Файл: становление концепции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Становление и развитие концепции и.П. Иванова («Педагогики общей заботы»), методики коллективного творческого воспитания.

История возникновения и развития «Педагогики общей заботы», методики коллективного творческого воспитания или «коммунарской» методики подтверждает общий закон взаимозависимостей школы и общества, неразрывной связи явлений социальных и педагогических.

Основные идеи концепции И.П. Иванова кристаллизировались в атмосфере общественного подъема сер. 50-х – нач. 60-х гг. XX в. Процессы демократизации затрагивали все сферы жизни общества. Наука, искусство, культура, образование испытывали возрождение на основе гуманистических идеалов и ценностей. С сер. 50-х гг. начинается серьезное обдумывание того, что происходит в педагогике, воспитании. Остро ощущается потребность в методиках, которые бы помогали развивать личность ребенка. Активному научному поиску способствовали более ранние педагогические теории.

Самая базовая идея, которая лежит в основе концепции И.П. Иванова – это мысль о гуманистическом отношении между воспитателем и воспитанниками, сформулированная в педагогике Древней Греции, в трудах педагогов эпохи Возрождения, а также многие гуманистически ориентированных педагогов более позднего времени (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.)

Но в концепции И.П. Иванова мысль о сотрудничестве, содружестве поколений конкретизируется как содружество «общем деле на радость и пользу другим людям». Такое понимание гуманистических отношений между воспитателями и воспитанниками имеет, по – видимому, более близкие исторические истоки. Это идеи Н.К. Крупской («быть пионером – это значит улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать»), С.Т. Шацкого, который разрабатывал многие аспекты сотрудничества педагогов и учеников на основе партнерства, товарищества, теоретическое наследие и практический опыт А.С. Макаренко, огромный опыт школ –коммун 20-х гг. XX в. – В.Н. Сороки-Росинского и др.

Идея о необходимости товрческого, игрового начала в совместной деятельности детей и взрослых уходит в размышления и практическую деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского. В.Н. терского, А.С. Макаренко.

Попытку создать периодизацию развития концепции И.П. Иванова, методики коллективного творческого воспитания предприняли О.С. Газман и С.Д. Поляков, которые выделили 5 основных этапов.


1 период – «проектный» - 1956 – 1959 годы. В это время обозначились два прорыва в пионерской педагогике, имевшей отношение и к педагогике вообще. Это эмоционально-романтический, игровой, веселый, мажорный подход к активности детского коллектива, осуществленный С.А. Шмаковым и его друзьями по «Союзу одержимых» в Новосибирске.

Другой подход – сущностно-самодеятельный – опирался, прежде всего, на творческую мысль и нравственную активность самих детей, но мысль и активность, которые проявляются только в совместной товарищеской заботе воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни. Этот подход осуществлял И.П. Иванов со своими друзьями по «Союзу энтузиастов» в Ленинграде ( 2 союза, взаимодополняющие друг друга).

Также по-новому работал и педагогический отряд студентов МОПИ и МАИ в детском доме, директором которого являляся С.А. Калабалин, бывший воспитанник А.С. Макаренко.

Одновременное появление в конце 50-х гг. сходных педагогических явлений не было случайным, отражало сходные социальные процессы.

Изучая причины недостаточного развития инициативы и самодеятельности пионеров в 50-е годы, члены СЭНа обратили внимание на характер работы по изучению, обучению и воспитанию выборного пионерского актива в школе и вне школы. Эта работа строилась обычно как передача активистам готовых знаний, умений, навыков, которые они должны были усвоить, а затем, в свою очередь, передать их рядовым пионерам и октябрятам. Меду детьми – отношения чрезмерной опеки. Придя к такому выводу, в начале 1959 г. Была разработана программа новой стадии экспериментального исследования, целью которой было утверждение отношений творческого содружества пионеров и их старших товарищей в условиях районной школы пионерского актива как ведущего фактора развития у пионерского активиста стремления и способности «улучшать окружающую жизнь и думать» о том, как это сделать.

К концу 50-х гг. была сформирована методика КОД, включающая три звена: коллективное планирования, повседневную организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку сделанного.

2 период – «строительный» - 1959 – 1962 годы. Ключевым приемом эксперимента послужило превращение школы пионерского актива Фрунзенского района г. Ленинграда в постоянно действующий сводный коллектив представителей всех школ района, пионеров и вожатых, отрядных и старших, их руководителей. Такой коллектив (сводная дружина) был составлен по числу школ в районе – из 30 звеньев (от каждой школы – сводное звено в количестве 10-15 человек: председатель и члены совета дружины, член комитета комсомола, ответственный за работу с пионерами, несколько отрядных вожатых). Звенья объединялись в 10 отрядов – в каждый отряд входило 3 звена соседних школ.


Первый лагерный сбор открылся 24 марта 1959 г. В Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда общим сбором сводной дружины. Создавая сводную дружину, И.П. Иванов, Л.Г. Борисова, Ф.Я. Шапиро ставили перед собой цель – испытать методику Союза энтузиастов, для чего обучить актив коллектиной организаторской деятельности, а вышел великий педагогический парадокс: хотели испытать методику, а получили живой, боевой, строптивый, творческий коллектив – Коммуну юных фрунзенцев. Девизом КЮФ стали слова М.В. Фрунзе «Смело и бодро вперед, победа во что бы то ни стало!».

Цель коммуны юных фрунзенцев – работа – забота на рабость и пользу близким и далеким людям. Коммунары проводят операции «РД» («Ребятам дворов»), «ЛЕС» («Людям ефимовских сел»), поисковую работу в Ефимовском районе Ленинградской области, коллективные творческие дела («Город веселых мастеров», «Пушкинский суд», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», «Огоньки», «Защиту фантастических проектов» и др.).

Сильнейшим доказательством истинности, правильности построенной И.П. Ивановым и его последователями системы коллективного творческого воспитания является неоднократное переоткрытие основных идей коммунарской педагогики в деятельности ряда коллективов 60-х гг: штаб Куйбышевского района г. Москвы (А.Н. Тубельский, Штернберг), клуб «Бригантина» в Читинской средней школе № 4. (Ахметова), Театр юного творчества в Ленинграде (Сазонов).


3 Период – «множительный» - 1962 – 1966 (о.С. Газман), 1962 – 1068 гг. (с.Д. Поляков).

Это период во многом стихийного распространения коммунарской методики, интенсивного общения коммунарских педагогов и коллективов.

После изучения сотрудником «Комсомольской правды» С. Соловейчиком жизни КЮФ и опубликования статьи «Фрунзенская коммуна» газета 24 января 1962 г. Объявила о создании заочного «Клуба юных коммунаров» (КЮК) и призвала комсомольцев – старшеклассников создавать секции этого клуба из первичных комсомольских организаций.

ЦК ВЛКСМ с самого начала поддерживал это искреннее движэение юных. Летом 1962 г. ЦК ВЛКСМ выделил 40 путевок в «Орленок» для представителей школных секций. Сюда были приглашены 7 ребят из R>Af и трое вожатых: В. Малов, И. Леонова и Л. Балашкова (педагог из Новосибирска, друг КЮФа. Отряд старшеклассников не со слов, а в жизни постигал образ коммунарской методики и педагогическую технику заодно.

В 1963 г. Уже 500 старшеклассников приезжают на учебу в «Орленок». В каждом отряде – 2 ленинградских коммунара – инструктора.

После 1963 г. Пошла цепоска сборов: в Салехарде, в Горловке, в Перми, в Архангельске, в десятках других городов. Началось своеобразное движение по обмену опытом. Ребята коллективно зарабатывали деньги и потом ехали на коммунарские сборы в Сибирь, в Карелию, на Украину, на Урал.

Коммунарство как новый дух и как новая методика пошло по стране неофициально, а потому заразительно, по-настоящему инициативно. Фактически это были «неформалы», но «неформалы» со знаком плюс.

В 1964, 1965, 1966 годах в «Орленке» прошло 9 Всесоюзных сборов комсомольцев – старшеклассников, десятки пионерских смен. С одной стороны, здесь был создан методический и обучающий центр комсомольско-пионерского актива по коммунарской системе, а с другой – модель пионерского лагеря нового типа, с третьей – образец педагогически грамотной идеологии и нравственно обеспеченной педагогики.

В 1964 г. Стали возникать трудности, обусловленные нестыковкой разработанной в «Орленке» структуры школьного самоуправления с официальной структурой школьной комсомольской и пионерской организации. Эти организации не были готовы ни к сменяемости актива как форме подготовки всех к жизни в демократическом, самоуправляющемся обществе, ни к критическому анализу своей деятельности как условию движения вперед, ник свободе творчества, ни к его необходимости для развития личности.


Ребята, побывавшие на сборах и поверившие в возрождение правды, социальной справедливсти, требовали их от общества, входящего в преиод застоя.

Застой еще не проявил себя в полную силу. По решению бюро ЦК ВЛКСМ в зимние каникулы (январь 1965 г.) в Москве состоялся сбор комсомольцев–орлят с задачей выяснить: как внедряются новые формы работы? Где идет методика? Где не идет? Почему?

Основных выводов было два. Первый: дело идет там, где педагоги подхватывают инициативу школьников (и становятся с ними в один ряд товарищей по борьбе).

Второй вывод: методика интенсивного формирования коллектива лучше идет там, где есть условия для более длительного контактного общения: в школах-интернатах, в поселках, в закрытых микрорайонах и небольших городах.

На этом этапе стала ощущаться острая потребность в разработке научного фундамента педагогического опыта. Осенью 1963 г. На базе ЛГПИ им. А.И. Герцена была создана Коммуна им. А.С. Макаренко (КИМ). Коммуна имени Макаренко (КиМ) - общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, созданное в 1963 г. Игорем Петровичем Ивановым в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности.

КИМ – это постоянно действующая добровольная общественная школа организаторов воспитательной работы. Члены коммуны – студенты, выпускники института и их друзья (учителя, вожатые, методисты) – энтузиасты – общественники, учатся в творческом содружестве макаренковской методике воспитательной работы.

Стержневыми видами деятельности членов КИМа служат, во-первых, освоение макаренкосвского педагогического наследия, его методики воспитательной работы, во-вторых, дальнейшая разработка этой методики применительно к современным условиям и, в – третьих, ее распространение словом и делом.

Здесь, на «кимовских средах» отрабатывалась, получила гражданство и широкое распространение методика организации коллективных творческих дел.

Середина 60-х гг. стала переломной в жизни общества. В 1966 г. Был переориентирован «Орленок», перестал существовать КЮК при «Комсомольской правде».