Файл: Компет-гражданствен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4

    1. Содержание гражданского воспитания

2.2.2. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Компетентность гражданственности впервые рассматривается в составе ключевых социальных компетентностей.

Под компетентностью гражданственности понимается социокультурно обусловленное, интегративное качество личности, основывающееся на осознании себя как гражданина, осознании собственной ответственности за существование и благополучие государства и общества, включающее специфическую систему знаний, отношений, мотивационно-ценностных образований, умений, а также волевую и рефлексивно-регулятивную составляющую, что в целом обуславливает поведенческую активность и готовность личности к гражданской деятельности (Становление компетентности гражданственности представлено тремя компонентами: знания, умения (опыт), ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности).

Компоненты

компетентности

ЗНАНИЯ

Младший школьный возраст

осведомлен относительно условий жизни людей;

осведомлен относительно социального и материального положения людей, а также различий их статуса в обществе и государстве;

осведомлен относительно особенностей отношений людей в условиях школы и вне школы;

знает нормы и правила поведения, актуальные и характерные для возраста;

понимает отношение родителей к государству и обществу, к другим людям;

знает множество сказок, рассказов, стихов, несущих определенный социальный и гражданский контекст;

знает, для чего учится в школе, в общем виде представляет свое будущее и перспективы;

знает некоторых политических и государственных деятелей, их политический статус;

знает некоторые понятия, характеризующие социальную и общественно-государственную сферу отношений;

знает определенные государственные символы и образы своей страны, а также некоторых других стран;

знает некоторые традиции и обычаи, существующие в обществе и государстве;

знает, гражданином какой страны является;

осведомлен относительно некоторых исторических событий в жизни страны и общества

Подростковый возраст

знает герб, флаг и гимн государства, в котором живет;

осведомлен относительно структуры государственной власти в стране;

осведомлен относительно сущности понятий: общество, стра­на, государство, Родина, патриот, гражда­нин;

знает основные вехи истории страны и общества;

осведомлен об особенностях существующих социальных отношений в обществе и государстве в настоящее время и в истории;

знает основные нормы и правила социальной и гражданской жизни, актуальные и характерные для возраста;

знает отношение родителей к государству и обществу, к другим людям;

представляет основные гражданские нормы и ценности;

осведомлен относительно основных событий государственной и общественной жизни в стране и за её пределами,

знает ключевые понятия, характеризующие социальную и общест- венно-государственную сферу отношений; осведомлен относительно политической, экономической и социальной структуры государства и общества

Старший школьный возраст

знает права и обязанности гражданина в связи с получением паспорта;

осведомлен относительно экономической, политической и правовой структуры общества и государства;

знает основные понятия, характеризующие особенности государства и общества;

осведомлен относительно прав человека и гражданина;

знает историю своей страны и общества;

осведомлен относительно основных событий в истории страны и государства;

располагает сведениями относительно особенностей соц. отношений в обществе и государстве в настоящее время и в истории, имеющихся и имевших место противоречиях в таких отношениях;

знает обязанности гражданина своей страны, его ответственность за их несоблюдение;

знает особенности избир. системы в стране;

знает нормы социальной и гражданской жизни;

осведомлен относительно идеала гражданственности;

осведомлен относительно политической культуры граждан;

имеет сведения относительно прав и обязанностей граждан некоторых других стран мира;

осведомлен относительно сущности демократии и гражданственности;

представляет механизм реализации гражданских прав и обязанностей.

УМЕНИЯ, ОПЫТ

владеет опытом осознанного морального и нравственного поведения;

владеет опытом ответственности за асоциальные, безнравственные поступки, умеет привносить коррек­тивы в построение отношений с другими людьми;

владеет определенным нравственным опытом, сформированным;

изначальным представлением о добре и зле;

использует возможности пополнения информации относительно окружающего мира через содержание сказок, рассказов, стихотворений.

использует опыт взаимодействия и общения в практике общественной жизни;

применяет известные нормы, модели, правила поведения в общественной жизни;

владеет опытом участия в общественной работе, выполнения поручений;

владеет опытом ответственности за выполнение правил и

норм поведения в условиях учебного заведения;

владеет сформированными представлениями о нравственном и безнравственном, социальном и асоциальном в общении, поведении, жизнедеятельности в целом;

владеет представлением относительно выдающихся образцов культуры и искусства, отражающих социальный и гражданский интерес.

умеет пользоваться паспортом – документом гражданина страны;

умеет строить поведение, взаимодействие и общение в практике общественной жизни;

использует нормы, модели, правила поведения в обществе, обеспечивающие адаптацию личности;

владеет опытом построения индивидуальной, адаптивной системы отношений с другими людьми;

осведомлен относительно политической культуры граждан;

имеет сведения относительно прав и обязанностей граждан некоторых других стран мира;

осведомлен относительно сущности демократии и гражданственности;

представляет механизм реализации гражданских прав и обязанностей.

имеет опыт участия в коллективной деятельности при решении различных задач;

умеет выстраивать субъективное, осмысленное поведение, соответствующее определенным нормам и ценностям;

умеет выделять образцы культуры и искусства, имеющие социальное и гражданское значение.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОДЕРЖА­НИЮ КОМПЕ­ТЕНТНОСТИ

познавательный интерес к родному слову;

значимы адаптивные отношения «Я – сверстники», «Я — родители», «Я – учителя», «Я – другие взрослые» и др.;

важно определенное отношение к себе как члену общества, семьи;

важна осознанность отношения к окружающим взрослым;

важно отношение к собственным поступкам, поступкам других людей, определение оснований поступков;

значимо наличие устойчивых отношений к плохому и хорошему в наблюдаемых явлениях;

значимо отношение к стране и ключевым политическим деятелям страны и мира;

важно наличие позитивного отношения к основным государственным символам, образам, обоснование такого отношения

значим интерес к сказкам, историям, стихам, определенным телепередачам патриотической направленности;

значимо проявление эмоционально-окрашен-ного отношения к социальным ценностям

личностно важно осознанное отношение к школе как общественному, государственному учреждению, имеющему важное значение для подготовки подрастающих поколений людей к жизни;

важно понятие гражданина и патриота; значимо представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

значимо понимание ранее сформированной системы отношений «Я – сверстники», «Я -родители», «Я – учителя» и др.;

важно формирование способности оценивать существующее и проявляющееся отношение к себе, представление о собственной личности;

принятие ценности культуры, русской литературы и литературы других народов России;

понимание важности нормативно-регулируемого отношения к окружающим взрослым, поиск идеалов и авторитетов;

значимо понимание различий сформированных отношений к разным людям;

понимание важности оценочного отношения к собственным поступкам, определение причин и оснований поступков и действий;

значимо проявление интереса к определенным литературным произведениям, телепередачам, кинофильмам, программам, имеющим социально-граждан-скую ценность;

понимание важности эмоционально-позитив- ного отношения к основным социальным ценностям государства

значимо получение паспорта, удост-щего гражданство личности;

важно осознанное отношение к образованию как социально-важному этапу жизни, имеющему важное значение для дальнейшего гражданского и проф. становления;

значимо усложнение и оптимизация в интересах личности адаптации сформированной ранее системы отношений «Я – сверстники», «Я -родители», «Я – учителя» и др.;

важна способность оценивать существующие и проявляющиеся соц. и личн. отношения, анализировать их;

понимание важности наличия качеств гражданина, патриота; развития нац. самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

важна объективность отношения к себе, критического отношения к собст. недостаткам;

опора на выбранные идеалы и авторитеты;

значимо понимание и построение отношений к людям в соотнесении с выбранными идеалами и принципами;

значим соотнесенный с интересами и ценностями личности интерес к определенным литературным произведениям, телепередачам, кинофильмам, программам, имеющим социально-граждан-скую ценность;

понимание важности эмоционально-пози-тивного отношения к основным социальным, гражданским и государственным ценностям.


При определении содержания компонентов компетентности гражданственности были использованы материалы ГОС общего среднего и высшего профессионального образования, материалы по гражданскому воспитанию.

СТАНОВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы ΧΙ Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16–17 марта 2006 года. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – С. – 23 – 28.