ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Словарь понятий по курсу «Теория обучения»
-
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
-
Обучение - овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры (учебник под ред П.И. Пидкасистого).
-
Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом (В.А. Сластенин).
-
Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно – процессуальной сферы личности. Основной результат – присвоение человеком культуры значений, т.е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий. Значения – общие для определенной группы людей знания и умения (С.Д. Поляков).
-
Обучение как процесс – это развивающаяся во времени последовательность событий, явлений, взаимодействие педагогов и учащихся.
-
Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы и пр.) (Г.К. Селевко).
-
Навыки – автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства, составляют элементарные умения(Г.К. Селевко).
-
Умение – владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике (Г.К. Селевко).
-
Закономерность как философская категория – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и процессами, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие.
-
Закономерность обучения – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь между компонентами процесса обучения, а также связи между процессом обучения и другими процессами, обеспечивающие его существование, функционирование и поступательное развитие.
-
Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных свойств, составных частей объекта, явления, процесса. Анализ завершается постановкой диагноза.
-
Диагноз – это оценка общего состояния учебного процесса или его отдельных элементов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования (диагностики).
-
Прогноз – основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо.
-
Целеполагание – получение опережающей информации об объекте, опирающийся на научно-обоснованные положения и методы.
-
Цель процесса обучения – это вероятностное представление о результатах учебного процесса.
-
Педагогическая задача – это результат осмысления педагогом цели деятельности, условий и проблемы ее достижения (Л.Ф. Спирин).
-
Планирование – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
-
План – конкретное отображение предстоящего хода учебного процесса, рассчитанного на определенный промежуток времени.
-
Планирование содержания образования предполагает разделение учебного материала на определенные порции в соответствии с логикой его усвоения учащимися.
-
Реализация – это последовательное осуществление в течение запланированного времени взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с помощью определенных форм, методов, приемов, технологий, т.е. непосредственно развертывающийся учебный процесс, упорядочивание конкретных форм обучения и их этапов.
-
Регулирование учебного процесса – упорядочивание процесса обучения в соответствии с поставленными целями, т.е. осуществление мониторинга результативности процесса обучения, анализ промежуточных результатов и внесение коррективов в процесс обучения, т.е. изменение содержания, форм, методов, приемов, технологий учебного процесса.
-
Контроль – это процесс, в ходе которого осуществляются: измерения уровня усвоения знаний в соответствии с ГОСТом с помощью разработанных критериев, показателей, диагностических процедур; обработка, обобщение и анализ полученных данных; оценка результативности и эффективности процесса обучения; принятие решений о коррекции процесса обучения.
-
Взаимодействие как философская категория означает феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием действий друг на друга, на другие объекты.
-
Взаимодействие – совокупность взаимосвязанных действий и деятельностей сторон, отражающее их взаимное влияние и взаимоизменения. Характер взаимодействия – может иметь разные формы: содействия (сотрудничества) или противодействия (борьбы).
-
Взаимодействие между людьми – процесс непосредственного или опосредованного их взаимного влияния друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова).
-
Преподавание – деятельность учителя по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся; (управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся).
-
Преподавание – это управление учебно – познавательной деятельностью учащихся, которое определяется необходимостью достижения целей образования.
-
Управление - целенаправленное воздействие на объект с текущим контролем и последующей коррекцией результатов.
-
Управление учебно – познавательной деятельностью учащихся предполагает создание условий для учебно – познавательной активности учащихся.
-
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
-
Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
-
Учебная мотивация - частный вид мотивации, включающий потребности, смысл учения, его мотивы, эмоции, интересы. Интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности.
-
Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности… В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся (И.А. Зимняя).
-
Содержание образования (И.Ф. Харламов) – система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно – эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта).
-
Содержание образования (Л.Ф. Спирин) – совокупность знаний, навыков и умений, которые формируются в структуре мировоззрения и отвечают нормам образовательного стандарта.
-
Стандарт – как нормативный документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.
-
Государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – государственный документ, элемент образовательного стандарта, определяющий минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает учебную нагрузку учащихся.
-
Усвоение – это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение» (А.Н. Леонтьев) социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения.
-
Усвоение – это результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, «центральной части процесса обучения» (С.Л. Рубинштейн).
-
Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно – перцептивные, мнемологические), обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
-
Устные упражнения – упражнения, осуществляемые в умственно-вербальной, озвучиваемой форме.
-
Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, содержание образования по отдельно взятому учебному предмету, последовательность изучения тем по классам, рекомендации по количеству времени на каждую тему.
-
Учебно – методические комплекты – вся совокупность учебных средств: учебных планов, программ, учебников, учебных пособий – хрестоматий, словарей, справочников, исторических и географических карт, фонохрестоматий, видеофильмов, книг для внеклассного чтения, иллюстративный материал, представляющая собой информационную модель обучения тому или иному предмету, своеобразный сценарий учебного процесса.
-
Учебные планы – нормативные документы, содержащие перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения с указанием количества часов на каждый учебный предмет.
-
Учение (Чеслав Куписевич) – целенаправленный процесс планомерного приобретения учащимся субъектом определенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, осуществляющийся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности.
-
Метод как философская категория – путь познания и преобразования действительности.
-
Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решения задач обучения.
-
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода. Один и тот же способ взаимодействия в одних ситуациях может выступать как метод обучения, в других – как прием.
-
Словесные методы обучения – методы обучения, при которых источником знания является устное или печатное слово.
-
Рассказ – устное повествование, изложение содержания учебного материала.
-
Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, принципов действия приборов.
-
Беседа – разговор, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
-
Дискуссия – диа-полилог, основанный на обмене взглядами по определенной проблеме.
-
Лекция – монологический, систематический способ изложения объемного материала чаще теоретического характера, который обеспечивает законченность и целостность восприятия учебного материала в логической последовательности по теме в целом.
-
Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
-
Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.
-
Цитирование – выписывание и озвучивание дословных выдержек из текста с указанием всех выходных данных.
-
Пересказ текста – устное повествование, изложение содержания учебного материала, предполагающее предварительное прочтение текста, его сокращение на основе выделения главного, перефразирование и озвучивание.
-
Составление матрицы идей – создание сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
-
Работа с учебником, книгой – использование учебника или книги для организации познавательной деятельности учащихся.
-
Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного.
-
Составление плана текста – прием обучения, предполагающий после прочтения текста деление его на смысловые части, определение главной идеи каждой части и ее соответствующее оглавление.
-
Составление справки – фиксация сведений о чем-либо, полученных после поисков (статистические, биографические, терминологические, географические справки).
-
Составление тематического тезауруса – создание и фиксация упорядоченного комплекса понятий по разделу, теме.
-
Составление формально-логической модели – создание словесно-схематического изображения прочитанного.
-
Рецензирование – написание краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему.
-
Наглядные методы обучения – методы обучения, при которых источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.
-
Методы демонстраций – методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемой в процессе обучения демонстрации приборов, опытов, технических установок, кино-, диа-, видеофильмов, мультимедийных средств и пр.
-
Методы иллюстраций – методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения показа ученикам имеющихся наглядных пособий – плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок и на доске и т.д.
-
Практические методы обучения – методы обучения, при которых источником знаний являются практические действия учащихся.
-
Упражнение – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.
-
Воспроизводящие упражнения – упражнения по воспроизведению известного в стандартных условиях.
-
Комментированные упражнения – упражнения, при выполнении которых ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции.
-
Творческие упражнения – упражнения по применению знаний в нестандартных ситуациях. Развивающие в учащихся способности к догадке, интуицию, нешаблонность мышления.
-
Тренировочные упражнения – упражнения по применению знаний в новых условиях.
-
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и др. технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
-
Практические работы – выполнение учащимися комплекса обобщающих упражнений по заданию учителя после изучения крупных разделов, тем учебной программы.
-
Самостоятельная работа – особый вид фронтальной, групповой или индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемый большой активностью протекания познавательных процессов, который может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся и самостоятельному пополнению своих знаний.
-
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод обучения, предполагающий сообщения учителем готовой информации разными средствами и восприятие, осознание, а также фиксацию ее в памяти учащимися.
-
Репродуктивный метод обучения – метод обучения, предполагающий многократное повторение учащимися способа деятельности по заданию учителя для приобретения ими умений и навыков.
-
Проблемный метод обучения – метод обучения, предполагающий при изложении учебного материала постановку учителем перед учащимися проблемы и демонстрацию способов ее решения, устранения возникающих противоречий.
-
Частично-поисковый (эвристический) метод обучения – метод обучения, при котором учитель в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
-
Исследовательский метод обучения – метод обучения, суть которого – обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, предполагает освоение школьниками приемов самостоятельной постановки проблем, выдвижение научных гипотез, поиск путей решения проблем и т.п.
-
Форма обучения – специальная конструкция процесса обучения, его циклов, этапов, в которой выражается процесс взаимодействия учителя и ученика, их совместная работа над учебным материалом. Форма связана с количеством учащихся, временем, местом обучения, а также порядком его осуществления.
-
Организационная форма обучения – внешнее выражение, согласование деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в установленном порядке и временном режиме.
-
Урок – это относительно самостоятельная, организованная во времени единица учебного процесса, в рамках которой под руководством учителя происходит реализация дидактических, воспитательных и развивающих задач.
-
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (Скаткин М.Н.)
-
Урок – динамичная и вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения (Махмутов М.И.).
-
Факультативы – групповые дифференцированные занятия по различным учебным предметам, предполагающие их выбор учащимися в соответствии с познавательными интересами школьников.
-
Экскурсия – такая форма обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и усваивают их в процессе непосредственного ознакомления с этими объектами.