Файл: Лекция 2.Теория спроса и предл..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 2. Теория спроса и предложения

1. Спрос на товары и услуги

Рынок - саморегулирущаяся система. Важнейшим инструментом этой саморегуляции выступают цены.

Спрос (D - demand) - желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар. Во-первых, спрос связан с потребностью, но не совпадает с ней. Во-вторых, спрос - это не только желание покупателя купить, но и способность к купле, т.е. наличие денежных средств.

Величина (объем) спроса i-го товара - Qdi (quantity) - то количество данного товара, которое покупатель желает и способен купить при данной цене из ряда возникающих в течение определенного периода цен.

Цена спроса на i-тый товар - P (price) - максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за данный товар.

Функция спроса - количественная зависимость величины спроса от различных факторов (цены, дохода, предпочтений).

Закон спроса: при прочих равных факторах повышение цены вызывает понижение объема спроса, а понижение цены - повышение объема спроса.

Закон спроса может быть представлен тремя основными способами: алгебраическим (аналитическим), табличным, графическим.

Алгебраический способ: Qdi= f(Pi); Qdi= Qdi (Pi); Qdi= a - bP, где a и b - количественные величины, для упрощения можно применять не дифференцированное уравнение, а уравнение прямой.

Табличный способ: если дано уравнение зависимости объема спроса, например, Qdi = 10-2р, то можно заполнить таблицу 1:

Таблица 1

P

1

2

3

4

5

Q

8

6

4

2

0

Графический способ:

На основе этой таблицы построим график закона спроса (рис.1).


Рис.1. Графический способ изображения закона спроса

Обычно закон спроса отображается нисходящей вогнутой кривой (рис.2):

P

Рис.2. Кривая спроса

Н

d

о могут быть и исключения. Известен так называемый “парадокс Гиффена” (рис. 3).

Q

Рис.3. Кривая спроса Гиффена

Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в XIX веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, тоже возрос. Это произошло потому, что повышение цен на другие продукты вынудило вообще отказаться от их потребления, а картофель, как более дешевый, стал основным продуктом питания бедняков.

“Эффект Веблена” также связан с отклонением от закона спроса. Он описывает престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком статусе (престижные марки автомобилей, ювелирные изделия, модели одежды). Снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - спрос отдельного покупателя на определенный товар. Рыночный спрос - спрос всех покупателей на определенный товар. Например, просуммировав индивидуальный спрос нескольких покупателей, получим рыночный спрос.

Цена действует на изменение объема спроса таким образом, что происходит движение вдоль кривой. Помимо цены на спрос действуют неценовые факторы. В этом случае можно говорить об изменении спроса и перемещении самой кривой спроса (рис.7).


Q

Рис.7. Перемещение кривой спроса

Неценовые факторы, вызывающие перемещение кривой спроса:

1. Изменение во вкусах и предпочтениях потребителей (изменение моды, действие рекламы).

2. Цены на другие товары:

а) взаимодополняемые товары (увеличение цены на бензин может вызвать уменьшение спроса на автомобили, особенно на те, которые расходуют много бензина);

б) взаимозаменяемые товары (субститы), например, масло и маргарин;

в) товары относительно независимые друг от друга. Изменение спроса на одежду, обувь может повлиять на спрос продуктов питания.

3. Изменение размеров рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они применяют (например, бебби-бум, когда повышение рождаемости в послевоенные годы вызвало спрос на детские товары).

4. Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, особенно на товары более высокого качества.

5. Инфляционные ожидания. Если предполагается повышение цен - спрос растет, и наоборот.


2. Предложение товаров и услуг

Предложение (S - supply) - это готовность производителя или продавца поставить данный товар на рынок.

Количество (объем) предложения - Qsi - количество данного товара i, которое производитель (продавец) готов и согласен поставить на рынок в единицу времени по определенной цене.

Функция предложения определяет зависимость величины предложения от ряда факторов как ценовых, так и неценовых.

Цена предложения - Psi - та минимальная цена, по которой производитель (продавец) согласен поставить данный товар.

Строго определенного закона предложения нет. В зависимости от изменения цены происходит движение по кривой предложения (изменение величины предложения). Изменение в предложении вызывает перемещение самой кривой (рис.8). Различают также индивидуальное и рыночное предложение.

Рис.8. Движение по кривой предложения

и перемещение самой кривой

Факторы, влияющие на изменение предложения:

1. Цены на исходные ресурсы. Чем меньше затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене он может предложить на рынок.

2. Изменение в технологии. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее производство и дешевле продукция.

3. Цены на другие товары (конкурирующие либо совместно производимые). Например, увеличение цены на шкуры крупного рогатого скота может привести к увеличению предложения мяса говядины.

4. Налоги и дотации. При увеличении налогов будет снижаться предложение, и наоборот.

5. Природные условия могут действовать на предложение того или иного товара.

6. Ожидания производителей, в том числе и инфляционные, вызывают увеличение или уменьшение предложения.

7. Число продавцов.

Величина предложения, как и спроса, может изображаться в алгебраическом виде, табличным способом и графическим.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

На рынке продавец стремится продать товар дороже. Цена предложения - минимальная цена, которую он готов получить. Покупатель стремится купить дешевле. Цена спроса - максимальная цена, которую может заплатить покупатель. В результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена (рис.9).


Точка Е (точка равновесия) соответствует такой цене, по которой продавец готов продать, а покупатель готов купить количество продукции 0QE. РЕ - равновесная цена, QE - равновесный объем продукции. Если цену установить равной Р1, то покупатели готовы купить Q1 продукции, а продавцы продать Q4. Образуется излишек, затоваривание. При цене Р2 продавцы готовы продать только Q2 продукции, тогда как покупатели хотят купить значительно больший объем Q3. Возникает дефицит.

Рис.9. Равновесная цена

На рынке возможны ситуации, когда линии спроса и предложения ни при каких уровнях цены не пересекаются или, наоборот, имеют две точки пересечения (или даже общие участки).

1. Минимальная цена предложения выше максимально возможной цены спроса (рис. 10).

Рис.10. Цена предложения превышает цену спроса

2. Объем предложения больше объема спроса при любой цене (рис. 11).

Рис.11. Объем предложения превышает объем спроса

3. Наличие общего вертикального (ценового) участка линий спроса и предложения, например, рынок автомобилей (рис. 12). В каких-то пределах изменения цены не сказываются на равновесном объеме продаж.