Файл: ВБИ Лекция 3 Информационное общество.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Введение в бизнес-информатику. Лекция 3.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

4

СХЕМА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ («ВОЛНЫ» КОНДРАТЬЕВА)

Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) — периодическиe циклы

 

инновационно-технологического развития мировой экономики

 

продолжительностью 40-60 лет

5

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Количество

учѐных

нач. XVIII в. -

около 1 тыс.

1900 г. - 100

тыс.

1950 г. - 1

млн.

1980 г. -

более 4 млн.

2000 г. -

около 10 млн.

6

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА (ТЫС. ЧЕЛ.)

7

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ

Изменение числа рефератов в

Chemical Abstracts за 1907-2004 гг.

…В мире около 10 тыс. периодических изданий, интересных для химика, ежегодно появляется 200 тыс. научных статей, 5 тыс. книг, 30 тыс. патентов, 20 тыс. отчетов. Если бы химик, владеющий 30 языками, читал 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час, за год он ознакомился бы лишь с 1/20 вышедших публикаций. Средний же химик за свою жизнь прочитывает примерно 0,5% опубликованной специальной литературы, причем и из этого числа половина не имеет отношения к выполняемой им работе.

акад. А.Н. Несмеянов, 1965 г.

8


СПРАВКА О СМЕНЕ ПОКОЛЕНИЙ ЭВМ

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Поколение

Элементная база

Быстродействие

Программное

Применение

Примеры

обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭНИАК

1-е

Электронные

10 20 тыс. оп/c

Машинные

Расчётные

(США),

(1946 1959)

лампы

языки

задачи

МЭСМ

 

 

 

 

 

 

(СССР)

 

 

 

Алгоритмичес-

Инженерные,

IВМ 701

 

 

 

кие языки,

(США),

2-е

 

 

научные,

Полупроводники

100-500 тыс. оп/с

диспетчерские

БЭСМ-6,

(1960 1969)

экономические

 

 

системы,

БЭСМ-4

 

 

 

задачи

 

 

 

пакетный режим

(СССР)

 

 

 

 

 

 

 

Операционные

АСУ, САПР,

IBM 360

3-е

Интегральные

около 1 млн. оп/с

системы, режим

научно-

(США), ЕС

(1970 1979)

микросхемы

 

разделения

техничес-

1030, 1060

 

 

 

времени

кие задачи

(СССР)

4-е

 

 

 

Управление,

 

(1980

БИС,

Десятки и сотни

Базы и банки

коммуникации,

ПЭВМ,

настоящее

микропроцессоры

млн. оп/с

данных

АРМ, обработка

серверы

время)

 

 

 

текстов, графика

 

 

 

 

 

 

 

10



ПЕРВЫЕ ЭВМ

Первая ЭВМ «ЭНИАК» (1946 г.)

11

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития станет информационная экономика;

в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Кроме положительных моментов прогнозируются и

опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

вмешательство в частную жизнь людей и

деятельность организаций;

существует проблема отбора качественной и

достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Вузком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая

спомощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА