Файл: М письмо о контроле и оценке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент общего среднего образования предлагает для использования в практической работе общеобразовательных учреждений методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Руководитель Департамента общего среднего образования М.Р. Леонтьева. (19.11.1998 г.)

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя на­чальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке ре­зультатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существен­ной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятель­ности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учитель­ского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - провер­кой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

Социальная функция_ проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном слу­чае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьников, сформированное™ его познавательной, эмо­циональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний - уме­ний - навыков, установленных государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становит­ся инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.


Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материача: полнота и осознанность знаний, умение приме­нять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесо­образные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемо­сти, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (ана­лиз, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные об­ласти в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содер­жание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положи­тельных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления зани­женной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмо­циональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «от­стающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстника­ми.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключа­ется в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоцио­нального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.


Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнози­рования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей -деятельности («что я делаю не так...», «что нужно .сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педаго­гом и обучающимися.


2. Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка ре­зультатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, по­этому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформирован­ности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагиро­вать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; воз­вратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль осо­бенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспе­ваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совме­стный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педаго­гическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки — отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических сужде­ний, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного мате­риала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

  1. ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивает­ся возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;

  2. при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

  3. возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. Таким об­разом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, И, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.


Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей ус­певаемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

3. Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связан­ного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может стро­иться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументиро­ванно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать об­щие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распро­страненной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся матери­ал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повто­рения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и кон­трольных работ.

Самостоятельная работа — небольшая по времени (15—20 мин.) письменная про­верка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных прави­лах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе ста­новления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает ар­гументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.