ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
-
Содержание гражданского воспитания
2.2.2. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Компетентность гражданственности впервые рассматривается в составе ключевых социальных компетентностей.
Под компетентностью гражданственности понимается социокультурно обусловленное, интегративное качество личности, основывающееся на осознании себя как гражданина, осознании собственной ответственности за существование и благополучие государства и общества, включающее специфическую систему знаний, отношений, мотивационно-ценностных образований, умений, а также волевую и рефлексивно-регулятивную составляющую, что в целом обуславливает поведенческую активность и готовность личности к гражданской деятельности (Становление компетентности гражданственности представлено тремя компонентами: знания, умения (опыт), ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности).
Компоненты компетентности
ЗНАНИЯ |
Младший школьный возраст
осведомлен относительно условий жизни людей; осведомлен относительно социального и материального положения людей, а также различий их статуса в обществе и государстве; осведомлен относительно особенностей отношений людей в условиях школы и вне школы; знает нормы и правила поведения, актуальные и характерные для возраста; понимает отношение родителей к государству и обществу, к другим людям; знает множество сказок, рассказов, стихов, несущих определенный социальный и гражданский контекст; знает, для чего учится в школе, в общем виде представляет свое будущее и перспективы; знает некоторых политических и государственных деятелей, их политический статус; знает некоторые понятия, характеризующие социальную и общественно-государственную сферу отношений; знает определенные государственные символы и образы своей страны, а также некоторых других стран; знает некоторые традиции и обычаи, существующие в обществе и государстве; знает, гражданином какой страны является; осведомлен относительно некоторых исторических событий в жизни страны и общества |
Подростковый возраст
знает герб, флаг и гимн государства, в котором живет; осведомлен относительно структуры государственной власти в стране; осведомлен относительно сущности понятий: общество, страна, государство, Родина, патриот, гражданин; знает основные вехи истории страны и общества; осведомлен об особенностях существующих социальных отношений в обществе и государстве в настоящее время и в истории; знает основные нормы и правила социальной и гражданской жизни, актуальные и характерные для возраста; знает отношение родителей к государству и обществу, к другим людям; представляет основные гражданские нормы и ценности; осведомлен относительно основных событий государственной и общественной жизни в стране и за её пределами, знает ключевые понятия, характеризующие социальную и общест- венно-государственную сферу отношений; осведомлен относительно политической, экономической и социальной структуры государства и общества |
Старший школьный возраст
знает права и обязанности гражданина в связи с получением паспорта; осведомлен относительно экономической, политической и правовой структуры общества и государства; знает основные понятия, характеризующие особенности государства и общества; осведомлен относительно прав человека и гражданина; знает историю своей страны и общества; осведомлен относительно основных событий в истории страны и государства; располагает сведениями относительно особенностей соц. отношений в обществе и государстве в настоящее время и в истории, имеющихся и имевших место противоречиях в таких отношениях; знает обязанности гражданина своей страны, его ответственность за их несоблюдение; знает особенности избир. системы в стране; знает нормы социальной и гражданской жизни; осведомлен относительно идеала гражданственности; осведомлен относительно политической культуры граждан; имеет сведения относительно прав и обязанностей граждан некоторых других стран мира; осведомлен относительно сущности демократии и гражданственности; представляет механизм реализации гражданских прав и обязанностей. |
УМЕНИЯ, ОПЫТ |
владеет опытом осознанного морального и нравственного поведения; владеет опытом ответственности за асоциальные, безнравственные поступки, умеет привносить коррективы в построение отношений с другими людьми; владеет определенным нравственным опытом, сформированным; изначальным представлением о добре и зле; использует возможности пополнения информации относительно окружающего мира через содержание сказок, рассказов, стихотворений. |
использует опыт взаимодействия и общения в практике общественной жизни; применяет известные нормы, модели, правила поведения в общественной жизни; владеет опытом участия в общественной работе, выполнения поручений; владеет опытом ответственности за выполнение правил и норм поведения в условиях учебного заведения; владеет сформированными представлениями о нравственном и безнравственном, социальном и асоциальном в общении, поведении, жизнедеятельности в целом; владеет представлением относительно выдающихся образцов культуры и искусства, отражающих социальный и гражданский интерес. |
умеет пользоваться паспортом – документом гражданина страны; умеет строить поведение, взаимодействие и общение в практике общественной жизни; использует нормы, модели, правила поведения в обществе, обеспечивающие адаптацию личности; владеет опытом построения индивидуальной, адаптивной системы отношений с другими людьми; осведомлен относительно политической культуры граждан; имеет сведения относительно прав и обязанностей граждан некоторых других стран мира; осведомлен относительно сущности демократии и гражданственности; представляет механизм реализации гражданских прав и обязанностей. имеет опыт участия в коллективной деятельности при решении различных задач; умеет выстраивать субъективное, осмысленное поведение, соответствующее определенным нормам и ценностям; умеет выделять образцы культуры и искусства, имеющие социальное и гражданское значение. |
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ |
познавательный интерес к родному слову; значимы адаптивные отношения «Я – сверстники», «Я — родители», «Я – учителя», «Я – другие взрослые» и др.; важно определенное отношение к себе как члену общества, семьи; важна осознанность отношения к окружающим взрослым; важно отношение к собственным поступкам, поступкам других людей, определение оснований поступков; значимо наличие устойчивых отношений к плохому и хорошему в наблюдаемых явлениях; значимо отношение к стране и ключевым политическим деятелям страны и мира; важно наличие позитивного отношения к основным государственным символам, образам, обоснование такого отношения значим интерес к сказкам, историям, стихам, определенным телепередачам патриотической направленности; значимо проявление эмоционально-окрашен-ного отношения к социальным ценностям
|
личностно важно осознанное отношение к школе как общественному, государственному учреждению, имеющему важное значение для подготовки подрастающих поколений людей к жизни; важно понятие гражданина и патриота; значимо представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; значимо понимание ранее сформированной системы отношений «Я – сверстники», «Я -родители», «Я – учителя» и др.; важно формирование способности оценивать существующее и проявляющееся отношение к себе, представление о собственной личности; принятие ценности культуры, русской литературы и литературы других народов России; понимание важности нормативно-регулируемого отношения к окружающим взрослым, поиск идеалов и авторитетов; значимо понимание различий сформированных отношений к разным людям; понимание важности оценочного отношения к собственным поступкам, определение причин и оснований поступков и действий; значимо проявление интереса к определенным литературным произведениям, телепередачам, кинофильмам, программам, имеющим социально-граждан-скую ценность; понимание важности эмоционально-позитив- ного отношения к основным социальным ценностям государства |
значимо получение паспорта, удост-щего гражданство личности; важно осознанное отношение к образованию как социально-важному этапу жизни, имеющему важное значение для дальнейшего гражданского и проф. становления; значимо усложнение и оптимизация в интересах личности адаптации сформированной ранее системы отношений «Я – сверстники», «Я -родители», «Я – учителя» и др.; важна способность оценивать существующие и проявляющиеся соц. и личн. отношения, анализировать их; понимание важности наличия качеств гражданина, патриота; развития нац. самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; важна объективность отношения к себе, критического отношения к собст. недостаткам; опора на выбранные идеалы и авторитеты; значимо понимание и построение отношений к людям в соотнесении с выбранными идеалами и принципами; значим соотнесенный с интересами и ценностями личности интерес к определенным литературным произведениям, телепередачам, кинофильмам, программам, имеющим социально-граждан-скую ценность; понимание важности эмоционально-пози-тивного отношения к основным социальным, гражданским и государственным ценностям.
|
При определении содержания компонентов компетентности гражданственности были использованы материалы ГОС общего среднего и высшего профессионального образования, материалы по гражданскому воспитанию.
СТАНОВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы ΧΙ Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16–17 марта 2006 года. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – С. – 23 – 28.