Файл: М письмо о контроле и оценке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»), Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетвори­тельно».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетво­рительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному мате­риалу; не более одного недочета1; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: ис­пользование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; само­стоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения ма­териала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные не­точности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения тре­бований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по прой­денному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; непол­нота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нали­чие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость об­суждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положе­ний.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эсте­тическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как до­полнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель вы­ставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (от­метка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:


  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фикса­ция (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти при­чины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по суще­ству работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так­же способы устранения недочетов и ошибок.


5. Особенности контроля и оценки по отдельным учебным предметам

Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изло­жений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфогра­фических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части-текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков сущест­венных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных си­туациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестанов­ки, замены и вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглав­ной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, иска­жающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в автор­ском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении). Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • отсутствие «красной» строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;


- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложе­ния.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требо­ваниям, указанным в данном документе.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их вы­полнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изучен­ные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесо­образно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптирован­ные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и со­стоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание по­вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сю­жетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читатель­ской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.


При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятель­ность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет спе­цифические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (ос­ваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложе­ний и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становит­ся общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увели­чивается доля чтения про себя (от 10—15% в первом классе до 80-85% в четвертом клас­се).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учи­тель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения;

  • осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные осо­бенности героев;

  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произве­дений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логиче­ских ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать сло­восочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориенти­ровочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); вырази­тельность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного тек­ ста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от ха­рактера произведения.