Файл: Таблица педагоги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страна время

мировозрение

Цель воспитания

Основное положение теории

Педагогич. произведения

Жан Жак Руссо

(1712 – 1778)

Франция

не верил в сильное влияние окружающей среды на формирование здоровой личностиРуссо считает, что природа (законы психофизического развития организма человека) сама должна быть няней и воспитателем для человека.

Задача педагога в этой связи сводится к тому, чтобы прислушаться к голосу природы, говорящему в ребенке.

Основной педагогический принцип Руссо – это невмешательство.

Надо возбуждать и питать растущую чувственность подростка, постоянно вести его к хорошему.

Теория отрицательного воспитания

Дети учатся и растут сами в соответствии с планом природы. Развитие ребенка происходит в процессе серии периодов, и на каждой ступени свои модели мышления и поведения.педагогика должна приспособить свою логику к этим этапам. Руссо предложил новую философию образования, педагогику, которая ориентирована на детей, чтобы они были в состоянии судить о вещах в соответствии с их собственным опытом и пониманием.

«Эмиль»

«Новая Элоиза»

1. обличающие век, «Письмо к д’Аламберу о театральных зрелищах». "Рассуждение о влиянии наук и художеств " 2. наставления, «Рассуждении о происхождении неравенства между людьми». 3. самозащита

Иоганн Генрих Песталоц-ци

(1746—1827) швеция

педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа

Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.

Песталоцци впервые задался целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с жизнью и повседневным опытом ребёнка, сделала бы его способным мыслить.

развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение.

природосообразное образование Ход природы в развитии человеческого рода неизменен. не может быть поэтому двух хороших методов обучения. Только один метод хорош, и именно тот, который основывается на вечных законах природы. Плохих же методов имеется бесконечное множество; отрицательные свойства каждого из них возрастают по мере того, как метод отступает от законов природы и уменьшаются в той степени, в какой он следует этим законам.

Наглядность обучения

простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путём, как и знания — путём наглядности.

Нравственное воспитание — постоянное упражнения в делах, приносящим пользу другим. Является центром всего воспитания.

 Исповедь»,

 «Досуги отшельника» (1780),

 «Лингард и Гертруда» (1781-87),

 «Как Гертруда учит своих детей» (1801),

 «Памятная записка о семинарии в кантоне Во» (1806)

 «Лебединая песня»(1826).

Иоганн Фридрих Гербарт

(1776-1841) германия

По своему мировоззрению Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познанию человека. Представление людей об изменяемости мира, говорил он, иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны. Гербарт отрицательно относился к французской буржуазной революции и прогрессивному движению, которое возникло под ее влиянием в передовых слоях немецкого общества. Он мечтал о том времени, когда окончатся перевороты и изменения, на смену им придет «устойчивый порядок и размеренная и упорядоченная жизнь». Он стремился посредством своей деятельности в области философских наук (к ним он относил психологию, этику и педагогику) способствовать водворению такого устойчивого жизненного порядка. Свое понимание сущности воспитания Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания — из этики. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся, по его утверждению, на вечных и неизменных нравственных идеях

Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием.

Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало. Ввёл в науку понятие «воспитывающее обучение»

преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними.

  • Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)

  • Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)

  • Учебник психологии (1831)

  • Письма о приложении психологии к педагогике (1831)

  • Очерк лекций по педагогике (1835)

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

(1790—1866)

Германия

прогрессивный либеральный политик. Выступал за секуляризацию школ. (снижение роли религии в обществе)

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего по­тенциала личности и последовательное воздействие органи­зованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть.[3] Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.[4] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище». [3] Ребенок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.

Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

  • Обучать соответственно особенностям детского восприятия.

  • От примеров надо идти к правилам.

  • От предметов к обозначающим их словам.

  • От простого к сложному.

  • От лёгкого к трудному.

  • От известного к неизвестному.

  • Закрепление материала.

Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Он выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.

Дистервег — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная его работа — «Руководство к образованию немецких учителей»

Георг Михаэль Кершенштейнер

(1864-1932) Германия

«... Главные вопросы политической экономики и главные вопросы воспитания взаимно связаны друг с другом: как многих экономических проблем нельзя решить без хорошего народного образования, так во многих случаях невозможно действительное улучшение условий воспитания без улучшения экономических, социальных, частью даже политических условий». Считал, что необходимо воспитывать подростков в понимании задач государства, сознании вытекающего отсюда гражданского долга и любви к Отечеству, что удержит воспитанников от революционных выступлений. Религиозность использовать как средство гражданского воспитания

Задачи нравственного воспитания: воспитания самообладания, справедливости, преданности, сильного чувства собственной ответственности; ведение разумного образа жизни, способности к самовоспитанию. Большое внимание уделял воспитанию воли: пассивная группа воли - терпение, выдержка, постоянство; активное - мужество, храбрость. Для развития характера важно развивать способность логического мышления и душевного подъёма, чуткость.

«Понятие трудовой школы» он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующего развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию.[3] Смысл трудовой школы видел в том, чтобы при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на службу государству. Трудовая школа требует учителя, который бы кроме книжного образования "пропитался духом трудовой школы". Ручной труд является основой собственного опыта детей.

Народную школу и армию рассматривал как важнейшие государственные воспитательные учреждения. Предложил создать обязательные дополнительные школы для работающих подростков, закончивших народные школы. Придавал большое значение обстановке вне школы, деятельности различных молодёжных организаций, в которых больше возможностей для организации самоуправления.

  • «Понятие гражданского воспитания»;

  • «Понятие трудовой школы»;

  • «Характер и его воспитание».