ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Уже в римской империи церковь стала составной частью аппарата политического господства. На церковные учреждения помимо идеологических функций возлагались и чисто политические задачи. Церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. Эта форма взаимоотношений светской власти с церковью начала складываться при императоре Константине. Император освобождает церковь от налогов, разрешает принимать имущество от верующих в виде дарений и завещаний, приобретать землю.
В 325 г. собрался первый в истории вселенский собор христианской церкви в городе Никеи. Собор выработал символ веры, объявил церковь вселенской и ортодоксальной (непогрешимой, православной). Римский епископ был провозглашен единственным патриархом западной половины римской империи. В восточной ее части патриаршество было разделено между четырьмя престолами: константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским.
Эта форма взаимоотношений светской и духовной власти продолжала существовать и в Восточной Римской империи. На западе после падения Западной Римской империи обстановка коренным образом изменилась. На развалинах империи образовалось много варварских государств. Христианизация варваров происходила в разное время и по разному вероисповеданию – арианскому, правоверному. Церковь сохранила раннее созданную организацию, которая все более укреплялась. С переходом варваров от арианства к римскому правоверию римская церковь стала мощным единым иерархически организованным учреждением.
Низшим звеном церковной организации был церковный приход во главе с приходским священником. Приходы объединялись в епархии – диоцезы во главе с епископами, располагавшими духовной властью в пределах своих диоцезов и светской княжеской властью в епископских владениях диоцезы объединялись в митрополию во главе с архиепископом (на Востоке – митрополитом). Высшей властью над всей церковной иерархией на западе располагал римский епископ, а на востоке патриархи. Важнейшие дела церковной жизни решались на соборах (съездах) епископов. Местные соборы, на которые съезжались епископы одной или нескольких провинций, решали местные церковные дела. Вселенские соборы в составе всех прелатов рассматривали вопросы догматики, культа, церковной организации.
Церковь, включавшаяся органически в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими властями, помогая им своим авторитетом. Вместе с тем церковь создавала культ «священной власти», неповиновение которой объявлялось тяжким грехом. Но в тоже время между церковью и государством, светскими и духовными феодалами, существовали противоречия, приводившие нередко к острым конфликтам. Для ограждения своих интересов и борьбы с врагами феодального строя церковь выработала систему наказаний: отлучение от церкви, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить спасение в вечной жизни; интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны; анафему – публичное предание проклятию – и разного рода покаяния и епитимьи. Это оружие папа римский использовал не только против простых людей, но и против королей в целях подчинения светской власти
Уже в римской империи церковь стала составной частью аппарата политического господства. На церковные учреждения помимо идеологических функций возлагались и чисто политические задачи. Церковная иерархия была подчинена деспотической власти императоров. Эта форма взаимоотношений светской власти с церковью начала складываться при императоре Константине. Император освобождает церковь от налогов, разрешает принимать имущество от верующих в виде дарений и завещаний, приобретать землю.
В 325 г. собрался первый в истории вселенский собор христианской церкви в городе Никеи. Собор выработал символ веры, объявил церковь вселенской и ортодоксальной (непогрешимой, православной). Римский епископ был провозглашен единственным патриархом западной половины римской империи. В восточной ее части патриаршество было разделено между четырьмя престолами: константинопольским, александрийским, антиохийским и иерусалимским.
Эта форма взаимоотношений светской и духовной власти продолжала существовать и в Восточной Римской империи. На западе после падения Западной Римской империи обстановка коренным образом изменилась. На развалинах империи образовалось много варварских государств. Христианизация варваров происходила в разное время и по разному вероисповеданию – арианскому, правоверному. Церковь сохранила раннее созданную организацию, которая все более укреплялась. С переходом варваров от арианства к римскому правоверию римская церковь стала мощным единым иерархически организованным учреждением.
Низшим звеном церковной организации был церковный приход во главе с приходским священником. Приходы объединялись в епархии – диоцезы во главе с епископами, располагавшими духовной властью в пределах своих диоцезов и светской княжеской властью в епископских владениях диоцезы объединялись в митрополию во главе с архиепископом (на Востоке – митрополитом). Высшей властью над всей церковной иерархией на западе располагал римский епископ, а на востоке патриархи. Важнейшие дела церковной жизни решались на соборах (съездах) епископов. Местные соборы, на которые съезжались епископы одной или нескольких провинций, решали местные церковные дела. Вселенские соборы в составе всех прелатов рассматривали вопросы догматики, культа, церковной организации.
Церковь, включавшаяся органически в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими властями, помогая им своим авторитетом. Вместе с тем церковь создавала культ «священной власти», неповиновение которой объявлялось тяжким грехом. Но в тоже время между церковью и государством, светскими и духовными феодалами, существовали противоречия, приводившие нередко к острым конфликтам. Для ограждения своих интересов и борьбы с врагами феодального строя церковь выработала систему наказаний: отлучение от церкви, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить спасение в вечной жизни; интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны; анафему – публичное предание проклятию – и разного рода покаяния и епитимьи. Это оружие папа римский использовал не только против простых людей, но и против королей в целях подчинения светской власти
Клюнийская реформа, совокупность преобразований, осуществленных в конце 10—11 вв. в католической церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни (отсюда название движения) в Бургундии (Франция). Основные требования клюнийцев: реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, жёсткий контроль за соблюдением целибата (безбрачия духовенства), запрещение симонии (продажи и покупки церковных должностей), провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе. Под главенством Клюни возникла могущественная конгрегация, включавшая сотни монастырей главным образом во Франции, а также в Германии, Англии, Северной Италии, Испании. Реально клюнийская реформа изымала монастыри из-под власти епископа, но делала их зависимыми от местных светских феодалов (которые зачастую основывали эти реформированные монастыри, дарили им земли, назначали аббатов). В целом клюнийское движение представляло по своей социальной сущности попытку приспособить церковные институты (находившиеся к 10 в. в глубоком упадке) к новым условиям феодальной раздробленности, было направлено к замене епископальной церкви новой, сеньориальной. Политической и экономической заинтересованностью в этом всего феодального класса (а не возрождением «духа религиозности», как утверждают многие буржуазные историки) объясняются быстрые успехи клюнийской реформы. Клюнийское движение играло большую роль в общественно-политической жизни Западной Европы 11 в. Программу клюнийцев удалось использовать в первую очередь папству, сделавшему её своим орудием в борьбе с императорами за инвеституру. Одним из руководителей клюнийской реформы был Гильдебранд (будущий папа Григорий VII). Клюнийская реформа привела к образованию могущественного слоя нового монашества, к значительному укреплению католической церкви и громадному росту папской власти в 12—13 вв.
Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).
Восточное монашество
В христианском монашестве ключевым стал мотив следования за Христом (ср. Евангелие от Матфея 16:24). В конце 3 - первой четверти 4 в. в пустынях Египта сложились две основные формы монашества: отшельничество и киновия. В 4 в. монашество распространяется в Палестине, Сирии, Малой Азии, Армении, Грузии и Западной Европе. В 10 в. из Византии оно проникает в Болгарию и Сербию, а в 11 в. на Русь. Крупнейшие центры православного монашества в средние века находились в Византии: Студийский монастырь в Константинополе и "монашеская республика" на Афоне. На Афоне учился святой Антоний Печерский, основатель одного из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавры. В 14 в. начинается быстрый рост русского монашества, связанный с деятельностью святого Сергия Радонежского. В 14-15 веках были основаны наиболее известные монастыри Руси: Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский монастыри и др. После секуляризации почти 600 монастырей в 18 в. наметился упадок русского монашества, которое начало возрождаться в 19 веке. К 1917 в России насчитывалось более 1000 монастырей, уничтоженных, за немногими исключениями, после революции.
Западное монашество
Монашество на Западе, в 9-11 веках унифицированное на основе Устава святого Бенедикта Нурсийского, с 12 в. стало подразделяться на ордена. Высокий духовный авторитет обусловил в католичестве попытки организовать по образцу монашества белое духовенство (каноникаты), совместить монашеские обеты с рыцарским служением (духовно-рыцарские ордена). Многочисленны были и полумонашеские братства мирян (бегинки, бегарды и др.). В 13 в. возникает новое, городское, монашество - нищенствующие ордена, которые соединяют идеалы бедности и целомудрия с активным пастырским служением в миру. Задачи контрреформации в 16 в. определили появление реформаторских течений в старых орденах (капуцины, босые кармелиты), а также возникновение новых орденов, активно действующих в миру для сохранения и укрепления католицизма (театины, иезуиты и др.). После Великой французской революции в конце 18 - начале 19 в. по Западной Европе прокатилась волна секуляризации, которая была следствием антиклерикальной пропаганды эпохи Просвещения. Лишь с 20-х гг. 19 в. начинается возрождение монашества, ориентированное на возвращение к "первоосновам". Монашество 19-20 вв., наряду с расширением каритативной деятельности, возрождало и традиции строгой средневековой аскезы. В то же время 2-й Ватиканский собор поставил перед монашеством, насчитывавшем 336 000 членов, и новую цель: приспособление к реалиям современного общества. В протестантских странах монастыри в 16 в. были распущены и монашество уничтожено (кроме Англиканской Церкви, где существуют монашеские ордена). Во время 2-й мировой войны во Франции в деревне Тэзе (недалеко от Клюни) была основана протестантская монашеская община, целью которой стала молитва о единстве; в настойщее время Тэзе - крупнейший центр паломничества молодежи.