Файл: Документ Microsoft Office Word (2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XI-XV вв. источников становится больше, появляются их новые виды, усложняется их структура. Это и дипломы, грамоты, нотариальные документы, документы частного характера и т.д. Их начинают составлять не только клирики, но и светские лица. Особенно богаты архивы Италии, Англии, Франции и пр. Существуют земельные кадастры (Книга Страшного Суда), описи земельных владений (Сотенные свитки). Появляются городские источники – хартии, статуты и т.д. С появление книгопечатания количество источников увеличивается.

«История франков» в десяти книгах, созданная турским епископом Григорием, –исключительный по своему значению памятник европейской культуры раннегосредневековья. В ней описываются события VI в., относящиеся к историивозникновения и развития Франкского государства[1] эпохи Меровингов на территории бывшей римской провинции –Галлии (нынешней Франции).

Григорий Турский благодаря своей образованности, наблюдательности,епископскому сану и влиянию, которое он оказывал на меровингских королей,собрал ценный материал, отражающий жизнь различных слоев меровингскогообщества, и создал яркую, местами полную драматизма, своеобразную летописьжизни людей той эпохи. Это была эпоха, когда «при родовых муках» рождаласьновая цивилизация[2]. Труд Григория описываетсобытия этого мучительного становления и сам является его порождением

Было мнение, что Алкуин написал биографию Карла, но в известии об этом имя Алкуина вероятно употреблено по ошибке вместо имени Эйнгарда. Алкуин писал латинские стихи; он составил много двустиший. Что касается авторских задач Эйнгарда, то все они подчинялись одной, самой главной: восхвалению избранного героя. "Жизнь Карла" - это панегирик. Эйнгард писал свой труд в 30-е годы IX века, с печалью взирая на то, как рушилась империя, свидетелем лучших дней которой он был некогда. Прославляя основателя этой империи. Карла Великого, его биограф стремился дать образец для подражания государям-современникам и урок в назидание потомству. Разумеется, это не могло не ослабить значения труда Эйнгарда как исторического источника. .Ниже будут указаны главные неточности и искажения, явившиеся следствием авторской концепции биографа. Однако когда он от общих сентенций и поучений переходит к описанию того, что видел своими глазами, конкретный материал оказывается зачастую сильнее надуманных построений и преодолевает их; вот эти-то страницы "Жизни Карла" и будут самыми занимательными для читателя и самыми интересными для историка


Наиболее важными письменными свидетельствами, относящимися к эпохе викингов, являются не скандинавские, а христианские и мусульманские источники. Из скандинавских произведений письменности того времени до наших дней сохранились только рунические надписи, и лишь немногие их них принадлежат периоду до XI века. Предания о викингах были впервые записаны лишь спустя долгое время после обращения Скандинавии в христианство. Пользоваться этими письменными свидетельствами непросто. Самая очевидная трудность связана с тем, что они написаны на огромном множестве языков — скандинавском, ирландском, английском, латыни, русском, греческом, персидском и арабском. Кроме того, существуют и текстуальные проблемы, которых никогда нельзя избежать, имея дело с письменными материалами.

«Эпоха викингов» 9 — сер.11 вв. вошли в историю под этим названием. Это был период их широкой экспансии. В Скадинавии этот период ознаменовался распадом родоплеменных отношений и зарождений предпосылок для возникновения государственных образований. Развертывается внутренняя колонизация — частичное освоение и заселение лесных зон Скандинавского полуострова. В набегах викингов можно видеть последнюю волну Великого переселения народов. В Скандинавских странах долго сохранялись пережитки родовых отношений и патриархального рабства. Раннефеодальный период длился до 12-13 вв. Личная зависимость крестьян и барщина не получили широкого распространения, права феодалов на лены были более ограничены, а вассальные отношения менее развиты. В Исландии феодализм вообще не развивался. Основную массу населения составляли свободные — бонды. Это были земледельцы, скотоводы, охотники и рыбаки, имевшие собственное хозяйство и жившие в обособленных хуторах, либо небольшими деревушками. Большая семья являлась собственницей пахотной земли, которую нельзя было отчуждать (одаль). Леса и луга были общими владениями. Складывание классового общество шло медленно. Большую роль играли органы местного самоуправления — тинги. Областное право, у каждой области существовали собственные обычаи.  Постепенно усиливалось общественное влияние знати. Возникали предпосылки для складывания государства. Конунги, выделившиеся из родовой знати, в течение длительного времени в значительной степени оставались предводителями племен и племенных союзов. Постепенно власть упрочнялась и закладывались основы политического объединения. Королевская власть стремилась опереться на христианскую церковь, но христианизация наталкивалась на упорное противодействие борцов за сохранения язычества. Христианская церковь укрепилась в Скандинавии в конце 10 — начале 11 в., около 1103 г. было учреждено общескандинавское архиепископство в Лунде.


Восточная Римская (Византийская) империя включала терри­тории с древними земледельческими традициями. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров. ^ Попытка восстановления Римской империи. Наивысшего рас­цвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527—565). Он родился в Македонии в семье бедного крестьянина. Его дядя император Юстин был возведен на престол солдатами. Юстин сделал племянника своим соправителем, затем Юстиниан стал правителем империи.

Константин родился 27 февраля 280 года в городе Наиссе (ныне - Ниш), на территории современной Югославии. Его отец Констанций был одним из римских военачальников, и юность Константина прошла в Никомедии, при дворе императора Диоклетиана. В 305 году Диоклетиан отрекся от престола, и отец Константина стал правителем западной части Римской империи. После смерти Констанция в следующем году армия провозгласила Константина императором . Его права на престол пытались оспорить другие полководцы, что привело к нескольким гражданским войнам. Окончились они в 312 году, когда Константин победил Максенция, последнего из своих соперников, в битве у Мильвианского моста, неподалеку от Рима. Константин стал безраздельным повелителем Западной Римской империи, восточной частью империи правил полководец Лициний. В 323 году Константин напал на Лициния и нанес ему поражение. С тех пор и до смерти в 337 году Константин был единоличным правителем всей Римской империи. Константин Великий - первый в Римской империи христианский император . Благодаря тому что император легализовал христианство, а также благодаря политике, поощрявшей его рост и распространение, христианство из гонимой секты превратилось в господствующую религию Европы. Одним из первых законодательных мероприятий Константина стал Миланский эдикт, согласно которому христианство стало узаконенной и не подлежащей преследованиям религией. Эдикт также предусматривал возвращение церковной собственности, конфискованной в предшествующий период гонений. Хотя сам император не препятствовал существованию языческих храмов, часть их богатства перераспределялась в пользу христианских церквей. В правление Константина стало очевидно, что принятие христианства открывает перспективы продвижения по служебной лестнице; его указы давали церкви различные важные для нее привилегии. В его же царствование началось строительство известнейших церквей, таких, как храм Рождества Христова в Вифлееме, Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Роль Константина как первого христианского императора Римской империи обеспечила ему почетное место в истории. Но и другие его деяния имели немаловажное значение. Например, он перестроил и значительно расширил древний город Византий, переименовал его в Константинополь и сделал столицей империи. Константинополь (ныне Стамбул) стал одним из великих городов мира. Он оставался столицей Византии до 1453 года, после чего несколько столетий был столицей Оттоманской империи. Константин также сыграл существенную роль во внутрицерковной истории. В 325 году он созвал Никейский собор - первый Вселенский церковный собор, чтобы обсудить накопившиеся в церковной жизни разногласия, угрожавшие стабильности империи, которую Константин с таким трудом объединил. Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора. В политическом отношении Константинополь, этот «Новый Рим», как часто его называют, для борьбы с внешними врагами обладал исключительными условиями: с моря он был недоступен; с суши его охраняли стены. В экономическом отношении Константинополь держал в своих руках всю торговлю Черного моря с Архипелагом и Средиземным морем и был предназначен сделаться торговым посредником между Европой и Азией. Наконец, в культурном отношении Константинополь находился вблизи главнейших очагов эллинистической культуры, которая, слившись с христианством и, конечно, видоизменившись, дала в результате христианско-греко-восточную культуру, получившую название византийской культуры


9)Юстиниан Великий - византийский император, правивший с 527 года по 565 год Юстиниан — один из наиболее значимых правителей поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому правлению. На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, южной Испанией и частью Северной Африки. Еще одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии, поражающий своей красотой и великолепием.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая вспышка чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя восстание Ника, спровоцированного налоговым гнётом и церковной политикой императора.

Во времена Юстиниана ведётся бурное строительство. Во-первых, строятся порты. Также строились новые и обновлялись старые укрепления городов . В частности в Антиохии были восстановлены стены города пострадавшие от землетрясения. Деревня Таурисий, в которой родился Юстиниан, была преобразована в город. И конечно при Юстиниане строятся многочисленные храмы и монастыри. Самым грандиозным было строительство Храма Святой Софии Премудрости Божией. Она была заложена в 532 году, после восстания Ники. Строительство продолжалось 5 лет. Этот храм был заложен на месте первого храма, построенного Константином. Сам император принимал участие в разработке Храма Святой Софии. Он призвал лучших мастеров. Храм был очень величественный. Диаметр купола достигал 32 м. Для сохранения конструкции требовались специальные технологии

Разрушения, имевшие место во время восстания Ника, позволили Юстиниану перестроить и преобразить Константинополь. Император оставил своё имя в истории, построив шедевр византийского зодчества — Собор Святой Софии.


Всецело преданный римской политической идее, Юстиниан I был убежден в том, что именно ему суждено свыше восстановить единство Римской империи. Вся деятельность императора была подчинена этой цели, на пути к которой он не гнушался никакими средствами, вплоть до актов крайней жестокости

11)

12,13)

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.

Борьба светской и церковной культур особенно характерна для первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры первые века существования Византии были временем острой идеологической борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века, когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего средневекового общества. Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления императоров Македонской династии ( так называемое “Македонское возрождение” : 867-1056гг., и время царствования Комнинов (“Комниновское возрождение” : 1081-1185 гг.). Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения. Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь “священной войной” и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.

Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное чувство подданых империи : утверждались дух смирения перед превратностями “мира сего”, безропотного подчинения “духовным пастырям”, безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе, городе ; на них как на “собственных” небесных заступников возлагались все надежды.