ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Введение в бизнес-информатику. Лекция 3.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
4
СХЕМА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ («ВОЛНЫ» КОНДРАТЬЕВА)
Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) — периодическиe циклы |
|
инновационно-технологического развития мировой экономики |
|
продолжительностью 40-60 лет |
5 |
ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Количество
учѐных
нач. XVIII в. -
около 1 тыс.
1900 г. - 100
тыс.
1950 г. - 1
млн.
1980 г. -
более 4 млн.
2000 г. -
около 10 млн.
6
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА (ТЫС. ЧЕЛ.)
7
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ
Изменение числа рефератов в
Chemical Abstracts за 1907-2004 гг.
…В мире около 10 тыс. периодических изданий, интересных для химика, ежегодно появляется 200 тыс. научных статей, 5 тыс. книг, 30 тыс. патентов, 20 тыс. отчетов. Если бы химик, владеющий 30 языками, читал 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час, за год он ознакомился бы лишь с 1/20 вышедших публикаций. Средний же химик за свою жизнь прочитывает примерно 0,5% опубликованной специальной литературы, причем и из этого числа половина не имеет отношения к выполняемой им работе.
акад. А.Н. Несмеянов, 1965 г.
8
СПРАВКА О СМЕНЕ ПОКОЛЕНИЙ ЭВМ
1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.
2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.
5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Поколение |
Элементная база |
Быстродействие |
Программное |
Применение |
Примеры |
|
обеспечение |
||||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
ЭНИАК |
|
1-е |
Электронные |
10 20 тыс. оп/c |
Машинные |
Расчётные |
(США), |
|
(1946 1959) |
лампы |
языки |
задачи |
МЭСМ |
||
|
||||||
|
|
|
|
|
(СССР) |
|
|
|
|
Алгоритмичес- |
Инженерные, |
IВМ 701 |
|
|
|
|
кие языки, |
(США), |
||
2-е |
|
|
научные, |
|||
Полупроводники |
100-500 тыс. оп/с |
диспетчерские |
БЭСМ-6, |
|||
(1960 1969) |
экономические |
|||||
|
|
системы, |
БЭСМ-4 |
|||
|
|
|
задачи |
|||
|
|
|
пакетный режим |
(СССР) |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
Операционные |
АСУ, САПР, |
IBM 360 |
|
3-е |
Интегральные |
около 1 млн. оп/с |
системы, режим |
научно- |
(США), ЕС |
|
(1970 1979) |
микросхемы |
|
разделения |
техничес- |
1030, 1060 |
|
|
|
|
времени |
кие задачи |
(СССР) |
|
4-е |
|
|
|
Управление, |
|
|
(1980 |
БИС, |
Десятки и сотни |
Базы и банки |
коммуникации, |
ПЭВМ, |
|
настоящее |
микропроцессоры |
млн. оп/с |
данных |
АРМ, обработка |
серверы |
|
время) |
|
|
|
текстов, графика |
|
|
|
|
|
|
|
|
10
ПЕРВЫЕ ЭВМ
Первая ЭВМ «ЭНИАК» (1946 г.)
11
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
•решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
•обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
•главной формой развития станет информационная экономика;
•в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
•информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
•формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
•с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
•реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Кроме положительных моментов прогнозируются и
опасные тенденции:
•все большее влияние на общество средств массовой информации;
•вмешательство в частную жизнь людей и
деятельность организаций;
•существует проблема отбора качественной и
достоверной информации;
•многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
•в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
•в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
•в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
•во владении основами аналитической переработки информации;
•в умении работать с различной информацией;
•в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
•превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
•сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
•образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
•повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Вузком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая
спомощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА