ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.08.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Свое название педагогика получила от греческого слова пайдагогос (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает детоводитель. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

 основными задачами педагогики являются:

• получение достоверных научных знаний о закономерностях развития различных педагогических явлений и трансформацию различных педагогических теорий, обусловленных этими явлениями;

• анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;

• раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;

• установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).

---• выявить и ознакомить студентов с основными путями и закономерностями развития воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды;

• сформировать у студентов систему знаний о мировом историко-педагогический процесс и о месте украинской педагогики в нем; ознакомить с современными формами воспитания и педагогическими течениями через их историческую родословную;

• раскрыть лучшие достижения педагогической мудрости украинского и других народов и выработать умение применять их в своей будущей профессиональной деятельности;

Задача педагогики – вскрытие закономерностей:

  • в области воспитания, образования, обучения;

  • в области управления воспитательными и образовательными системами;

  • разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления;

  • прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее;

  • изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.


Функции педагогики

аналитическая- 1)теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания;2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

-прогностическая-1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания; 2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой.

-проективно – конструктивная-1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ ин-новационной педагогической деятельности; 2) внедрение результатов педагогических исследований в практику; 3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Теоретическая функция:

-изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

-выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

-проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

--внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

--анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования. Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека. Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.


 В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку - с именем Я. А. Каменского 1592 – 1670.А. С. Макаренко — ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)».

Основные категории педагогики:

  • воспитание;обучение;образование;

  • педагогическая деятельность;педагогический процесс;самообразование;самовоспитание;личность;деятельность; развитие;формирование;

  • социализация;

  • педагогическая система;

  • педагогическая технология.

Задачи и методы педагогики: 1.Следует различать теоретические и практические задачи педагогики.