Файл: Свобода передвижения и выбор места жительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации», утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации». Международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Закрепление прав на свободу передвижения в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно усиливается тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например право собственности и наследования, право на жилище, труд, свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.

Свобода передвижения и свобода выбора места жительства является одним из неотъемлемых элементов правового статуса личности в современном демократическом государстве. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограничения этой свободы для достижения общесоциальных целей, таких как: борьба с преступностью, защита населения от неконтролируемой миграции, недопущение бесконтрольного разрастания городов-мегаполисов и др. Разрешение этого противоречия требует строгой правовой регламентации взаимоотношений государства и личности в этой сфере. Сегодня, как никогда актуальна проблема поиска правовых способов и средств, которые обеспечивали бы минимизацию ограничений свободы передвижения и свободы выбора места жительства с одной стороны, а с другой, позволили бы эффективно решать общесоциальные, экономические, политические и другие задачи.

Поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства, интеграция России в новое мировое сообщество, формирование в России рыночной экономики, правового государства и становление гражданского общества, а также стремление к достижению других демократических целей развития российского государства невозможно без создания оптимальных правовых условий обеспечения реализации конституционного права каждого на свободу передвижения.


Целью данной работы является дать понятие права человека на свободу передвижения, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения данного права.

В работе рассмотрены основные нормативные документы, регламентирующие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения:

1. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

2. Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Также использованы работы различных авторов, в которых в той или иной мере затрагивается поднимаемый вопрос.

1 Основные положения

1.1 Понятие и признаки права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде.

Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.

В традиционном понимании право на свободу передвижения (freedom of movement) - право граждан свободно передвигаться внутри страны, менять место жительства, работы или выезжать за рубеж и возвращаться обратно.

Несмотря на то, что в юридической литературе широко используется данная правовая категория, общая теория права не дает четкой формулировки указанного правового термина. Неточности в определениях, установившихся в науке, приводят к плюрализму мнений о данном понятии в теории и к негативным последствиям на практике.

В теории право на свободу передвижения представляет собой сложное и комплексное образование, включающее в себя такие элементы, как «свобода», «свобода передвижения», «право на свободу». Несмотря на имеющееся, на первый взгляд, их сходство, каждое из рассматриваемых понятий имеет целый ряд различных трактовок.


Категории теории права, будучи предельно общими, в границах правоведения, выше понятий других юридических дисциплин не только по своему логическому уровню. Они обладают также особенностями, связанными с фундаментальным характером теоретических правовых знаний. Именно в правовых категориях зафиксирован общий итог научного познания объективной сущности права как общественного явления.

Постепенно, по мере развития права общая категория «свобода» прочно вошла в систему законодательства, регулирующего права и свободы. В частности, в ст. 4 Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было определенно: «...свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть установлены только законом».

В настоящее время понятие «свобода» широко используется в общетеоретической монографической литературе. Речь идет о свободе как о способе осуществления какого-либо действия в соответствии со своими интересами и целями. При этом, как правило, свобода рассматривается в тесном переплетении с правом.

Так, отмечают три правовых уровня свободы:

1) свобода воли как предпосылка юридических качеств субъекта права;

2) «негативная» свобода как статутное состояние человека;

3) позитивная свобода.

При этом считается, что свобода личности как основа самоорганизации населения и формирования гражданского общества может проявляться на разных уровнях и в различных качествах, формах своего бытия, предопределяющих, соответственно, широту, многогранность социально-правовых характеристик статуса человека и гражданина в обществе в целом.

Как видим, существует много различных мнений по поводу того, что такое свобода. Однозначно во всех отношениях нельзя раскрыть однозначно поскольку данное явление является слишком сложным

На основании изложенного можно дать следующее определение: свобода передвижения — это возможность передвигаться (перемещаться) в нужном направлении без определенных ограничений, используя в пределах допустимости, установленной законом, для осуществления задуманного, наиболее эффективные средства и пути.

Исходя из этого определения, рассмотрим основные признаки данного юридического явления.

Первым является неограниченная возможность передвигаться в нужном направлении. Рассматриваемые действия, носят естественный и неотчуждаемый характер.


Вторым является свобода воли, предполагающая произвольность выбора. Воля не детерминирована чем-либо должным, здесь предполагается сфера действия произвола, свобода выбора. Воля свободна по отношению к казуальным связям и может их нарушать.

Третьим является специальная процедура реализации передвижения. Свое выражение она получила в том, что субъект для осуществления, задуманного может использовать все возможные, либо наиболее эффективные средства. К таковым можно отнести автомобильный, морской, речной, гужевой, космический транспорт, а также пеший способ.

Четвертым выступает отсутствие определенных рамок ограничения. Индивид осуществляет данные действия в полной мере, и нет никаких преград, мешающих ему передвигаться в нужном направлении.

Пятым признаком предстает отсутствие государственных гарантий для других членов общества при осуществлении передвижения определенными субъектами.

Шестой признак характеризуется отсутствием у членов общества обязанности при передвижении не нарушать права и свободы других лиц.

В теории права различие прав и свобод личности проводится в зависимости от возможности их урегулирования государством. Считается, что, «предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободу, прежде всего, невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.

1.2 Порядок реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Более подробно эти вопросы регулируются Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г. Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина, прибывающего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописка, которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением конституционной свободы выбора места жительства.


Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Эти Правила подробно регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее регистрационным учетом.

Однако на практике в ряде регионов Российской Федерации получила развитие регистрация гражданина по месту жительства при условии уплаты им установленного сбора, что является нарушением конституционного права на свободный выбор места жительства.

Вопрос о природе правил регистрации, предусмотренных в указанном постановлении Правительства РФ, рассматривался Конституционным Судом РФ.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Такое положение согласуется с содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и других международных актах установлениями о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в эту страну.

Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции от 24 июня 1999 г.). Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом. Он не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию, а выезд из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ Порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, регулируется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" и указанным Федеральным законом.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

• паспорт;

• дипломатический паспорт;

• служебный паспорт;

• паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел по месту жительства, Министерством иностранных дел РФ на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской федерации. Федеральным законом от 18 июля 1998 г. установлено, что гражданам, находящимся на военной службе, деятельность которых связана с выполнением функций и задач за пределами РФ, паспорт выдается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в срок не более одного месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на пять лет. При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника и требующих выезда из Российской Федерации, срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.