Файл: Словарь Введ в педагогику (печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термины по курсу «Введение и общие основы педагогики»

Анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, выделяется в них общее и обособленное, устанавливается общий принцип или правило.

Аналитическая деятельность - деятельность, которая осуществляется методом сбора и анализа различных документов, методом непосредственного наблюдения в ходе педагогического процесса, методом социологического исследования: анкетирование, интервьюирование, экспресс-опрос.

Анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета.

Анкетирование - опрос при помощи анкеты. Анкетирование в психологии используется с целью получения, психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована).

Аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи.

Беседа - вопросо-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Внешняя культура - материализованное выражение культуры, богатство и многообразие создаваемой людьми действительности, совокупность результатов человеческого труда и мысли.

Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. [Философский энциклопедический словарь. М., 1997]

Воспитание - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых с целью создания условий для развития личности воспитуемых при активности самих воспитуемых. [Бабанский Ю.К.]

Воспитание – педагогическое управление процессом развития личности. [Караковский В.А.]

Дедуктивный метод - это логический метод обобщения полученных эмпирическим (опытным) путем знаний. Дедуктивный предполагает движение мысли от общего суждения к частному выводу. [Сластенин В.А. «Педагогика»]


Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризующийся интенсивным ростом организма и формирования высших психических функций. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

Деятельностный подход предполагает признание особенной роли воспитывающей деятельности для развития ребенка, для решения воспитательных задач.

Диагностическая деятельность - процесс оценки общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов а тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного исследования.

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Основные идеи диалектического подхода Гегеля:

1.Изучать явления, процессы, объекты в их развитии.

2. Изучать явления, процессы, объекты во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, процессами, объектами.

3.Наблюдать моменты перехода количественных изменений в качественные.

4.Рассматривать процесс развития как процесс самодвижения в силу присущих внутренних противоречий.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. [Педагогический энциклопедический словарь]

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) - метод педагогического исследования, вооружающий исследователя объективными данными, характеризующими сложившуюся практику организации образовательного процесса. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Изучение школьной документации: плана работы классного руководителя, анализ классного журнала, личных дел учеников, ученических дневников; выявление особенностей личности и успеваемости отдельных учеников и класса в целом.

«Индивид(уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек.

Индуктивный метод - это логический метод обобщения полученных эмпирическим (опытным) путем знаний. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Интервью - метод педагогического исследования, при котором исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.[Сластенин В.А. «Педагогика»]


Категории - наиболее общие понятия, которыми оперирует педагогика, такие как педагогический процесс, образование, обучение, воспитание и другие.

Категория (греч. kategoria – высказывание, суждение) – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный)]

Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [М.И. Лисина, 1986].

Компетенция - это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция-это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам какой-то группе сотрудников.

Конкурс - соревнование детей на лучшее выполнение определённых заданий в области науки, литературы, искусства и пр., педагогическая задача которого поднять среди учащихся активность, стремление к совершенствованию своих знаний и умений, развить здоровый дух соревнования, выявить склонности и способности детей в той или иной области науки, труда, искусства, спорта. [Педагогический словарь]

Конспектирование - метод работы с литературой характеризующийся ведением более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы.

Коррекционная деятельность - это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Культура - cовокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. [ Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991]

Личностный подход означает признание личности ребенка главной социальной ценностью, понимают и принимают его индивидуальность и своеобразие.

Личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств.

Малая форма работы - дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.


Малые формы работы могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д.

Структура МФР.

1. Подготовка педагога.

2. Стартовая или вводная беседа (установка).

3. Разбивка на микрогруппы.

4. Определение творческих заданий.

5. Ход дела – демонстрация выполнения заданий.

6. Итоги, анализ.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методом опроса и эксперимента, а также для установления количественных взаимосвязей между изучаемыми явлениями. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Метод исследования - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Метод педагогического исследования - совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. [Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»]

Методология - совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или социальных явлений.

Моделирование - это метод исследования объектов на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих в обществе предметов и явлений. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наука - одна из форм человеческого сознания (наряду с искусством и религией), сфера человеческой деятельности, результатом которой является добыча знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета.

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. [«Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого]

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [Закон РФ «Об образовании»]

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе которого осуществляется образование и развитие человека. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]


Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, а результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. [«Педагогика» /П.И.Пидкасистого]

Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания. [Сластенин В.А. «Педагогика»]

Объект исследования – это то, что именно рассматривается в исследовании. [«Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого]

Объект исследования (пед.) – педагогическое пространство, область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться (объектом исследования пед. науки является сфера обучения и воспитания людей). [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь]

Организаторская деятельность - процесс установления и осуществления определенного порядка действий всех участников деятельности по выполнению поставленных педагогических задач и достижению педагогических целей.

Организовать можно все, что угодно, (например, рабочее место, собственные мысли, быт и т.д.) но в данном случае более важна организация деятельности класса, детского коллектива.

Педагогика - это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. [Бабанский Ю.К. «Педагогика»]

Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации пед. процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. [«Педагогика: системы, системы, технологии» под ред. С.А. Смирнова]

Педагогика – это базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь]

Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. [Мижериков В.А. «Словарь-справочник по педагогике»]

Педагогическая культура - важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности [В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов]

Педагогическая система - любое объединение людей, специально созданное для реализации целей обучения и воспитания. [Спирин Л.Ф.]