Файл: Задания для заочников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема практического занятия: Девиантное поведение

Задание 1.

Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

  1. Нормы-правила.

  2. Санкция.

  3. Социальная норма.

  4. Традиции.

  5. Обычай.

  6. Социальное поведение.

  7. Привычка.

  8. Нормы-ожидания.

  9. Девиантное поведение.

  10. Социальный контроль.

  11. Аномия.

  12. Делинквентное поведение.

  13. Ценности.

  14. Стигматизация.

Определения:

  1. нормы, определяющие границы допустимого поведения.

  2. формы поведения, морально оцениваемые группой.

  3. социальные идеалы, а также наиболее обобщённые представления о целях и средствах социальной деятельности.

  4. пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия.

  5. исторически сложившиеся и социально одобряемые формы поведения или отношения к чему-либо.

  6. реакция группы на поведение социального субъекта.

  7. совокупность отдельных поступков, социальных взаимодействий, а также реакций социальных субъектов на деятельность социальной системы (и её агентов) и других людей.

  8. целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержания социального порядка и стабильности.

  9. устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы.

  10. поведение, отклоняющееся от нормы.

  11. определение человека как девианта.

  12. по Р. Мертону, рассогласнование между целями, намерениями и интересами, которые определяются данной культурой, с одной стороны, и социально одобряемыми способами достижения этих целей, с другой.

  13. поведение, связанное с нарушением норм-правил.

  14. нормы, очерчивающие рамки социально одобряемого поведения.

Задание 2.

Какие из приведенных ниже норм и почему относятся к: а) нормам-ожиданиям; б) нормам-правилам?

Нормы:

  • Уплата налогов.

  • Вежливость по отношению к другим.

  • Выполнение учебной программы.

  • Порядочность.

  • Соблюдение трудовой дисциплины.

  • Воспитание детей.


Задание 3.

Дайте характеристику формально-позитивных, формально-негативных, неформально-позитивных и неформально-негативных санкций. Приведите свои соответствующие примеры. Заполните таблицу.

Характер санкций

Формальные

Неформальные

Позитивные

Негативные

Задание 4.

Какие из ниже перечисленных санкций относятся к: а) негативным; 2) позитивным?

Санкции:

  • Административные взыскания.

  • Преследование по суду.

  • Разрыв отношений.

  • Одобрение.

Какие из приведенных ниже санкций относятся к: 1) формальным; 2) неформальным?

Санкции:

  • Выражение общественного неодобрения.

  • Награждение.

  • Штрафы.

  • Конфискация имущества.

Задание 5.

Про кого из ниже перечисленных агентов можно с уверенностью сказать, что он осуществляет функции по реализации формальных санкций?

Агенты:

  • Суд.

  • Семья.

  • Студенческая группа.

  • Налоговая полиция.

Задание 6.

Французский социолог Р. Лапьер выделяет три разновидности санкций: а) физические; б) экономические; в) административные. Из приведенных ниже примеров санкций подберите соответствующие каждой разновидности:

  • Штраф.

  • Увольнение.

  • Взятие под стражу.

  • Отстранение от занимаемой должности.

Задание 7.

Американские социологи Д. Дуглас и Ф. Вокслер предлагают схему определений девиантного поведения. Проследите, как меняется объём и содержание данного понятия. Приведите примеры ситуаций для каждого из определений.

Определения девиантного поведения

Характеристика понятия

Ваш пример

Небольшое по объёму понятие

1. Ощущение, что поведение лица является неправильным, странным, особенным

2. Ощущение неприятия, антипатии

3. Ощущение, что поведение лица нарушает какие-то ценности или общие нормы

4. Ощущение, что оно нарушает моральные ценности или нормы

Более точное определение

5. Мнение, что поведение лица нарушает определенные ценности или нормы

6. Мнение, что оно нарушает моральные ценности или моральные нормы

7. Мнение, что оно нарушает морально подкреплённые запреты малозначительных преступлений

8. Мнение, что оно нарушает морально подкреплённые запреты тяжких преступлений

9. Мнение, что поведение противоречит человеческой природе

Наименьшее по объёму понятие

10. Мнение, что оно есть абсолютное зло


Задание 8.

Раскройте содержание теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.

Теория девиантного поведения

Представители

Основные положения

Социобиологические

Социально-психологические

Аномии

Стигматизации

Инкультурации

Задание 9.

Американский социолог Роберт Мертон отмечал, что преступность представляет собой «нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия». Согласны ли вы с такой трактовкой преступности? Своё мнение обоснуйте.

Задание 10.

Исходя из теории аномии Роберта Мертона определите, к какому типу социального поведения можно отнести:

  • Алкоголизм.

  • Проституцию.

  • Бюрократизм.

  • Участие в нелегальных антисоциальных движениях.

Задание 11.

Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализации».

Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры». Примените её для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений.

Задание 12.

Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений почти не меняется год от года, а их структура остаётся относительно стабильной. О чём свидетельствуют результаты исследований Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе.

Задание 13.

Анализируя динамику самоубийств, Э. Дюркгейм выделил три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Укажите, какими причинами обусловлен каждый из указанных типов. Приведите известные вам самоубийства, характеризующие перечисленные типы.


Задание 14.

В первой трети XX в. американский социолог Р. Каван выдвинул гипотезу, согласно которой на уровень самоубийств влияют интенсивность социальной мобильности и уровень сложности общества. По мере их роста происходит увеличение числа самоубийств. Исследования более позднего времени показали, что уровень самоубийств коррелирует с такими факторами, как уровень промышленного развития и доля населения, проживающего в городах. Укажите причины, объясняющие выявленные статистические закономерности.

Задание 15.

Ниже приводятся основные концепции самоубийств. Какие из них могут быть признаны социологическими, а какие – нет?

  1. Концепция психической девиации. У самоубийств наблюдается повышенная степень внутренних конфликтов. Не находя выхода из сложившейся ситуации и испытывая невыносимые страдания, индивид решается на сведение счётов с жизнью.

  2. Концепция аутодеструктивности. Суицид – это результат агрессии, направленной на себя, удовлетворение бессознательного влечения к смерти.

  3. Концепция социальной дезадаптации. Добровольный уход из жизни может быть вызван чувством глубокой неудовлетворённости значимыми для индивида отношениями с семьей, членами его группы, близкими. Различного рода социальные фобии могут быть причинами принятия такого рожа решений.

  4. Концепция аномии. Утрата социальных норм, цели и смысла жизни могут привести к драматической развязке.

  5. Концепция кризиса идентичности. Утрата представлений о себе самом, собственном «я», низкая самооценка могут стать причиной больших страданий, прекращение которых может связываться только со смертью.

Задание 16.

Прочитайте сообщение новостного портала Лента.ру (http://lenta.ru/news/2008/09/08/exams/). Подумайте, почему так строго наказали участников аферы с экзаменационными билетами? С какими социальными причинами это связано?

За продажу ответов экзаменатор осужден на 15 лет

В Египте несколько экзаменаторов и преподавателей были осуждены на длительные сроки тюремного заключения за незаконное раскрытие ответов выпускных экзаменов в средней школе, передает агентство AFP.

Суд признал их виновными в организации утечки экзаменационных ответов, что подрывает основополагающий принцип равенства возможностей среди учеников.


Организатор преступления Эззат Халиль Мансур (Ezzat Khalil Mansour), который возглавлял экзаменационную комиссию города Минья (Menya), уволен с должности и приговорен к 15 годам тюрьмы.

Его приятель Эйман Раби (Ayman Rabie), который купил экзаменационные документы за 55 долларов и затем копировал и перепродавал, получил 10 лет.

Еще четыре обвиняемых, среди них полицейский и директор одной из школ, были осуждены на семь лет. Остальные подсудимые, в том числе родители учеников, которые купили ответы к экзаменам, получили сроки от трех до пяти лет.

Преступление было раскрыто еще в июне. Тогда же власти заявили, утечка ответов была организована только в городе Минья и никак не скажется на проведении экзамена. Однако ряд преподавателей и родителей потребовали полностью обновить задания. О том, было ли это сделано, ничего не сообщается.

Как отмечает AFP, в Египте, где почти 20 процентов населения живет за чертой бедности, выпускные экзамены в средней школе, или "thanawiya amma", которые дают возможность поступить в университет или колледж, для многих являются единственной возможностью подняться по социальной лестнице. В 2008 году выпускные экзамены в средних школах сдавали около 800 тысяч учащихся.