 |
120,1 |
77,7 |
38,1 |
12,6 |
1,4 |
59,0 |
2,125 |
1970-1971 |
29,7 |
152,6 |
109,5 |
68,0 |
32,5 |
8,3 |
0,8 |
54,4 |
2,007 |
1975-1976 |
34,5 |
158,8 |
108,0 |
58,2 |
26,5 |
7,3 |
0,5 |
57,1 |
1,969 |
1980-1981 |
43,6 |
157,6 |
102,0 |
52,0 |
18,8 |
4,6 |
0,4 |
60,1 |
1,895 |
1985-1986 |
46,9 |
165,7 |
117,5 |
63,0 |
24,5 |
4,3 |
0,3 |
66,0 |
2,111 |
1990 |
55,6 |
156,8 |
93,2 |
48,2 |
19,4 |
4,2 |
0,2 |
55,3 |
1,887 |
1991 |
54,9 |
146,6 |
83,0 |
41,6 |
16,5 |
3,7 |
0,2 |
49,9 |
1,732 |
1992 |
51,4 |
134,0 |
65,0 |
35,0 |
13,9 |
3,2 |
0,2 |
43,9 |
1,552 |
1993 |
47,9 |
120,4 |
67,2 |
29,6 |
11,4 |
2,6 |
0,2 |
38,4 |
1,385 |
1994 |
49,9 |
120,3 |
67,2 |
29,6 |
10,6 |
2,3 |
0,1 |
38,0 |
1,400 |
1995 |
45,6 |
113,5 |
67,2 |
29,7 |
10,7 |
2,2 |
0,1 |
36,0 |
1,344 |
1996 |
39,7 |
106,4 |
66,5 |
30,3 |
10,8 |
2,3 |
0,1 |
34,1 |
1,281 |
1997 |
36,2 |
99,0 |
66,2 |
31,5 |
10,8 |
2,2 |
0,1 |
32,8 |
1,230 |