Файл: Органы государственного управления (Сущность государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном обществе государственным управлением именуется осуществление органами публичной власти функций, возложенных на них принятыми посредством демократических институтов нормативными актами, для достижения социально значимых целей. Отсюда к числу сущностных характеристик управленческой деятельности государства можно отнести: властная исполнительно-распорядительная природа; целенаправленный процесс, реализуемый постоянно, непрерывно; подзаконных характер: государственная управленческая деятельность реализуется во исполнение и на основании закона и иных нормативно-правовых актов; наличие каналов управленческого воздействия, как по вертикали, так и по горизонтали; подконтрольность: государственная управленческая деятельность подверженная контролю как внутри системы государственного управления, так и со стороны общества, и другое.

Государственное управление реализуется исключительно в интересах личности и общества в целом для достижения социально значимых целей: социально-экономических, что предполагает урегулирование общественных процессов, удовлетворение личных и общественных потребностей населения, обеспечение экономического стабильности, развитой экономики и эффективного социального обеспечения; политических, что требует обеспечения участия населения в решении государственных вопросов на всех уровнях – федеральном, региональном, местном, формирования комфортной среды для становления и активной деятельности институтов гражданского общества, вовлечение населения в разработку и реализацию управленческих решений и др.; обеспечительных, что требует от государства организации общественных порядка и безопасности, обеспечения условий наиболее полной реализации прав и свобод личности и благосостояния общества в целом; организационно-правовых, что предполагает выстраивание эффективной правовой системы, на основе которой возможна эффективная реализация своих функций всеми органами и организациями, входящими в государственный механизм.

В этом выражается актуальность темы исследования.

Объект исследования – правовое регулирование органов государственного управления в законодательстве РФ.

Предмет исследования – органы государственного управления.

Цель исследования – изучить правовое регулирование органов государственного управления в законодательстве РФ.

Задачи исследования:


– изучить сущность государственного управления;

– изучить понятие и виды органов государственного управления;

– изучить законодательную ветвь власти;

– рассмотреть исполнительную ветвь власти;

– изучить судебную ветвь власти.

При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Государственное управление и органы государственного управления

1.1. Сущность государственного управления

Прежде чем говорить о современном состоянии государственного управления в Российской Федерации, стоит обозначить то, как изменялось и развивалось государственное управление на определенных этапах развития нашего государства:

Дореформенный период. Термин «государственное управление» использовался в России на протяжении 70-ти лет, что давало законные основание на то, чтобы выделять этот вид деятельности государства в качестве отдельного. До 80-х годов приоритетным признавалось «разделение труда», выражающееся в разделении задач и функций государства между Советами всех уровней, которые являлись органами государственной власти, а также между органами и управления и судами. Каждому отводилось определенное дело. Органы управления того времени наделялись полномочиями по реализации законов.

Эпоха реформирования. Данная стадия характеризуется определенными изменениями в деятельности органов государственного управления. Так, вводится частная собственность на средства производства и землю. Появляются новые правила приватизации предприятий, являющихся государственными или муниципальными. Граждане и предприятия получают право на свободу деятельности в сфере экономики, предпринимательства и торговли. Ценовая политика становится более либеральной, формируется рыночная инфраструктура (финансовые рынки, биржи и т.п.). Подлежат реорганизации государственные и сельскохозяйственные предприятия, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Банк России утверждается в качестве независимого, рубль подвергается конвертации. Также либерализируется система личных расходов и доходов. Услуги образования, здравоохранения и некоторые другие становятся платными. Политические права и свободы граждан признаются и гарантируются, что основывается на нормах и принципах международного права.


Современный этап. Государственное управление, которое образовалось в результате предыдущих периодов социализма, нельзя назвать удовлетворяющим потребностям и запросам общественности. На данный момент оно во многом разнится с социальным отношением общества, поражено коррупцией и не имеет должной силы в отношении общественной жизнедеятельности. Такие обстоятельства нельзя назвать положительными, поскольку помимо отсутствия должной деятельности государственного управления, у общества формируется предвзятое и недоверительное отношение к деятельности всего государственного аппарата. Это говорит о том, что перестройка и изменение системы государственного управления должна сопровождаться, в первую очередь, восстановлением доверительных отношений между обществом и государством в лице его органов и общественных структур[1].

Государственное управление в России – это организующая деятельность федеральных органов исполнительной власти России и органов власти субъектов РФ, направленная на различные сферы жизни общества и осуществляемая на основе законодательства страны.

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется на основе определенного законодательства, к которому относятся:

Конституция России. Данный нормативно-правовой акт закрепил не прямое, а косвенное обозначение государственного управления, предусмотрев положения, касающиеся разделения властей, единства системы власти государства, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами, одинаковый доступ граждан к государственной службе, часть обязанностей должностных лиц и пр.

Федеральные законы. Самым главным является закон 1995 года об основах государственной службы в РФ. На втором месте Закон 2004 года, посвященный государственной гражданской службе в РФ. Эти нормативные акты можно назвать базовыми.

Распоряжения и Указы президента, Постановления Правительства. Данные акты имеют очень серьезное значение в системе управления государством. Так, большинство из них посвящены вопросам кадровой политики, организации управления, вопросам госслужбы, образования, науки и т.д.

Иные нормативные акты. Эти акты носят характер конкретизирующих, так как призваны разъяснить положения актов, имеющих большую юридическую силу. К ним можно отвести положения и уставы о конкретных органах, о дисциплине и т.п[2].

Государственное управление в России строится на основе принципов законности, демократизма, объективности, конкретности, разделения властей и федерализма.


Государственная управленческая деятельность опосредует урегулированный нормами права сознательный, целенаправленный процесс осуществления полномочий государственными органами власти и управления для обеспечения социально-экономического развития общества, обеспечения прав и свобод личности.

Таким образом, государственная управленческая деятельность реализуется в целях направленного воздействия на общественные процессы.

Государственная управленческая деятельность легитимируется демократическими институтами и обеспечивается возможностью государственного принуждения. В широком смысле, государственно-управленческой воздействие реализуется не только государственным механизмом власти и управления, но и непосредственно населением – через выборы, референдумы, сходы граждан и др.

Государственное управление имеет четко направленный социальный характер. Правовое регулирование общественных отношений, обеспечиваемое представительными органами государства, действия органов исполнительной власти по реализации предусмотренных правом управленческих функций и задач, правоохранительная деятельность судебных органов и иная управленческая государственная деятельность направлена на гарантирование, обеспечение, защиту прав личности, на обеспечение социально-экономического благосостояния общества.

Именно поэтому государственная управленческая деятельность представляет собой сложную систему, многоэлементную, многофункциональную. Организация государственного управления представлена определенной схемой – субъектами, объектами управления, функция и инструментами реализации управленческого воздействия, контроля его эффективности и каналами связи, обеспечивающими информационный обмен между названными элементами[3].

Необходимо подчеркнуть, что государственная управленческая деятельность шире по своему содержанию и назначению, чем деятельность исполнительных органов власти, потому как реализацию основных государственных функций осуществляют и парламент, и глава государства, и судебные, и контрольно-надзорные органы, и региональные органы, и органы местного самоуправления, и институты гражданского общества, потому как в демократических государствах населению предоставлены инструменты непосредственного участия в государственном управлении.

В науке сформировалось два основных подхода к определению схемы государственного управления:


Государственная управленческая деятельность выступает как целостная система организации публичной власти, включающая законодательную, исполнительную, судебную подсистемы власти и все государственные органы, образующие такие подсистемы, и должностные лица таких органов. Все органы публичной власти страны в той или иной степени оказывают упорядочивающее воздействие на общественные отношения для удовлетворения потребности населения, выполнения общественных запросов. Следуя названной позиции, в схему государственного управления входят следующие органы: высшие органы публичной власти и должностные лица, наделенные собственными основными управленческими полномочиями. К числу таких органов относятся, прежде всего, парламент страны, глава государства, правительство. Такие органы решают задачи государственного управления по регламентации управленческих процессов, возлагая на органы публичной власти низшего уровня реализацию конкретных управленческих задач; иные органы публичного управления[4]. Такие органы и служащие, обеспечивающие их деятельность, непосредственно реализуют функции государственного управления в подведомственной им сфере. Примером могут служить министерства и ведомства; контрольные органы и должностные лица, которые реализуют задачи государственного управления через контроль (надзор) деятельности иных органов и их должностных лиц. К числу таких органов в частности относится Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ и др.; общественно-государственные организации, в состав которых входят представители государственного управления и представители общественности. Такие организации учреждаются для повышения эффективности реализации управленческих функций на стыке интересов государства и гражданского общества. Это демократические инструменты прямого участия населения в решении вопросов, непосредственно касающихся организации его жизнедеятельности. Примером такой организации может выступать отечественная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и др.; общественные организации, которым переданы отдельные функции публичного управления; международные органы и организации, которые юридически являясь надгосударственными субъектами, полномочны принимать решения по отдельным внутренним вопросам. Такие организации в исключительных случаях могут выдвигать требования к государствам по вопросам, относящимся к внутренней политики государства, образующим суверенитет государства. Так, например, при рассмотрении конкретных ситуаций Европейский Суд по правам человека может требовать от государства в частности исполнения прав и свобод человека. Решения таких организации обязательны для государств-участников соответствующих международных соглашений.