Файл: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. Шишкина “Среди долины Ровныя”.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
Введение
Идея курсового проекта заключается в анализе картины И.И. Шишкина «Среди долины ровныя…»
Иван Шишкин - выдающийся русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.
Идея этой курсовой проанализировать художественное произведение, показать что мы практически ничего не знаем об искусстве того времени и более раннего или древнего искусства. Моя задача с помощью этой курсовой пополнить свои знания и восполнить знания других читателей.
Проблема этих произведений не утратит свое значение , материалы могут поменять , техника , но не посыл работ . Поколения художников будут меняться , но эмоции, передаваемые через произведения искусства будут жить вечна( проблемы могут меняться только)
Цели и задачи
Целью этой работы является колористический , цветовой и тоновый анализ картины И.И. Шишкина «Среди долины ровныя…» , а также творчество и жизнь самого автора .
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Жизнь и творческий путь И.И. Шишкина
- О картине
- Провести колористический, цветовой и тоновый анализ картины «Среди долины ровныя» И.И. Шишкина
- Сделать три репродукции этой картины (линейной, черно-белой и цветной)
Объектом исследования является творчество русского художника -пейзажиста, живописца и гравер-акфортиста И.И. Шишкина.
Предметом исследования является живописное произведение «Среди долины ровныя» 1883 года.
Степень изученности : Про Шишкина писали такие творческие деятели как Дарья Романовна, Илья Репин, Владимир Стасов, Константин Савицкий, Андрей Шильдер, Дмитрия Успенского
Глава 1 Теоретическая часть
О художнике
Шишкин Иван Иванович
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. (источник https://www.culture.ru/persons/8252/ivan-shishkin)
Направление в живописи художника
Иван Иванович Шишкин фактически положил начало оригинальной русской пейзажной живописи. Для этого направления характерно изображение могучей русской природы со всем ее разнообразием и яркостью красок. Именно Шишкину удалось создать в его полотнах образ русской земли, которая предстает перед зрителями такой необъятной и гармоничной.
Любимая тема, которая вновь и вновь повторялась в картинах художника, — это русский лес. Характерные для него чащобы, вековые деревья, сила земли передаются через перо художника с высочайшей живостью и точностью. И эти качества рождались в том числе под влиянием священника К.И. Невостроева, который часто общался с Шишкиным. Священник говорил ему, что красота вокруг нас представляет собой красоту божественной мысли, воплощенной в природе, а художнику нужно стремиться к максимально точному отражению этой мысли в картине.
Хотя художник много работал и за границей, и в лесах Германии, Франции или Италии он неизменно искал места, напоминающие ему родную Елабугу.
Работы Шишкина дали новый толчок для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Многие писатели Товарищества передвижных художественных выставок продолжили работу в этом направлении. А в 1894–1895 годах Шишкин стал во главе пейзажной мастерской известного Высшего художественного училища при ИАХ.
Иван Иванович Шишкин фактически положил начало оригинальной русской пейзажной живописи. Для этого направления характерно изображение могучей русской природы со всем ее разнообразием и яркостью красок. Именно Шишкину удалось создать в его полотнах образ русской земли, которая предстает перед зрителями такой необъятной и гармоничной.
Любимая тема, которая вновь и вновь повторялась в картинах художника, — это русский лес. Характерные для него чащобы, вековые деревья, сила земли передаются через перо художника с высочайшей живостью и точностью. И эти качества рождались в том числе под влиянием священника К.И. Невостроева, который часто общался с Шишкиным. Священник говорил ему, что красота вокруг нас представляет собой красоту божественной мысли, воплощенной в природе, а художнику нужно стремиться к максимально точному отражению этой мысли в картине.
Особенности стиля мастера
Шишкин менее других художников был склонен к подражанию чужим полотнам, поэтому ему удалось выработать собственный художественный стиль. Для него характерны таки свойства, как простота, содержательность и выразительность образов.
Простота сюжета. Многие современники Шишкина искали сюжеты, полные драматизма, разлада. Даже в пейзажной живописи это сводилось к изображению разбушевавшейся стихии, игры света и тени, поиску контрастов. Однако Ивана Ивановича привлекали простые сюжеты, в которых не было никакой драмы. Как заметила племянница художника А.Т. Комарова, именно Шишкин начал рисовать просто лес или просто поле, но делал это по-настоящему виртуозно. Вероятно, именно первозданная красота «воплощенной божественной мысли» так привлекала его, что он не нуждался в поиске других образов.
Содержательность. Отсутствие в сюжете драматизма позволяло Шишкину полностью концентрироваться на конкретном образе. Он с величайшей страстью погружался в мир природы, изучая каждое растение, каждую травинку, чтобы затем воспроизвести на бумаге максимально точный образ. Однажды он даже удивил художника Репина, когда поинтересовался деталями репинской картины. Шишкину стало любопытно, какую именно древесину Репин изобразил на своем полотне. Однако последний был в недоумении и не мог понять, зачем ему это надо знать. Шишкин в ответ заметил, что для плота подходит отнюдь не каждое дерево, так как одно окажется слишком тяжелым, а другое может просто разбухнуть в воде. Выразительность. Когда мы видим на картине резкую смену тени и света, произведение кажется выразительным. Но только не для Шишкина. Он считал, что это отвлекает зрителя от подлинной выразительности пейзажа. От той глубины и того покоя, которым пропитана сама природа. Поэтому его даже называют художником полудня, так как Шишкин практически все свои картины рисовал в полдень, когда тени не отвлекают внимание мастера от созерцаемого пейзажа(источник https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/shishkin/)
1.2 О картине
Печаль и одиночество Шишкина «среди долины ровныя…»
Дуб выглядит очень одиноким и грустным, таким же, каким был художник Иван Шишкин во время написания этой картины. Живописец похоронил двух своих жён и двух сыновей, а также отца и близкого друга. Он был подавлен и удручён своим горем, постоянно чувствуя обиду на судьбу и боль утраты.
Своё тяжёлое состояние художник воплощал в творчестве, рисуя одинокие и печальные деревья. Некоторые из таких картин были навеяны стихами, как, например, сосна из произведения «На севере диком…», а также дуб из стихотворения Алексея Мерзлякова «Среди долины ровныя…» Этот дуб Шишкин увидел во время прогулки за городом и сразу же вспомнил это стихотворения. Тут же перед его глазами предстал будущий пейзаж. Однако искусствоведы полагают, что художник создавал эту работу не с натуры, а по памяти, используя для подсказки свои же произведения «Дубы» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» .На этой картине мы видим одинокий красивый дуб, который возвышается посреди степи. Его широкие раскидистые ветви создают густую тень, давая редкому путнику место для тишины и отдыха. При этом предыдущие картины, хотя и изображают одинокие деревья, но не отдают одиночеством, ведь в то время, когда художник писал их, он ещё не терял близких и не ощущал горечь утраты.