Файл: Налоги как цена услуг государства (Налоги как цена услуг государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговая система возникла и развивается вместе с возникновением и становлением государственности. Взимание налогов это древнейшая функция государства и одно из основных условий его существования и развития. Взимаемые налоги это цена, которая уплачивается налогоплательщиками за оказываемые государством услуги. Налоговая система – это сложный механизм, который состоит из большого количества различных сборов и налогов. Налоги являются важным звеном экономических отношений в обществе. Целью налогов является пополнение бюджета государства, так как для выполнения своих функций (управление, оборона, обеспечение правопорядка, социальное обеспечение и т.д.) государству необходима определенная сумма денежных средств. Чем больше функций выполняет государство, тем большая сумма денежных средств необходима для этого. Для эффективного функционирования государства необходимо четко сформулированное налоговое законодательство. Государство, устанавливая различные налоговые ставки, применяя санкции (штрафы, пени) и льготы, изменяя условия налогообложения, создает условия для развития различных отраслей экономики и способствует решению актуальных для общества проблем. Знание налогового законодательства необходимо не только хозяйствующим субъектам и специалистам, работающим в определенных сферах, но и всем гражданам. Благодаря этим знаниям, появится понимание необходимости вовремя заплатить соответствующие налоги и сборы и тем самым избежать наложения различных санкций. А так же воспользоваться возможностью получить налоговые вычеты. В работе пойдет речь о налогах, как о цене услуг государства, о роли налогов в формировании доходов государства и как основном инструменте государственного регулировании экономики.

Цель работы – изучить виды налогов и сборов Российской Федерации. Рассмотреть роль налогов в развитии государства.

Задачами курсовой работы является:

- Рассмотреть этапы возникновения и развития налогообложения и определить экономическую сущность налогов.

- Изучить виды налогов и сборов в Российской Федерации.

- Рассмотреть налоги, как цену услуг государства и их роль в развитии государства.

Предметом исследования являются - понятие налог, виды налогов и сборов, общественные отношения в области налогообложения.

Объектом исследования является налогообложение в Российской федерации.


1. Налоги как цена услуг государства

Происхождение и этапы развития налогов и сборов

Налоги это важный источник образования финансов государства. Этапы развития налогообложения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития налогообложения

Формы государственных отношений

Преобладающие формы налогообложения

Формы погашения задолженности по налогам и сборам

Государства Древнего Мира

Прямые (нерегулярные) налоги: трибут, налог на наследство

Косвенные налоги: пошлины на импортные товары

Натуральная

Феодальные государства

Прямые равные поголовные (подушные) налоги на податное сословие.

Налоги на потребление: акцизы, пошлины на импортные товары

Натуральная и денежная формы

Капиталистические государства

Прямое налогообложение с применением множественности налогов и сборов на доход, имущество. Отмена сословных привилегий. Налоги на потребление: акцизы, НДС, платежи пошлинного характера

Преобладает денежная форма оплаты

[6, с.7]

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов.

Первый этап – налогообложение Древнего мира. Основное назначение налогов в этот период - содержание государства, финансирование военных действий. Отличительной особенностью являлся случайный характер установления налогов, налоги имели вид бессистемных платежей в натуральной форме.

Второй этап (XVII – XVIII в.) В этот период происходит развитие системы налогообложения. Налоги являются главным источником формирования государственной казны. Развитие государственности привело к развитию налоговых систем, которые пришли на смену разовым, бессистемным платежам. Появляются первые теории налогообложения, основоположниками которых стали А.Смит и Д. Рикардо.

Третий этап (с XIX в. по настоящее время) – происходит дальнейшее преобразование налоговых систем. Большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. На данном этапе часто происходят налоговые реформы, цель которых – формирование оптимальной налоговой системы, удовлетворяющей интересам государства и налогоплательщика [1].

Вследствие развития общественных отношений функции государства расширялись, потребовалось увеличение денежных средств, взимаемых в его распоряжение. Необходимо было изыскивать дополнительные пути привлечения финансовых ресурсов. Вместе с увеличением количества и суммы налогов расширился и круг налогоплательщиков. Возникла необходимость теоретически обосновать целесообразность установления и уплаты налогов гражданами. Таким образом, появились теории налогообложения. Налоговая теория – система научных знаний об экономической сущности налогов и их роли в общественной жизни[2]. Налоговые теории подразделяют на общие и частные, классификация представлена на рисунке 1.


Рис.1 Налоговые теории

Общие теории – отражают налогообложение в целом, дается определение налога и его обоснование. Дадим краткое определение каждой теории:

а) теория обмена – признает возмездный характер налогообложения. Согласно этой теории граждане покупают государственную услугу в обмен на уплату налогов.

б) атомистическая теория – налоги это обязательная плата за услуги по охране собственности и личной безопасности. Имеет принудительный характер и не всегда выгодна для налогоплательщика.

в) теория наслаждения – налог это цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества блага. С помощью налогов гражданин получает от общества наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

г) теория налога как страховой премии – подразумевает налог как платеж на случай возникновения какого-то риска. Налогоплательщики, в зависимости от величины своих доходов, страхуют свою собственность. Налоги платятся не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить возмещение, а чтобы оплатить расходы государства на обеспечение обороны и правопорядка

д) классическая теория – рассматривает налоги, как один из видов государственного дохода, используется для покрытия затрат по содержанию государства и они не выполняют никакой другой роли в развитии общества.

е) кейнсианская теория – определяет налоги, как способ регулирования экономики. Согласно этой теории большие сбережения тормозят экономический рост, так как они не обеспечивают рост производства и представляют собой пассивный источник дохода. Во избежание негативных последствий, требуется государственное вмешательство, изымая излишние сбережения посредством налогов.

ж) монетаристская теория, которая основывается на количественной теории денег. Согласной ей посредством налогов изымается излишнее количество денег. Считалось, что имеется прямая связь между количеством денег в обращении и величиной ВВП.

з) теория экономики предложения – рассматривает налоги, как один из факторов стимулирования экономического роста, путем снижения налогов. Высокое налогообложение может привести к уменьшению собираемости налоговых доходов бюджета из-за использования «теневой» экономики и уклонение от уплаты налогов. Предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить всевозможные льготы, что приведет к экономическому росту, созданию сбережений и осуществлению инвестиций. Произойдет увеличение занятости населения, что способствует сокращению государственных трансфертных платежей[2].


Основные общие теории, период возникновения и основоположники этих теорий сформированы в таблицу, изображенную на рисунке 2.

Рис.2 Общие теории налогов

Частные теории – изучают отдельные вопросы в сфере налогообложения. Обосновываются отношения, складывающиеся между государством и экономическими субъектами и целесообразность использования тех или иных налогов. Выделяют несколько видов частных теорий:

а) теория соотношения прямого и косвенного налога – одна из самых ранних частных налоговых теорий, которая объясняет преимущества прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относились налоги, взимающиеся с производящих классов – владельцев земель, а так же налоги на заработную плату рабочих и на предпринимательскую деятельность собственников капитала. К косвенным налогам относили все налоги, связанные с расходами и переносимые на потребителей товаров и услуг. В период раннего средневековья налоговые системы строились на прямых налогах, а косвенные считались вредными. В конце средних веков в налоговой системе преобладали косвенные налоги. Позже теоретики пришли к выводу, что нужно поддерживать баланс между прямыми и косвенными налогами, так как прямые налоги предназначены для уравнительных целей, а косвенные для эффективного поступления.

б) теория единого налога – подразумевает наличие одного определенного объекта налогообложения. В качестве объекта рассматривали недвижимость, землю, доход. Сторонники этой теории предполагали, что единый налог позволит обеспечить экономический рост и ликвидировать бедность. Переход на единый налог упрощает систему учета и уплаты, помогает избежать двойное налогообложение. У данной теории так же имелись и недостатки:

- несправедливость – налоги взимаются с одного класса, владеющего определенным объектом, остальные освобождаются от уплаты налога.

- снижение фискальной значимости налога – нет возможности получить доход, который необходим государству для обеспечения всех его функций.

- вероятность уклонения от уплаты налога – из-за несправедливости налогообложения, налогоплательщики могут не захотеть нести тяжесть налогового бремени за все общество.

На основании этой теории были осуществлены налоговые реформы с целью упрощения налоговой системы. Идеи, лежащие в основе этой теории, частично используются в налоговой системе Российской Федерации. Это возможность применять специальные налоговые режимы, например, такие как – упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.


в) теория пропорционального налогообложения – применяются неизменные налоговые ставки вне зависимости от величины налоговой базы. Сумма налога возрастает по мере увеличения налоговой базы. Доля налога остается неизменной.

г) теория прогрессивного налогообложения – налоговые ставки растут по мере увеличения налоговой базы. Доля налога возрастает по мере увеличения налоговой базы. Сторонники этой теории считали, что данное налогообложение более справедливо, так как смягчает неравенство в обществе, происходит перераспределение доходов и имущества [2].

В настоящее время основные налоговые теории используются в совокупности с учетом состояния экономики, социально-политической сферы, внешних и внутренних факторов, дополняя друг друга и являясь основой фискальной политики государства.

Экономическая сущность налогов и сборов

Рассмотрим понятия налог и сбор. Ранее понятия налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы. На сегодняшний день, в соответствии со ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации, налог имеет следующее определение. Это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.» Сбор - «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности».

Рассмотрим признаки налога, то есть отличительные особенности или характеристики:

- признак законности, то есть налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги и сборы.

- признак императивности, то есть обязательность налога к уплате. Этот признак означает, что физические и юридические лица обязаны платить налог при возникновении объекта налогообложения. Лица, не заплатившие налог, нарушают закон и могут быть привлечены к ответственности