Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность трудовой мотивации
1.1 Понятие мотивации к труду в психологии
1.2 Методы мотивации и стимулирования персонала
2. Практические аспекты проблемы трудовой мотивации персонала на стадии адаптации к новой работе
2.1 Психологические особенности периода адаптации работников на новом рабочем месте
− стабилизация коллектива, встревоженного приходом носителя чужеродной культуры;
− координация деятельности всех работников, задействованных в мероприятиях, способствующих адаптации нового работника.
Основные цели программы адаптации в ООО “ПАРТНЁР-СТРОЙ”:
− обучение новых сотрудников с быстрым увеличением эффективности работы;
− сокращение текучести кадров, поддержание спокойной обстановки в коллективе;
− быстрое освоение и принятие новым сотрудником основных технологических процессов, правил корпоративной культуры компании;
− уменьшение чувства страха и неуверенности в своих силах у новичков;
− развитие позитивного отношения к работе;
− развитие возможностей профессионального, карьерного, материального роста.
Программа адаптации проводится поэтапно и включает направления «Введение в компанию», «Введение в производственный процесс», «Введение в должность», зачеты по итогам прохождения программы стажировки. Важным этапом адаптации является период стажировки и испытательного срока сотрудников. Для рабочего персонала устанавливается период стажировки один месяц, период испытательного срока – три месяца (включая стажировку). По инициативе администрации гипермаркета и отдела персонала продолжительность стажировки и испытательного срока может быть сокращена.
В случае неудовлетворенности администрации результатами труда сотрудника до окончания его стажировки и испытательного срока может быть принято решение о прекращении сотрудничества.
При увольнении стажера до окончания стажировки и испытательного срока руководитель отдела персонала проводит собеседование со стажером, объясняет причину увольнения, фиксирует ее в Листе адаптации, сообщает о решении менеджеру по персоналу. Отдел персонала выясняет причины увольнения, анализирует соответствующую информацию, оценивает эффективность подбора персонала. Координацию процесса адаптации осуществляет отдел персонала компании, общий контроль и ответственность за обучение стажеров возлагаются на руководителей отделов. За каждым новым сотрудником с первого дня работы закрепляют наставника. Наставник выбирается руководителем отдела (подразделения) из числа наиболее успешных сотрудников. Руководитель отдела наставником не назначается, но осуществляет контроль над прохождением стажировки нового сотрудника и работой наставника.
В течение всего испытательного срока наставник отвечает за подготовку и работу стажера.
1. Постановка задач на период стажировки и испытательного срока.
В первые дни работы стажеру устанавливаются задачи и разъясняются критерии их выполнения. Задача: освоение (закрепление) навыков. Основные критерии оценки:
− наличие умений, знаний, необходимых в работе;
− ответственность, работоспособность, коммуникативные навыки.
2. Этапы и методы трудовой адаптации на ООО “ПАРТНЁР-СТРОЙ”.
Первый рабочий день.
Первый этап.
Знакомство с компанией. На этом этапе адаптации происходит решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника, знакомство работника с производственными особенностями организации, персоналом, корпоративной культурой, правилами поведения, включение работника в коммуникативные сети. В день поступления на работу отдел персонала знакомит нового работника с правилами внутреннего трудового распорядка компании, правилами пожарной безопасности. Проводится инструктаж на рабочем месте: новый сотрудник знакомится с месторасположением, оснащением рабочего места, правилами хранения документов, правилами использования технических средств и их расположением. Наставник знакомит нового сотрудника со страницей компании в интрасети и с электронной информационно-справочной системой, а также со справочной литературой общего пользования.
Ознакомительная информация о компании, порядке и условиях работы:
− история организации;
− продукция и услуги;
− структура управления (включая имена ключевых руководителей, расположение отдельных подразделений);
− условия работы – рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;
− традиции, элементы корпоративной культуры, основные процедуры, существующие в компании; базовые документы;
− постановка целей;
− создание мотивации – возможности увеличения заработной платы, повышения квалификации, должностного роста. Ответственное лицо – менеджер по персоналу.
2. Конкретное информирование нового сотрудника. На этом этапе ориентации происходит практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации. Непосредственный руководитель объясняет работнику его задачи и требования к работе, информирует о системе оценки, применяемой к его работе, отвечает на вопросы и рассматривает пожелания нового работника. Целью обучения предполагается принятие новых норм взаимоотношений новым сотрудником, транслирование ему корпоративных норм поведения, помощь в приспособлении к новому социуму. Программа обучения включает социально-психологические аспекты адаптации (стресс-менеджмент, навыки управления временем, эффективные коммуникации, встречи с руководством).
3. Введение в подразделение:
− представление коллегам;
− объяснение распорядка работы;
− ознакомление с Положением об отделе;
− подписание должностной инструкции;
− ознакомление с производственными функциями и особенностями работы отдела;
− ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс;
− назначение наставника;
− непосредственный руководитель, наставник (если таковой назначен) представляют нового работника коллективу, знакомят с сотрудниками, с распределением должностных обязанностей, со способами коммуникации внутри коллектива, с традициями;
− наставник знакомит нового работника с расположением− производственных, служебных и бытовых помещений. Ответственное лицо – руководитель подразделения, менеджер по персоналу. Подготовка пакета базовых документов – служба персонала.
Второй рабочий день.
4. Взаимодействие с подразделениями компании:
− перечень отделов, с которыми придется взаимодействовать в работе;
− технология взаимодействия между подразделениями – письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки;
− возможные сложности производственного процесса;
− механизмы решения проблем;− прецеденты.− Ответственное лицо – руководитель подразделения. Непосредственный руководитель в течение первых трех дней работы нового сотрудника составляет его план работы согласно должностной инструкции на период адаптации. Знакомит нового работника с планом, информирует о критериях оценки эффективности выполнения плана. План работы нового сотрудника утверждается руководителем подразделения, подписывается работником. План должен быть у работника, наставника и непосредственного руководителя.
Третий–пятый дни рабочей недели. Введение в должность нового сотрудника. На этом этапе работник осваивается со своим новым статусом и включается в профессиональные и межличностные отношения в коллективе. Нового работника представляют сотрудникам компании. Наставник проводит обучение нового работника на его рабочем месте и инструктаж по технологиям работы, информирует о текущих и перспективных планах подразделения, а также о системе документооборота и системе отчетности, передает регламенты и основные документы по направлению деятельности нового сотрудника. Наставник представляет нового работника партнерам и контрагентам по направлению его деятельности, рассылая официальные сообщения от имени руководителя подразделения или руководителя компании. Письма содержат основную информацию о новом сотруднике и перечень вопросов, по которым в дальнейшем с ним можно контактировать. Если новый работник занимает номенклатурную должность, наставник организует ряд встреч с руководителями подразделений, сотрудничество с которыми обусловлено профессиональной деятельностью нового сотрудника.
5. Работа по плану и отчет в конце недели Руководитель подразделения оценивает итоги первой ознакомительной недели работы и рассказывает о них новому сотруднику.
На данном этапе проводятся следующие адаптационные мероприятия:
− итоги рабочих знакомств;
− экскурсия по компании, представление ключевым лицам компании;
− назначение наставника;
− адаптационная анкета по итогам первой недели;
− составление плана работы на вторую неделю.
Вторая-третья недели работы. Организация работы в должности.
На этом этапе происходит корректировка планов адаптации и дается оценка эффективности деятельности работника и его взаимоотношений в коллективе. После окончания первой недели руководитель подразделения обсуждает с новым сотрудником направления и основные задачи его профессиональной деятельности. По результатам беседы работник составляет план работы на месяц. Куратор планирует необходимое обучение для работника (адаптационный курс, обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение). Общий план работы и обучения согласовывается с руководителем подразделения.
Непосредственный руководитель знакомит нового работника с должностными обязанностями и правами, с документами, инструкциями, которые он должен знать и руководствоваться которыми должен в процессе работы. Наставник (в случае отсутствия такового – непосредственный руководитель) контролирует выполнение плана работника, оказывает ему необходимую помощь в решении производственных задач.
На данном этапе имеют место следующие адаптационные мероприятия:
− индивидуальный план;
− наставничество.
Оценка прохождения стажировки и испытательного срока Текущий контроль, оперативное отслеживание правильности и своевременности выполнения поставленных задач. Ответственное лицо – наставник. Промежуточный контроль, оценка процесса вхождения в должность. Ответственное лицо – руководитель подразделения, менеджер по персоналу, наставник.
Социально-психологический контроль, обратная связь от нового сотрудника:
− вхождение в коллектив, впечатление от работы. Ответственное лицо – менеджер по персоналу.
На завершающем этапе аттестации происходит преодоление производственных и межличностных проблем работника, он переходит к стабильной работе. По истечении первого месяца работы руководителем отдела проводится анализ работы стажера.
Рассматриваются следующие вопросы:
− степень адаптации сотрудника;
− выполнение задач, поставленных на данный период (освоение навыков);
− рекомендации по улучшению работы сотрудника;
− помощь, необходимая сотруднику со стороны компании;
− обозначение сильных сторон и преимуществ стажера.
По окончании первого месяца работы стажер сдает зачеты наставнику и руководителю отдела. Наставник заполняет Лист адаптации нового работника (проставляет сроки, назначает ответственных, ставит отметки о выполнении каждого мероприятия), который передает руководителю подразделения. Копии документов направляются в кадровую службу для контроля над правильностью введения нового сотрудника в должность и его адаптацией, для ведения статистики. Во время испытательного срока руководитель отдела организует и контролирует работу нового сотрудника, оказывает деловую и моральную поддержку, разрешает конфликтные ситуации, обсуждает с работником его слабые стороны с целью их устранения. Для оценки результатов психофизиологической стороны адаптации руководитель использует сопоставление производственных показателей работника (выработка, энергозатраты) и сравнивает показатели здоровья человека при выполнении им типичных производственных операций с зафиксированными в начале процесса адаптации показателями.
Для оценки результатов профессиональной стороны адаптации используется сравнение профессиональных показателей работника со средними показателями, сложившимися в коллективе, такими как средний процент выполнения производственных планов, уровень брака производимой продукции. Для выяснения результатов социально-психологической стороны руководитель исследует уровень удовлетворенности работника новой производственной средой, новым статусом и новыми возможностями, характер взаимоотношений с коллегами.
Сравнение полученных результатов с запланированными позволяет корректировать ход процесса адаптации работника. Испытательный срок (три месяца) считается пройденным при условии выполнения задач, поставленных перед сотрудником. Решение о прохождении испытательного срока принимает руководитель отдела. В сложных ситуациях руководитель отдела и сотрудник могут обратиться в отдел персонала.
Успех адаптационной модели зависит:
− от выполнения всех пунктов предлагаемой программы адаптации и наставничества;
− выполнения регламента работы наставника и своевременной передачи в отдел персонала адаптационного листа стажера;
− контроля стажировки нового сотрудника руководителем отдела;