Файл: Программа ШПВ-2012 .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.08.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

«Балуш и проекты»

__________М.В. Клестова

“____”____________20___ №_____ “____”__________20___

Проект

2012 год

Программа школы подготовки вожатых детского лагеря «WOW»

для работы в летнее время

Пояснительная записка

Лагерь – уникальная площадка для формирования личности ребенка. Постоянное нахождение ребенка в воспитательно-оздоровительной среде, в команде сверстников, имея рядом опытного яркого наставника в виде вожатого – все это позволяет за короткое время смены достичь высоких результатов воспитания.

Кадровая политика играет в данном случае ключевую роль. Вожатый – тот, кто ближе всего находится к ребенку, который влияет на взгляды и принципы, а также своей личностью формирует общее впечатление о детском лагере в целом.

Обучение педагога происходит, начиная с ВУЗа, затем продолжается в Школе вожатых и в самой деятельности в детском лагере. Подобная этапность позволяет постепенно ввести педагога в деятельность и сделать работу максимально продуктивной. Школа вожатых, как время, свободное от непосредственной деятельности в лагере и насыщенное спецификой учреждения, при правильной программе обучения оказывает наибольшее влияние на уровень подготовки и обоснования смысла вожатской деятельности для сотрудника.

В основу идеи Школы подготовки вожатых 2012 ляжет идея летней программы «WOW-evolution», где участники должны будут, используя минимальное количество времени (около 50 часов), стать профессионалами. Таким образом, обеспечивается не только обучение сотрудников, но и погружение в тематику летней программы.

Целью программы является помощь сотруднику в приобретении основных компетенций, необходимых для работы в детском лагере.

Результат программы:

  • Понимание особенностей современного российского ребенка (возрастные особенности, права, категории)

  • Знание основных форм работы с разными категориями детей

  • Знание особенностей детского интеллект – лагеря

  • Знание периодов развития ВДО

  • Понимание этапов, их задач лагерной смены

  • Знание форм воспитательной работы

  • Знание функциональных обязанностей вожатого

  • Понимание цели, идеи и содержания летней программы детского интеллект - лагеря

  • Знание методики написания разработок дел, мероприятий

  • Понимание сущности программы отрядной деятельности, наличие проектов программ отрядной деятельности у каждого вожатого

  • Демонстрация потенциала педагогической команды на различных мероприятиях


Участники программы

Программа рассчитана на кандидатов в вожатые детского лагеря, отвечающих основным требованиям людей, допущенных к работе с детьми:

  • психически здоровые;

  • не привлекавшиеся к уголовной ответственности;

  • не имеющие инфекционных и хронических заболеваний;

  • совершеннолетние (исключение - для помощников вожатых);

  • умеющие ориентироваться в нестандартных ситуациях;

  • обладающие высокой работоспособностью;

  • обладающие желанием работать с детьми.

Педагогическое образование и опыт работы с детьми не обязателен.

Показатели качества и способы оценки результативности программы

Основными показателями качества станут:

  • высокая мотивация слушателей на работу в детском интеллект - лагере «WOW»;

  • 80% слушателей от первоначального числа посетили все встречи ШВ;

  • 100% слушателей, сдали теоретический экзамен и прошедших ассессмент-центр;

  • благоприятная рабочая и эмоциональная атмосфера внутри коллектива слушателей;

  • полное понимание слушателями программы и способов реализации ее в лагере;

  • качественное исполнение должностных обязанностей слушателями в детском лагере.

Контроль качества усвоения материала происходит после каждого содержательного блока и в конце Школы вожатых

Методы контроля и оценки качества усвоения материала:

  • наблюдение (при решение кейсов, работы на занятии)

  • анализ документации (рабочих материалов слушателей)

  • беседа, опрос

  • экзамен

  • ассессмент - центр

Модель программы

Все слушатели «получают» 45 часов посещения Школы вожатых. Задача каждого слушателя использовать полученное время с пользой. Слушатели за время ШВ формируют собственное пособие вожатого – «Time to grow» (Время расти), куда подшиваются его записи, достижения, методические разработки и т.д. На обложке каждого портфолио цветными жетонами-наклейками отмечается качество использованного времени (решается как индивидуально, так и групповым обсуждением на свечке). Слушателя, который лучше всего отработал на сери занятий в день или над домашним заданием групповым решением или индивидуально преподавательским отмечается «Записью» или «Достижением в области…» (они тоже подшиваются к пособию «ТТГ») . По итогам сдачи экзамена, слушатели получают удостоверения об окончании «ШВ».


Содержание программы

Программа делится на несколько содержательных блоков, в которые включены теоретические и практические занятия:

  1. «Современный российский ребенок»

  2. «Интеллект-лагерь «WOW»

  3. «Формы воспитательной работы в детском лагере»

  4. «Вожатый детского лагеря: профессия или образ жизни?»

  5. «Педагогическая программа в детском лагере»

  6. Участие в дополнительных пространствах (Программа «ПРОэволюшен», Выпускной «Инотекста» и т.д.)

График обучения

Школа работает 1 раз в неделю. Каждый рабочий день начинается с информационного сбора (30 минут), где обсуждается выполненное домашнее задание и проходит ввод в тему, план дня. Заканчивается день общим аналитическим сбором (свечка), на котором подводятся итоги дня, определяются лучшие участники занятий и определяется качество потраченного времени.

п/п

Дата

Тема, содержание

Формы работы

Время

Домашнее задание

Раздаточный

материал

Ответственные за проведение

1.

1.04

Организационный сбор

  1. Анкетирование; Пояснение цели сбора, целей Школы Вожатых, введение в игровую модель ШВ.

  2. Знакомство (закончить огоньком)

  3. Определение общих и индивидуальных целей обучения ШВ для каждого, правил, структуры группы

  4. Домашнее задание

  1. Беседа с элементами презентации

  1. Игры, упражнения

3. Групповая дискуссия, фронтальная беседа

4. Беседа

30 мин

1,5 часа

1,5 часа

20 минут

Доработать индивидуальную профессиональную цель,

придумать свои способы фиксации и работы с целью, составить схему занятия по постановке цели (на примере прошедшего), составить портрет современного подростка в пяти словах –определениях.

Страничка «Ориентир»

График обучения

Федотова В.

2.

8.04

  1. Возрастные психо-физические особенности ребенка

  2. Ребенок в современном Российском обществе

  3. Права ребенка

  4. Категории детей, особенности взаимодействия

  5. Подведение итогов (решение кейсов, выводы, оценка потраченного времени), домашнее задание

  1. Лекция с элементами тренинговых упражнений и дискуссией

  2. КТД

  3. Мини-лекция с элементами дискуссии

  4. Комплекс треннинговых упражнений

  5. Групповое обсуждение, свеча

1 час

40 минут

1 час

30 минут

Определить новые для себя приемы подачи информации, зафиксировать; составить основные характеристики современного подростка, сформулировать аспекты воспитания; придумать способы формирования у ребенка необходимых принципов, взглядов стремлений; зафиксировать новые способы подачи информации, работы с группой.

Основные права ребенка

Страничка анализа дня

Федотова В.

Студент Юрфака

15.04

  1. Лагерь – средство формирования личности

  2. Особенности интеллект -лагеря «WOW», основные направления деятельности

  3. Логика развития смены в призме особенностей развития ВДО в условиях лагеря

  4. Категории детей интеллект -лагеря, особенности работы с ними

  5. Подведение итогов (решение кейсов, выводы, оценка потраченного времени), домашнее задание

  1. Лекция, с элементами дискуссии

  2. КТД

  1. Семинар

  1. Семинар с комплексом тренинговых упражнений

  2. Групповая дискуссия, свеча

40 минут

1 час

2 часа

1 час

30 минут

Определить для себя возможности детского лагеря в воспитании ребенка, профессиональном становлении (в схеме);

Придумать 3 способа –приема (мероприятие, дело) для воспитания конкретных качеств характера;

Придумать легенду о лагере

Схема лагеря,

План-сетка с задачами периодов смены

Лист анализ дня

Федотова В.

22.04

  1. Формы воспитательной работы

  2. Индивидуальные формы работы

  3. Формы групповой работы

  4. Подготовка к программе «PROevolution»

  5. Подведение итогов (решение

кейсов, выводы, оценка потраченного времени), домашнее задание

  1. Лекция, с элементами дискуссии

  1. Семинар-практикум

  1. Практикум

  2. КТД

  1. Групповая дискуссия, свеча

1,5 часа

1,5 часа

2 часа

2 часа

30 минут

Зафиксировать все увиденные формы воспитательной работы;

Сформулировать перечень умений , которыми должен обладать человек для результативного использования форм воспитательной работы

Перечень форм воспитательной работы,

Лист анализа дня

Федотова В.+

Вожатые «WOW»

29.04

  1. Образ вожатого (человек или профессионал)

  2. Функциональные обязанности и этические нормы, трудовая дисциплина вожатого, охрана труда, техника. Распорядок дня, график проведения планерок

  3. Прогнозирование и планирование в деятельности вожатого

  4. Критерии оценки деятельности вожатого

  5. Особенности ведения документации вожатого (план дня, дневник, карта оценки, анкета?)

  6. Формы взаимодействия: Родитель - вожатый, ребенок-вожатый, вожатый-напарник (кейсы)

  7. Способы саморегуляции психо - физического состояния в условиях нагрузок

  8. Подведение итогов (решение кейсов, выводы, оценка потраченного времени), домашнее задание

  1. Семинар

  1. Лекция

  1. Практикум

  1. КТД

  1. Практикум

  1. Решение кейсов –групповая работа

  1. Тренинг

  1. Огонек

1 час

2 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

40 минут

1 час

Соотнести индивидуальную цель с идеальным образом вожатого, определить , что не хватает до достижения идеала; выстроить четкую схему достижения;

Придумать символ вожатского отряда, законы, традиции, день рождения.

Таблица оценки деятельности вожатого,

Образцы документов (план дня, страница педдневника, карта оценки ТГ , анкеты и др),

Лист анализа дня

Федотова В.

Начальник Базы

6.05

  1. Идея программы, целевой блок

  2. Сюжет, игровая модель и логика развития идеи по этапам

  3. Основные ключевые дела (знакомство с деятельностью творческих групп)

  4. Позиция ребенка в программе, способы мотивации и стимулирования

  5. Работа в творческих группах (вначале объяснение тх)

  6. Презентация идей

  7. Подготовка к выступлению на презентации проектов

  8. Подведение итогов (решение кейсов, выводы, оценка потраченного времени), домашнее задание

  1. Семинар

  1. Семинар

  1. КТД

  1. Сюжетно-ролевая игра

  1. Работа ТГ

  1. КТД

  2. КТД

  1. Групповая беседа , свеча

30 минут

1 час

40 минут

1 час

1,5 часа

1 час

1,5 часа

30 минут

Доработать дела по программе; Составить схему развития логики идеи программы, придумать логотип программы; разучить зафиксировать новые способы подачи информации, работы с группой.

Пояснительная записка к программе

Методическая разработка дела

Лист анализа дня

Федотова В.

13.04

  1. Что такое программа отрядной деятельности?

  2. Разработка программы отрядной деятельности

  3. Образовательные курсы, подпрограммы (знакомства доработка)

  4. Выступление на презентации проектов

  5. Подготовка выступления на Выпускном «Инотекст»

  6. Подведение итогов (решение кейсов, выводы, оценка потраченного времени), домашнее задание

  1. Семинар

  1. Работа в парах

  1. Семинар, индивидуальная работа

  1. Выступление, анализ

  1. КТД

  1. Групповая беседа

1 час

1,5 часа

1,5 час

1 час

2 часа

30 минут

Доработать программу отрядной деятельности; оформить портфолио; подготовиться к экзамену; обозначить уровень достижения индивидуальной цели обучения в ШВ;

зафиксировать новые способы подачи информации, работы с группой

Образец программы отрядной деятельности,

Образец образовательного курса

Федотова В.

Вожатые «WOW»

20.04

1. Разработка программы отрядной деятельности (оформление, согласование)

2. Презентация программ отрядной деятельности

3. Подготовка выступления/ Теоретический экзамен

5. Ассессмент-центр

  1. Работа в парах, консультация

  2. КТД

  1. КТД/ Экзамен

  2. Комплекс тренинговых упражнений

1,5 часа

1 час

2 часа

2 часа

Федотова В.

Отдел персонала

27.04

1. Выступление на Выпускном

2. Подведение итогов ШВ

3.Объявление результатов и рекомендаций (вручение золотых и обычных удостоверений об окончании ШВ)

4. Награждение

1. Выступление, с последующим анализом

2. Беседа

3. Беседа

4. КТД

1 час

30 минут

30 минут

30 минут

Удостоверения, приглашение на инструктивный сбор

Федотова В.

28-29

Инструктивный сбор

(где проходит посвящение )

Федотова В.


Кадровое обеспечение программы

Для проведения запланированных занятий и дел необходимы следующие кадровые ресурсы:

- руководитель программы;

- руководитель направления (или начальник базы) ;

- сотрудник отдела персонала.

Методическое обеспечение программы

Необходимо наличие следующих составляющих:

- разработанная программа обучения;

- структура всех обучающих занятий;

- дидактические материалы к занятиям;

- летняя педагогическая программа.

Материально-техническое обеспечение программы

Для качественной реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

- помещение для работы группы (25 человек) в лекционном и тренинговом режиме;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- флипчарт;

- 10 ватманов;

- пачка бумаги для печати;

- набор маркеров

- скотч (1);

-ножницы (1);

- удостоверения (по количеству слушателей);

- «Достижения в области» (16 штук , формат А6);

- аракал (три цвета по 1кв м).