ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
1. Модели рынка и их характерные черты
Модели рынка |
Характерные черты |
||||||
|
Число фирм |
Характер продукции |
Контроль за ценой |
Вступление в отрасль |
Неценовая конкурен-ция |
Доступ к информа-ции |
Примеры |
Совершенная (чистая) конкуренция |
Очень большое число |
Однородная |
Полностью отсутствует |
Легкое вступление и легкий выход |
Нет |
Свободный |
Сельское хозяйство |
Монополисти-ческая конкуренция |
Много
|
Дифферен-цированная |
Некоторый
|
Легкое |
Очень характерна |
Некоторое ограниче-ние |
Швейная, обувная, мебельная и проч. промышл. |
Олигополия |
Небольшое число |
Однородная или дифферен- цированная |
Значитель-ный |
Затруднено |
Имеет место |
Весьма ограничен |
Автомо-бильная промышл. |
Чистая (абсолютная) монополия |
Одна
|
Однородная или дифферен- цированная |
Очень большой |
Блокировано |
Связь с общест-венностью |
Ограничен |
Газпром, единая энергосист., метро, водоканал и пр. |
Лекция 5. Конкуренция и монополия
1. Модели рынка и их характерные черты
2. Совершенная (чистая) конкуренция
3. Несовершенная конкуренция
2. Совершенная (чистая) конкуренция
-
предполагает очень большое число фирм, производящих данную продукцию. Отраслей, в которых существует чистая конкуренция, немного (сельское хозяйство), но анализ чистой конкуренции позволяет понять сам механизм конкуренции;
-
продукция производится стандартизированная, т.е. продукция одной фирмы не отличается от другой;
-
цены не зависят от предложения одной фирмы, т.к. доля одной фирмы мала в общем объеме продукции. Рост производства одной фирмы не влияет на всю отрасль, а, следовательно, не влияет на цены.
Равновесие фирмы в кратковременном периоде:
Точка Е – точка равновесия, где MR=MC, т.е. на каждый рубль затрат получают рубль выручки.
При анализе механизма чистой конкуренции можно ответить на следующие вопросы:
- какое количество продукции должна производить фирма, чтобы получить максимальную прибыль?
- при каких условиях минимизируются убытки?
- при каких условиях фирма должна остановить производство и прекратить свою деятельность?
В долгосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные затраты равны цене продукции на рынке. Фирмы не получают экономическую прибыль, а только нулевую. Все фирмы максимизируют свою прибыль, т.е. находятся в равновесии: ATC=MC, AC=MC, P = MR, MR = AC (P=MR=MC=AC).
Совершенная конкуренция имеет ряд преимуществ: в полной мере работает механизм рыночного саморегулирования; конкуренция способствует эффективному распределению ресурсов и снижению издержек.
Недостатки:
-
Распространяется на немногие производства.
-
Рождает неравенство производителей.
-
Может способствовать возникновению монополистической тенденции.
-
Может работать против окружающей среды.
-
Равновесие не абсолютно. Имеются условия для дестабилизации.
3. Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция - это одна из форм несовершенной конкуренции, при которой предполагается, что в отрасли функционируют десятки фирм. Их продукция дифференцирована. Например, в швейной промышленности могут быть десятки и сотни фирм, которые выпускают одежду. Но это не однородная продукция. Она дифференцирована (мужская, женская, детская одежда и т.д.). Поэтому продукция одной фирмы не совпадает с продукцией другой. Дифференциация продукции идет не только по видам, но и по качеству, сервису потребителя, гарантиям и другим параметрам.
Характерной чертой монополистической конкуренции является преобладание неценовой конкуренции: обновление ассортимента продукции, выпуск новых моделей, повышение качества продукции, эффективная реклама. Эти формы неценовой конкуренции позволяют фирмам извлекать экономическую прибыль в коротком периоде, а в длительном периоде, в стремлении других фирм потеснить конкурентов, эта прибыль исчезает и фирма ограничивается нормальной прибылью.
Особое значение в монополистической конкуренции имеет реклама.
Достоинства рекламы:
- реклама содержит информацию о различных видах продукции, и это позволяет покупателю ориентироваться на рынке, что особенно важно при насыщенном рынке;
- реклама является важным финансовым источником для средств массовой информации;
- реклама способствует совершенствованию продукции;
- при хорошей рекламе увеличивается объем продаж, что, в свою очередь, повышает эффективность производства (постоянные издержки будут меньше при увеличении объема производства);
- реклама способствует поддержанию конкуренции;
- реклама увеличивает потребительские расходы, которые увеличивают занятость людей в производстве.
“Минусы” рекламы:
- часто реклама не столько информирует? сколько стремится убедить покупателя, воздействовать на него - навязчивая реклама;
- расходы на рекламу - это отвлечение ресурсов от других видов деятельности;
- реклама увеличивает внешние издержки. Поэтому реклама некоторых продуктов запрещена (табак, вино-водочные изделия);
- хотя реклама финансово поддерживает прессу, возникает определенная зависимость СМИ от рекламодателя, что может снижать объективность рекламы;
- существует тенденция рекламы к самонейтрализации;
- реклама способствует монополизации производства, то есть преобладанию той или иной фирмы на рынке.
Олигополия - это рыночная структура, при которой функционирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Три основные черты олигополии:
1. Малое число фирм.
2. Высокие барьеры для вступления (патенты, лицензии, захват рынков сырья - например, алмазная фирма “Де бирз”).
3. Всеобщая взаимозависимость между этими фирмами. Спрос на продукцию одной из фирм зависит от объема и цены на продукцию, которые устанавливают другие олигополисты. Неслучайно олигополистическое взаимодействие описывается математической теорией игр. Каждый ход одного олигополиста должен быть сделан с предвидением того, что сделает другой олигополист.
Всеобщая взаимозависимость включает в себя самое различное поведение фирм от удержания цен на одном уровне до ценовых войн.
Чистая монополия как рыночная структура возникает тогда, когда фирма является единственным производителем какого-либо блага, не имеющего близких заменителей (субститов), причем доступ в отрасль другим фирмам ограничен высокими барьерами (легальными и нелегальными).
Чистая монополия имеет возможность устанавливать цены, тарифы, и, следовательно, эксплуатировать рынок.
Эксплуатация рынка чистой монополией:
При чистой конкуренции: ОРЕЕQЕ – выручка; ОАЕQЕ – издержки; АРЕЕ – прибыль; РЕСЕ – потребительский излишек, выигрыш потребителя от механизма чистой конкуренции. Установилась цена РЕ, и все покупают по ней.
Монополия устанавливает монопольно высокую цену РМ. Потребительский излишек сократится и составит РМСL. ОРМLQL – выручка; ОАМQL – издержки; АРМLМ – прибыль.
Во всех странах с рыночной экономикой обязательно проводится антимонопольная политика. В России создан антимонопольный комитет. Если речь идет о чистой монополии, возникшей из подавления других фирм, то к ней предъявляются требования деления. Если монополия естественная, и ее дробить нельзя (метрополитен), то требуется специальный контроль за тарифами. Это усиливает воздействие в сторону снижения цен на продукцию.