ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

  • - идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию /(С. 21);

  • - демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его (С. 21);

  • превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

  • широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

  • создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

  • создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного соуправления, моделирование институтов демократии;

  • учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей (С. 21).


Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность /(С. 22).

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Заслуживает внимания опыт разработки и реализации социальных проектов: Всероссийская акция «Я - гражданин России», проекты «Гражданин» (г.Самара) и «Гражданский форум» (г. Брянск) - (приложение № 2).

Особую важность в гражданском образовании приобретает система оценивания результатов гражданского образования.

Организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе. В гражданском образовании эта задача осложняется тем, что объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом (С. 22).

Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в гражданском образовании в первую очередь встает задача оценивания умений и навыков, разработка критериев эффективности обучения (С. 22).

Для оценивания достижений учащихся в гражданском образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.

«Объективность» достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально-активной деятельности учащихся (С. 22).

«Адекватность» подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?»/ (С. 23).


"Значимость» предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов (целей) курса. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы. «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?»

«Интегрированность» означает, что оценивание включено в сам процесс обучения (С. 23).

«Открытость» требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.

«Доступность» предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся в гражданском образовании.

Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: балльное оценивание; рейтинговое оценивание: балльно-рейтинговое; оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение. Оценивание гражданской, демократической активности школьников может быть рассмотрено в широком социальном, социологическом, педагогическом, методическом аспектах. Из многообразия форм контроля и оценок учащихся можно выделить несколько форм: тестирование, которое направлено на выявление компонента знаний; задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, позволяющие оценить готовность учащихся применить знания на практике; форма самооценивания учащихся в вопросах демократической гражданственности.

Руководитель Департамента общего образования,

член коллегии А.В. БАРАННИКОВ

Начальник Управления воспитания и дополнительного

образования детей и молодежи

В.А. БЕРЕЗИНА

(С. 24)

Приложение № 1

Список учебников и учебных пособий

по граждановедению, рекомендованных

Министерством образования Российской Федерации (С. 24)


Комплект по правовому образованию для начальной школы.

Шабельник Е С и др. Ваши права: Учебник для 2-3 кл. - М, Вита-Пресс, 2002.

Антонов В.В. Изучаем права человека Рабочая тетрадь для 2-3 кл. - М.: Вита-Пресс, 2001.

Антонов В.В. Младшим школьникам о "Всеобщей декларации прав человека». Методическое пособие для учителя к учебнику "Ваши права». 2-3 кл. - М.: Вита-Пресс, 2001.

Шабельник Е.С. Права ребенка: Учебник для 3-4 кл. - М., Вита-Пресс, 2001.

Чутко И.Я. Я - гражданин России: Учебник к факультативному курсу. 3 кл. - М.: Духовное возрождение, 2001.

Чутко Н.Я. Твоя Россия: Учебник-хрестоматия к факультативному курсу. 4 кл. – М.: Духовное возрождение, 2001.

Новицкая М.Ю. Введение в народоведение Родная земля: Учебники для факультативного курса в 1, 2, 3. 4 классах. - М.: Флора, 2000-2001.

Граждановедение: Учебные пособия для 5-7 классов/ Авт. кол. под рук. Я.В.Соколова. – М.: Дрофа - НВЦ «Гражданин», 2002. 8-9 классы – перерабатываются.

Колесов Д.В., Максимов С.В., Мусаев А.Н.. Соколов Я В., Фортунатов В.В. Наш выбор: без наркотиков. Факультативный курс. - НВЦ «Гражданин», 2002.

Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Граждановедение: Учебник для 5 класса. - М.: Новый учебник, 2001.

Королькова Е.С., Суворова И.Г. Граждановедение: Учебник для 6 класса. – М.: Новый учебник, 2002. 7 класс - в производстве

Надеждина НГ, Королькова ЕС. Основы граждановедения: Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение (новый). 6 класс - в производстве.

Обществознание: гражданин, общество, государство: Учебник для 5 класса/ Авт. кол. под рук. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение (новый).

Никитин А.Ф. Граждановедение: Учебники для 5, 6 классов. – М: Дрофа, 2002. 7 класс - в производстве.

Приложение № 2

Информация об опыте развития гражданского образования в России

Центры гражданского образования, ассоциации, объединения.

Центр гражданского образования на базе АПК и ПРО (директор Т Болотина) Москва, Головинское шоссе, 8, кор. 2; научно-внедрен/(С. 25)ческий центр «Гражданин» (директор Я Соколов), Самарский региональный центр гражданского образования (директор В. Пахомов), Центр «Гражданин XXI века». Санкт-Петербург (директор Н Элиасберг), международный центр образовательных инноваций Санкт-Петербург (директор Н. Гороховатская); Центр гражданского образования Псков (директор М. Жихаревич), Ростовский центр гражданского образования (директор М Ковынева), лаборатория гражданского образования на базе Калужского института повышения квалификации учителей (директор О Борисова); межрегиональная ассоциация учителей «За гражданское образование» (президент П. Положевец), детское объединение «Живой ветер». Москва (директор Е. Семенченко), межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация» (президент А. Ермолин).


Регионы, в которых гражданское образование включено в региональный компонент.

Калуга, Новоуральск Свердловской области, Санкт-Петербург, Псков, г. Раменское Московской области, Волгоград, Тверь, Орел, Ульяновская, Самарская, Брянская, Пензенская, Челябинская области и др.

Опыт демократического уклада школы.

Школа «Самоопределения» г. Москвы: СШ-775 г Москвы; университетская гимназия № 1 «Универс» г. Красноярска, лицей № 1 г. Астрахани; школы «Эврика» и «Совместная деятельность» г. Томска, «Школа с углубленным изучением иностранного языка» г. Мончегорска, школа «Новатор» г. Краснодара.

Опыт организации социальной практики.

Всероссийская акция «Я - гражданин России»: более 600 общеобразовательных учреждений России - объединенные команды школ г. Самары; гимназия № 9 г Казани; школа № 1 г Воронежа, школа № 20 г. Ульяновска, финансово-экономический лицей г. Пензы, Дедуровская средняя школа Оренбургской области; школа № 13 г. Обнинска Калужской области и т. д.

Проект «Гражданский форум»: г. Брянск

Проект «Новая цивилизация»: свыше 30 регионов (С. 25).