Файл: Словарь-Дидактика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4

Словарь понятий по курсу «Теория обучения»

  1. Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

  2. Обучение - овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры (учебник под ред П.И. Пидкасистого).

  3. Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом (В.А. Сластенин).

  4. Обучениецеленаправленное влияние на развитие информационно – процессуальной сферы личности. Основной результат – присвоение человеком культуры значений, т.е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий. Значения – общие для определенной группы людей знания и умения (С.Д. Поляков).

  5. Обучение как процесс – это развивающаяся во времени последовательность событий, явлений, взаимодействие педагогов и учащихся.

  6. Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы и пр.) (Г.К. Селевко).

  7. Навыки – автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства, составляют элементарные умения(Г.К. Селевко).

  8. Умение – владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике (Г.К. Селевко).

  9. Закономерность как философская категория – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и процессами, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие.

  10. Закономерность обучения – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между компонентами процесса обучения, а также связи между процессом обучения и другими процессами, обеспечивающие его существование, функционирование и поступательное развитие.

  11. Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных свойств, составных частей объекта, явления, процесса. Анализ завершается постановкой диагноза.

  12. Диагноз – это оценка общего состояния учебного процесса или его отдельных элементов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования (диагностики).

  13. Прогноз – основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо.

  14. Целеполагание – получение опережающей информации об объекте, опирающийся на научно-обоснованные положения и методы.

  15. Цель процесса обучения – это вероятностное представление о результатах учебного процесса.

  16. Педагогическая задача – это результат осмысления педагогом цели деятельности, условий и проблемы ее достижения (Л.Ф. Спирин).

  17. Планирование – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

  18. План – конкретное отображение предстоящего хода учебного процесса, рассчитанного на определенный промежуток времени.

  19. Планирование содержания образования предполагает разделение учебного материала на определенные порции в соответствии с логикой его усвоения учащимися.

  20. Реализация – это последовательное осуществление в течение запланированного времени взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с помощью определенных форм, методов, приемов, технологий, т.е. непосредственно развертывающийся учебный процесс, упорядочивание конкретных форм обучения и их этапов.

  21. Регулирование учебного процесса – упорядочивание процесса обучения в соответствии с поставленными целями, т.е. осуществление мониторинга результативности процесса обучения, анализ промежуточных результатов и внесение коррективов в процесс обучения, т.е. изменение содержания, форм, методов, приемов, технологий учебного процесса.

  22. Контроль – это процесс, в ходе которого осуществляются: измерения уровня усвоения знаний в соответствии с ГОСТом с помощью разработанных критериев, показателей, диагностических процедур; обработка, обобщение и анализ полученных данных; оценка результативности и эффективности процесса обучения; принятие решений о коррекции процесса обучения.

  23. Взаимодействие как философская категория означает феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием действий друг на друга, на другие объекты.

  24. Взаимодействие – совокупность взаимосвязанных действий и деятельностей сторон, отражающее их взаимное влияние и взаимоизменения. Характер взаимодействия – может иметь разные формы: содействия (сотрудничества) или противодействия (борьбы).

  25. Взаимодействие между людьми – процесс непосредственного или опосредованного их взаимного влияния друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова).

  26. Преподавание – деятельность учителя по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся; (управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся).

  27. Преподавание – это управление учебно – познавательной деятельностью учащихся, которое определяется необходимостью достижения целей образования.

  28. Управление - целенаправленное воздействие на объект с текущим контролем и последующей коррекцией результатов.

  29. Управление учебно – познавательной деятельностью учащихся предполагает создание условий для учебно – познавательной активности учащихся.

  30. Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

  31. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

  32. Учебная мотивация - частный вид мотивации, включающий потребности, смысл учения, его мотивы, эмоции, интересы. Интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности.

  33. Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности… В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся (И.А. Зимняя).

  34. Содержание образования (И.Ф. Харламов) – система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно – эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта).

  35. Содержание образования (Л.Ф. Спирин) – совокупность знаний, навыков и умений, которые формируются в структуре мировоззрения и отвечают нормам образовательного стандарта.

  36. Стандарт – как нормативный документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.

  37. Государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

  38. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – государственный документ, элемент образовательного стандарта, определяющий минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает учебную нагрузку учащихся.

  39. Усвоение – это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение» (А.Н. Леонтьев) социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения.

  40. Усвоение – это результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, «центральной части процесса обучения» (С.Л. Рубинштейн).

  41. Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно – перцептивные, мнемологические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

  42. Устные упражнения – упражнения, осуществляемые в умственно-вербальной, озвучиваемой форме.

  43. Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, содержание образования по отдельно взятому учебному предмету, последовательность изучения тем по классам, рекомендации по количеству времени на каждую тему.

  44. Учебно – методические комплекты – вся совокупность учебных средств: учебных планов, программ, учебников, учебных пособий – хрестоматий, словарей, справочников, исторических и географических карт, фонохрестоматий, видеофильмов, книг для внеклассного чтения, иллюстративный материал, представляющая собой информационную модель обучения тому или иному предмету, своеобразный сценарий учебного процесса.

  45. Учебные планы – нормативные документы, содержащие перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения с указанием количества часов на каждый учебный предмет.

  46. Учение (Чеслав Куписевич) – целенаправленный процесс планомерного приобретения учащимся субъектом определенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, осуществляющийся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности.

  47. Метод как философская категория – путь познания и преобразования действительности.

  48. Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решения задач обучения.

  49. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода. Один и тот же способ взаимодействия в одних ситуациях может выступать как метод обучения, в других – как прием.

  50. Словесные методы обучения – методы обучения, при которых источником знания является устное или печатное слово.

  51. Рассказ – устное повествование, изложение содержания учебного материала.

  52. Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, принципов действия приборов.

  53. Беседа – разговор, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

  54. Дискуссия – диа-полилог, основанный на обмене взглядами по определенной проблеме.

  55. Лекция – монологический, систематический способ изложения объемного материала чаще теоретического характера, который обеспечивает законченность и целостность восприятия учебного материала в логической последовательности по теме в целом.

  56. Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

  57. Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

  58. Цитирование – выписывание и озвучивание дословных выдержек из текста с указанием всех выходных данных.

  59. Пересказ текста – устное повествование, изложение содержания учебного материала, предполагающее предварительное прочтение текста, его сокращение на основе выделения главного, перефразирование и озвучивание.

  60. Составление матрицы идей – создание сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

  61. Работа с учебником, книгой – использование учебника или книги для организации познавательной деятельности учащихся.

  62. Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного.

  63. Составление плана текста – прием обучения, предполагающий после прочтения текста деление его на смысловые части, определение главной идеи каждой части и ее соответствующее оглавление.

  64. Составление справки – фиксация сведений о чем-либо, полученных после поисков (статистические, биографические, терминологические, географические справки).

  65. Составление тематического тезауруса – создание и фиксация упорядоченного комплекса понятий по разделу, теме.

  66. Составление формально-логической модели – создание словесно-схематического изображения прочитанного.

  67. Рецензирование – написание краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему.

  68. Наглядные методы обучения – методы обучения, при которых источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

  69. Методы демонстраций – методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемой в процессе обучения демонстрации приборов, опытов, технических установок, кино-, диа-, видеофильмов, мультимедийных средств и пр.

  70. Методы иллюстраций – методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения показа ученикам имеющихся наглядных пособий – плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок и на доске и т.д.

  71. Практические методы обучения – методы обучения, при которых источником знаний являются практические действия учащихся.

  72. Упражнение – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

  73. Воспроизводящие упражнения – упражнения по воспроизведению известного в стандартных условиях.

  74. Комментированные упражнения – упражнения, при выполнении которых ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции.

  75. Творческие упражнения – упражнения по применению знаний в нестандартных ситуациях. Развивающие в учащихся способности к догадке, интуицию, нешаблонность мышления.

  76. Тренировочные упражнения – упражнения по применению знаний в новых условиях.

  77. Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и др. технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

  78. Практические работы – выполнение учащимися комплекса обобщающих упражнений по заданию учителя после изучения крупных разделов, тем учебной программы.

  79. Самостоятельная работа – особый вид фронтальной, групповой или индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемый большой активностью протекания познавательных процессов, который может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся и самостоятельному пополнению своих знаний.

  80. Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод обучения, предполагающий сообщения учителем готовой информации разными средствами и восприятие, осознание, а также фиксацию ее в памяти учащимися.

  81. Репродуктивный метод обучения – метод обучения, предполагающий многократное повторение учащимися способа деятельности по заданию учителя для приобретения ими умений и навыков.

  82. Проблемный метод обучения – метод обучения, предполагающий при изложении учебного материала постановку учителем перед учащимися проблемы и демонстрацию способов ее решения, устранения возникающих противоречий.

  83. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения – метод обучения, при котором учитель в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

  84. Исследовательский метод обучения – метод обучения, суть которого – обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, предполагает освоение школьниками приемов самостоятельной постановки проблем, выдвижение научных гипотез, поиск путей решения проблем и т.п.

  85. Форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, его циклов, этапов, в которой выражается процесс взаимодействия учителя и ученика, их совместная работа над учебным материалом. Форма связана с количеством учащихся, временем, местом обучения, а также порядком его осуществления.

  86. Организационная форма обучения – внешнее выражение, согласование деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в установленном порядке и временном режиме.

  87. Урок – это относительно самостоятельная, организованная во времени единица учебного процесса, в рамках которой под руководством учителя происходит реализация дидактических, воспитательных и развивающих задач.

  88. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (Скаткин М.Н.)

  89. Урок – динамичная и вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения (Махмутов М.И.).

  90. Факультативы – групповые дифференцированные занятия по различным учебным предметам, предполагающие их выбор учащимися в соответствии с познавательными интересами школьников.

  91. Экскурсия – такая форма обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и усваивают их в процессе непосредственного ознакомления с этими объектами.