ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23. ПОСЛЕ ВОВ. Все страны поделились на 2 лагеря: социалистические и капиталистические страны. → нужно воспитать поколение толковых журналистов - международников. Задачи: Необходимо правильно освятить роль Сов. народа в ВОВ; разъяснить политику партии по отн-нию к репрессированным, пленным (дело врачей); нужно восстановить страну, для чего нужен запал в людях. После ВОВ неоднозначную оценку получают партия и страна. СМИ говорили, что победа народа – это победа партии и Сталина. противоположную позицию заняла эмиграц пресса. которая настаивала на том, что войну выиграл Сов народ, но не партия и тем более не Сталин. После ВОВ потребовалась реорганизация СМИ. обратили внимание на республиканскую, краевую, регион. печать. Июнь 1945 г – постановление «об улучшении качества и увеличения объема респуб., краев. и регион. газет». Это было принято, как программа для деятелей сов.прессы. объем полос увел-ся до 4 полос (в ВОВ 2 полосы), определилась основная проблематика и задачи газет: газета – это боевой орган полит. воспитания масс, средства партийного руководства массами. ничего не говорилось об оформлении газет и жанрах. Всем редакторам газет советовалось тесно работать с местными партийными ячейками. Партия пристально следила за печатью. С 1945 года периодически выходили постановления ЦК, в которых дается оценка отдельным изданиям и рекомендации по улучшению качества изданий. В 1946г в СС более 7 тыс газет, общим тиражом ок 30 млн. экз.. в 1959 г – более 10 тыс. изданий, общим тиражом около 70 млн. экз. Газеты выходили на 67 языках СС. В июне 1946г появляется газета «Культура и жизнь» - это орган отдела пропаганды и культуры ЦК. То, что печаталось в «К и Ж» должно быть перепечатано во всех, где есть одел культуры. Это был директивных орган, против которого нельзя выступать. Именно через эту газету ведется травля (Пастернак, Ахматова). Т.к. Сталин любил кино и ставил на него как на лучший способ агитации, этому виду искусства уделяется в газете большое внимание. Репрессиям подвергаются 2 ж-ла «Звезда» и «Ленинград». Критикуются оперы, в которых находят идейное несоответствие политики партии «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». К врагам народа относятся Ахматова, Пастернак, гонения на Шостаковича. Т.об. к к 40х гг репрессии восстанавливаются в полной мере. С первых же мирных дней началось восстановление молодежных изданий. В годы Отечественной войны областные комсомольские газеты, за исключением ленинг. «Смены», перестали выходить. Сейчас они были возобновлены, а во многих областях созданы вновь. Существенные изменения произошли в радиовещании и телевидении. В течение второй послевоенной пятилетки мощность радиостанций возросла вдвое. С октября 1956 г. стало ежедневным телевизионное вещание в Ленинграде, еще раньше – в январе 1955 г. перешло на вещание без выходных московское телевидение. Телевидение становится поистине массовым: к концу 1955 г. насчитывалось свыше миллиона телезрителей. Более действенным становилось радиовещание. Во исполнение постановления ЦК от 1947 г. «О мерах по улучшению центрального радиовещания». В 1947 г. начинает издаваться для сельской молодежи радиожурнал «За высокий урожай», с 1948 г. – беседы на международные темы «У карты мира», с 1950 г. – передачи из цикла «Дневник социалистического соревнования», с 1951 г. – радиожурнал «Наука и техника». С окончанием ВОВ во всех центральных, местных газетах рассказ. о трудовом подъеме, делали опыт передовиков достоянием всех, велась активная пропаганда петилетки. Активным участником пропаганды выступала газ. «Комсомольская правда» В газ. постоянными становятся рубрики: «На стройках пятилетки», «Стройки новой пятилетки», «Пятилетки союзных республик». Еше 1 задачей сов. прессы было- избавить народ от страха угрозы новой войны. освещалось дело военного трибунала в Нюрберге, заседание сессий Ген. Асамбл. ООН и др.



24. «ОТТЕПЕЛЬ». В 1956 г. - ХХ съезд КПСС Хрущев «О культе личности и его последствиях» Это повлекло за собой изменения в полит. жизни и в работе СМИ. Печать, радио, ТВ во 2ой пол 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом партии. Жур-ка, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа. Первые лица партии и государства показываются как верные ленинцы, преданные делу партии, образцы для подражания. А курс партии, ее решения – как единственно правильные. Кроме того, советская пресса работает в состоянии “холодной войны”. Возникают новые центр. общественно-полит. и литер. журналы: “Вопросы истории КПСС”, “Партийная жизнь, “Агитатор”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Ленинград”, “Нева”, «Работница», «Крестьянка». В 1960 году в СССР издается 4 тыс журналов, но подписка на многие остается ограниченной. Газет тогда же выходило около 3 тыс, подписка на них была неограниченной и даже обязательной. В 60-70-е гг. количество газет и журналов постоянно росло. Увеличивались и тиражи. В период оттепели задача СМИ – обратить внимание на гармонично развивающегося человека, личность. появляются принципиально новые издания: июль 1956г газ «Советская Россия», в которой очень активно исп-ся фото. Становится интересной частная бытовая жизнь отд. чел. «Сов. Рос» создает целую сеть корр, которые занимаются обратной связью с читателями. Для этого периода характерен отказ от статей, которые напоминают бюрократический отчет, приветствуется живой репортаж, эссе, портретный очерк. Традиц. рубрики в «Сов Рос»: Годы и люди, с блокнотом по РСФСР, Таланты России, О людях России, В субботний вечер. 1956 г начинают появляться новые колхозные многотиражки, увеличивается формат, периодичность, укрепляется техническая база. Ц. – предоставить информацию о людях в районе. 1961г – агентство печати «Новости» (АПН), которое контактирует с международными агентствами и издательствами. По материалам АПН издаются печатные издания для зарубежных читателей. АПН имеет свое издательство, выпускает много телефильмов на док основе, что способствует развитию документалистики. 1959г – создается 2 ТВ канала, развивается телевидение. 1я программа – класс. музыка, концерты, 2я программа более развлекательная. активизируется самоуправление журналистов. 1959г – 1ый всесоюзный съезд сов. жур. → создание союза жур-ов СССР, новых курсов, семинаров по повышению квалификации жур-ов. 1959г – в МГУ появляются отделы радио, ТВ, фотожур-ки, международной жур-ки. В самой публицистике появл-ся авторские работы. В 56 – 57 гг появляются первые попытки не просто манипулировать об-вом, но анализировать. происходит переосмысление задач жур-ки. Жур-ка становится гуманистической, появ-ся интерес к человеку. Впервые за многие годы начинают возникать споры. Осе. темы: 1. культ личности и его преодоление; 2. перестройка об-ва в условиях некой демократизации; 3. Космос (12.4.64 экстр. выпуск по радио - Гагарин в космосе). 4. запущение деревень. Начинает свое возрождение толстый журнал. Прежде всего “Новый мир” во главе с Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения Солженицына, Дудинцева, Твардовского и других писателей.


25. АГРАНОВСКИЙ. Среди публицистических произведений, отмеченных постоянным поиском истины, заслуживают внимания очерки А. 1973 г. сборник «А лес растет», включивший написанное публицистом более чем за 15 лет напряженного труда. К числу лучших следует отнести очерки А. Аграновского «Лукояновский задор» («Известия», 1962, 20 марта), «Своего дела мастер» («Известия», 1977, 16 февраля), «Реконструкция» («Знамя», 1982, № 3). Очерк «Своего дела мастер» начинается с русской притчи. Такой зачин не только сразу заинтересовывает, но и служит раскрытию основной идеи очерка: показать смекалку, мастерство русского человека, на долю которого выпало участвовать на монтаже реактора первой в мире атомной электростанции в Обнинске и стартовой позиции на Байконуре. Герой очерка, в котором «что-то есть», который «не похож на других», а в то же время самой обыкновенной судьбы: и квартира в новом доме обычная, и награды – обычные – «За боевые заслуги» (он воевал) и «За трудовую доблесть» (трудился всю жизнь). Задавшись целью показать обаяние простого, красивого своим трудом человека, очеркист сумел раскрыть подлинную радость творческого физического труда, радость настоящего мастера. Поднимая проблему профессионального мастерства, противопоставляя своего героя еще встречающимся «околоспецам», «подмастерам», «худшей категории работника на белом свете», А. Аграновский делится с читателями своими раздумьями о том, как писать о людях «нравственного и трудового эталона». Пафос, замечает он, в больших дозах утомителен, красноречие, превышающее средние нормы потребления, вызывает обратное воздействие. «Реконструкция», заявляет автор в самом начале своего повествования, вот то слово, которое «в ущерб стилю» придется все время повторять, «реконструкция» – вот дело, к которому пора привлечь самое широкое общественное мнение. Убедительно показывая, какие огромные прибыли дает реконструкция старых заводов, и, сокрушаясь, как мало еще выделяется на нее средств, публицист скрупулезно анализирует затронутую проблему, утверждая, что реконструкция – нормальное состояние производства, застой – ненормальное. Важно заметить, что, показывая выгодность реконструкции и то, как еще велики силы, ее тормозящие, автор очерка заявляет: «Тут начинается моя тема». Это авторское «моя тема» вызывает желание глубже вникнуть в содержание очерка, обстоятельнее выявить творческую манеру публициста, сделать определенные выводы для журналистов-практиков. И мы убеждаемся еще раз, какими обширными познаниями нужно обладать, чтобы написать столь проблемный, на научной основе очерк. Промелькнуло сообщение, что в Днепропетровской области на реконструкцию тратится чуть ли не вдвое больше, чем в среднем по Союзу. Иной на это может и не обратил бы внимания, а А. Аграновский с мыслью «стало быть там уже поняли» незамедлительно едет по указанному адресу. Ему необходимо еще и еще раз рассказать о выгоде реконструкции, что на то же количество руды, чугуна, стали повсюду уходит меньше, чем при новом строительстве. Автор берет в расчет (и это чрезвычайно важно) и экономию земли. Он приводит заставляющие задуматься факты: только Днепропетровщина, одна из наших житниц, потеряла за пятилетие с 1976 по 1980 г. около 20 тыс. гектаров. Поля и фермы пришлось потеснить ради заводских корпусов, новых рудников, открытых разработок.


Б3 «Русское слово», Писарев. «Русское слово» - рус. ежемесячный жур-л, издавался в Петербурге в 1859-1866гг. Осн. графом Г.А.Кушелевым-Безбородко,1ый № вышел в январе 1859 г. Богатый вельможа, литератор-дилетант, далекий от понимания событий эпохи, взялся за жур-кую деят-сть гл. обр. потому, что она была модной в 60-е годы. Возможно,он ставил задачу помочь либеральному дворянству в новых условиях подготовки отмены крепостного права сохранить свои позиции. В 1ые 1,5 года – умеренно-либеральный «литературно-ученый журнал». Ред. – поэт Полонский, критик Григорьев, с июля 1859 –Хмельницкий( ни чего не соображал). Среди сотрудников- Фет, Майков, Мей, Жадовская, др. В журнале участвовали также литераторы демократических убеждений –Благосветлов, Михайлов, Шелгунов. Эклектическая позиция и стремление встать над борющимися партиями в условиях нарастания революционной ситуации в стане обусловили непопулярность издания. С июля 1860 ред. возглавил Благосветлов. «РС» становится остро злободневным лит-но-полит. изданием, трибуной демократ. идей, соратником «Современника». Направление и популярность «РС» определяли статьи Писарева(дебют в № 12 «РС» за 1860 г) и выступления демократ. критиков и публицистов. Отрицали феодально-помещичий уклад, критиковали капитализм, как зло. Публицисты «РС» считали неизбежным социалистического переустройства России. «РС» иногда отступало от последоват. революционного демократизма, особенно в 1863-1864гг., когда Писарев (в статьях «Цветы невинного юмора», «Реалисты» и др.) выдвинул мысль о двух путях изменения общества – «механического» (революционного) и «химического» (мирно просветительского). Последний допускал возможность преобразования страны посредством воспитания реалистов – критически мыслящих людей, всецело посвятивших себя работе по улучшению жизни народа. В 1865г. в статьях «Исторические идеи Огюста Конта», «Школа и жизнь», «Мыслящий пролетариат» Писарев подверг сомнению возможность преобразования России с помощью «перевоспитания эксплуататоров». Критики «РС» (прежде всего Писарев и Зайцев) выступали за гражданское направление в искусстве, за правдивое «неприкрашенное изображение народной доли». Беллетристика в «РС»представлена преимущественно творчеством разночинцев-демократов: Бажин, Успенский, Воронов, и др. В 1863г. «РС» вступило в полемику с «Современником», известную в журналистике под названием «раскол в нигилистах». Со стороны «РС» в полемике участвовали Зайцев, Благосветов, Писарев, Соколов; со стороны «Современника» - Салтыков-Щедрин, М.А.Антонович, Ю.Г.Жуковский. В основе - разные взгляды на тактику борьбы демократ. сил в новых условиях – спада крестьянских волнений, наступления реакции. Журнал и его сотрудники подвергались преследованиям. В июне 1862г. издание «РС» и «Современника», было приостановлено на 8 мес., Писарев попал в Петропавловскую крепость, Потом в 1866г. на 5 месяцев. В мае 1866г. (после выстрела Д.В.Каракозова) «по высочайшему повелению» журнал «вследствие доказанного с давних времен вредного … направления» был окончательно запрещен. Писарев - крупнейших деятелей революционно-демократической журналистики 60-х гг. 19в. Родом из дворян, получил хор. образ-ие -окончил гимназию, а затем истор.-фил. ф-тет Петербургского универа. На старших курсах начинает заниматься жур-кой работой, к-ая становится делом жизни. Лит-ный путь Писарев начал в 1859 г. в журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц» - «Рассвет»,возглавил лит-но-критический отдел. Одним из 1ых сочинений Писарева, в «РС», была статья «Идеализм Платона» (1861, № 4), - показал оторванность идеалистической философии от действительности и горячо защищал материализм. Свои взгляды Писарев выразил в статье «Схоластика 19 в.», в кот. полемику между демократами и либералами он называет схоластикой. Жур-ка должна заниматься становлением личности. Статья «Бедная русская мысль» 1862г.посвящена раскрытию исторического значения народа, призыв народа к борьбе против политического произвола. Памфлета «Пчелы»- неравенство людей, обличал рус. самодержав. и крепостничество.К 1862 г. статья Писарева против Шедо-Ферроти (псевдоним барона Ф. И. Фиркса), выступившего с клеветой на Герцена. удалось не только обнажить доносительский характер заявлений барона Фиркса, но и высказать свои политические взгляды. Писарев отмечал, что либеральные жесты Александра II лицемерны, его политика — цепь преступлений, звенья которой — кровавый разгром польского восстания, убийство крестьян в Бездне, аресты Михайлова, Обручева, гонения на литературу. Писарев открыто выступил против самодержавия, против эксплуатации и угнетения, против религии, за революцию. Это и было политической программой революционных демократов 60-х годов.Статья «Наша университетская наука» 1863г. - роль естественных наук в системе общего образования. «Цветы невинного юмора» 1864 г.-критика Салтыкова-Щедр., он не сатирик, чистый писатель. «Посмотрим!» 1865г.- закл. статья в полемике «РС» и «Совр»., даются посл. наставления, суждения «Совр» абсурд.В статье «Исторические идеи Огюста Конта» Писарев революционно призывал «положить конец овечьей безответственности большинства