Файл: Модели оценки обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья опубликована в журнале «Справочник по управлению персоналом» №2, 2005г. Обучаем - оцениваем. Модели критериальной оценки результатов обучения.

Для оценки результативности и эффективности обучения разделяем обучение на краткосрочное и долгосрочное, поскольку для разных видов обучения целесообразно использовать различные методики оценки результативности обучения.

Краткосрочное обучение: от 1 до 5 дней.

Все остальные виды обучения, а также модульное обучение, включающее в себя обучение по 3 дня, но несколько модулей, рассматриваем, как долгосрочное.

Хотелось бы кратко остановиться на организации процесса обучения.

Прежде всего важно определить цели обучения, исходя из целей предприятия/подразделения.

В дальнейшем, чтобы провести обучение, будем придерживаться следующих шагов:

  1. Определяем цели обучения в соответствии с целями и стратегией предприятия.

  2. Анализируем потребность в обучении;

  3. Определяем целевые группы;

  4. Планируем программу обучения;

  5. Анализируем и выбираем методы обучения;

  6. Проводим анализ обучающих организаций (тренеров, преподавателей), объявляя тендер для корпоративного обучения;

  7. Обеспечиваем, организуем обучение.

  8. Проводим оценку обучения.

И, конечно, в данном случае руководитель службы персонала осуществляет контроль на всех стадиях организации процесса обучения.

Остановимся более подробно на оценке результативности обучения.

Методы измерения результативности краткосрочного и долгосрочного обучения различны. При краткосрочной схеме обучения оценка базируется на информации по обратной связи, касающейся знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения, практической ценности обучения, методик обучения, полученных от сотрудника, прошедшего обучение и непосредственного руководителя, а при долгосрочной схеме обязательно оценивается эффективность или результативность деятельности сотрудника, прошедшего обучение.

Критерии результативности краткосрочного обучения.

При краткосрочном обучении используются следующие критерии:


1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств,

2. Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение сотрудником специального задания.

3. Удовлетворенность руководства обучившегося.

Рассмотрим данные критерии:

Критерий 1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение.

Для оценки по первому критерию используем анкетирование с критериальными оценками обучаемого.

Анкеты оценки обучения (приложение1) заполняются сотрудниками после обучения

и сдаются в службу управления персоналом, в которой проводится анализ и расчет результативности обучения по 1 критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы.

Критерий 2: Эффективность внесенных сотрудником предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение специального задания.

Сотрудник, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний.

Предложение, поданное сотрудником рассматривается руководством и оценивается его эффективность .

В случае, если сотрудник после обучения не вносит предложений по усовершенствованию, службой персонала совместно с руководителем разрабатывается специальное задание в соответствии с целями пройденного обучения. Устанавливается определенный срок выполнения и далее проводится оценка выполненного задания.

Критерий 3: Удовлетворенность руководителя сотрудником, прошедшим обучение.

Непосредственный руководитель заполняет анкету оценки результативности обучения (приложение2), проводит оценку в баллах. Желательно проводить такую оценку через определенное время после обучения: 2 -3 недели, месяц.

Служба персонала проводит анализ полученных данных. Мы также сравниваем результаты, полученные при оценке по 1 критерию: удовлетворенность обучившегося и удовлетворенность руководства. На основании данных делаем выводы о полученном обучении.

Последний этап: анализ всех данных и выводы об эффективности проведенного

краткосрочного обучения.


Для подведения результатов оценки по сотруднику можно использовать следующую методику:

1. Провести оценку сотрудника, прошедшего обучение по каждому критерию. Просчитать результативность по каждому критерию в процентах.

2. Придать вес каждому критерию (вес-степень значимости критерия для предприятия).

3. Посчитать общую результативность, полученную из расчета по всем критериям

с учетом весов.

4. Просчитать эффективность обучения для данного сотрудника:

Эффективность= общая результативность сотрудника /затраты по обучению,

Затраты по обучению ( стоимость обучения, стоимость командировочных. расходов и т.д.).

Получаем показатель эффективности: относительную величину, выраженную в процентах, на 1 тыс.рубл. затрат на обучение.

Степень общей эффективности обучения сотрудника устанавливается в результате оценки по всем критериям. Пример расчета результативности краткосрочного обучения приведен в таблице.

Таблица. Расчет результативности краткосрочного обучения

Участник обучения (Ф.И.О.) Иванов И. С.

Подразделение, должность: менеджер по продажам

Тема обучения: ”Искусство продаж”

Критерии

вес

выполнение

результат

1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств (данные по результативности обучения по 1 критерию из Приложения 1)

0,30

90%

27

2. Эффективность внесенного обучившимся предложения по усовершенствованию деятельности его отдела/подразделения или выполнение данным работником специального задания

0,30

80%

24

3. Удовлетворенность руководства сотрудником, прошедшим обучение (данные из Приложения 2)

0,40

80

32

Общая результативность

1,00

83%

Проанализировав результаты, полученные при оценке результативности (эффективности) обучения сотрудников, важно выявить причины неудовлетворительного обучения и осуществить корректирующие действия, устранив данные несоответствия по обучению.


В дальнейшем, рекомендуем понаблюдать корреляцию полученных показателей с

общей результативностью деятельности сотрудников (достаточно просто ее можно будет посмотреть, анализируя деятельность менеджеров по продажам) и по результатам внести коррективы в методику оценки обучения и разработанные нами критерии.

Критерии результативности долгосрочного обучения.

Кроме критериев, используемых при краткосрочном обучении при долгосрочном обучении дополнительно используем следующие критерии:

Критерий 4: Приобретение обучающимся знаний, навыков и качеств.

Для оценки сотрудников по приобретению знаний, возможно проведение экзамена на наличие тех или иных знаний. Лучше всего для оценки по данному критерию использовать профессиональные тесты (часто в организациях они разрабатываются непосредственными руководителями или ведущими специалистами в данной области деятельности).

Оценка навыков и качеств вызывает определенные трудности:

во-первых, она должна иметь временной лаг, т.е такая оценка проводится, например, через 1-2 месяца после обучения ( в зависимости от должности сотрудника) и вида обучения;

во-вторых, для ее проведения необходимо планировать финансовые и временные ресурсы (она довольно трудозатратна);

Прежде чем оценивать навыки и качества после обучения, необходимо оценить их наличие (уровень развития) до обучения и сравнить результаты.

Что касается инструментария: это может быть оценка 360 градусов (ее варианты),

использование обычных оценочных методик: кейсов, групповых и индивидуальных упражнений, наконец, проведение ассессмент-центра.

Критерий 5: Результативность деятельности(эффективности) обучаемого.

По этому критерию мы оцениваем результативность (эффективность) сотрудника после обучения:

-повышение норм выработки;

-повышение производительности;

-уменьшение времени на выполнение работ, проектов (например, проектировщиков);

-повышение объема продаж (для менеджеров, начальника отдела продаж);

-экономия затрат ( например, при выполнении проекта).

Важно определить время проведения оценки (через какой период времени после обучения).

Конечно, в зависимости от специфики предприятия, вида деятельности, можно использовать те или иные критерии. Можно разделить критерии оценки обучения не в зависимости от времени обучения, а в зависимости от должности сотрудников.


Понятно, что для оценки обучения рабочих эффективнее использовать один набор критериев, для ИТР – это может быть другой, для управленцев - третий.

Можно также рассчитать показатели по оценке эффективности обучения за год: