Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 520
Скачиваний: 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Принципы гражданского права являются фундаментальными категориями цивилистической науки и практики. Именно на них должно быть, основано все гражданское законодательство и правоприменительная практика. Проблемы определения природы принципов гражданского права и их реализации сложные, указывает на необходимость и целесообразность их осознания и исследования. К проблемам принципов гражданского права обращались известные цивилисты дореволюционного и советского периодов. Эти проблемы актуальны и сегодня. Внимание к этим проблемам усиливается в связи с обновлением гражданского законодательства. Реформирование экономической системы общества обусловило изменение содержания основных гражданско-правовых принципов. Нормативное закрепление принципов гражданского права обусловило их неоднозначное использование в правоприменительной практике. Все это указывает на актуальность исследования поставленной проблемы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципов гражданского права, их понятие, классификацию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки принципов гражданского права;
- Охарактеризовать сущность категории принципов гражданского права;
- Описать анализ осуществления принципов гражданских прав.
Для написания данной курсовой работы использовались нормативные правовые акты, научная литература, применялись общенаучные, частные и специальные методы сбора, обработки и анализа информации.
Принципы гражданского права являются основой, на которой базируются все его нормы и институты, поэтому изучение и уяснение их сущности невозможно без уяснения рассматриваемой категории. Не следует думать, что они являются лишь теоретическим термином. В настоящее время одной из тенденций является нормативное закрепление принципов.
ГЛАВА 1. Общие положения о принципах гражданского права
1.1. Понятие и признаки принципов гражданского права Российской Федерации
При рассмотрении проблемы определения и характеристики принципов гражданского права Российской Федерации возникает несколько вопросов методологического характера. Во-первых, должны выяснить, что имеется в виду под «принципами права» вообще.
Прежде всего, следует отметить, что в стародавнем языке термин «принцип» практически не употреблялся. Зато, применяемым было понятия «основы» в значении «почву, основа» [8, 92]. Однако в отечественной юриспруденции категория «принципы права» является достаточно распространенной. В наиболее общем виде специалисты в области теории права принципы права определяют как руководящие принципы (идеи), которые определяют содержание и направленность правового регулирования общественных отношений. При этом отмечается, что значение принципов права заключается в том, что они в сжатом виде концентрированно отражают существенные черты права, является его квинтэссенцией, «лицом» [13, 128].
Принимая такое определение, как одно из возможных, вместе с тем должны обратить внимание на то обстоятельство, что фактическое отождествление понятий «принципы», «принципы», «идеи» и «черты» права (или толкования их как внутреннего содержания и внешней формы) кажется не совсем точным. Если термины «принципы права», «принципы права» и «идеи права» еще можно употреблять как такие, обозначающие одинаковые или тесно связаны правовые категории, их связь с понятием «черты права» выглядит иначе.
Основываясь на общем понимании сущности категории «принципы права», можем предварительно определить понятие принципов гражданского права.
Итак, принципы или основы гражданского права - это фундаментальные идеи, согласно которым осуществляется регулирование отношений, составляющих предмет гражданского права. В каждой из таких принципов проявляются видения сущности данных отношений, выдвигаются те или иные требования к практическому обеспечению правового положения частного лица. Однако такое определение понятия «принципы гражданского права» имеет тот недостаток, что не дает ответа на вопрос, о принципах которого гражданского права — объективного или субъективного - говорится.
В работах по общей теории права справедливо обращалось внимание на то, что структурное деление права на объективное и субъективное вызвано обще социальными и специально-юридическими закономерностями. При этом объективное право характеризуется как совокупность действующих в стране юридических норм и принципов [3], что кажется несколько неточным. Ведь, если исходить из того, что принципы права являются отправными идеями его существования, то они не могут быть одновременно явлением нормам. Или же надо признавать существование принципов права двух порядков (двух степеней):
- фундаментальные принципы (принципы идеи), которые служат основой правовых решений;
- регулятивные принципы (принципы-нормы), которые, так же как и правовые нормы, выступают регулятором общественных отношений, но устанавливают более общие правила, развитие и конкретизация которых обеспечивается обычными юридическими нормами.
С учетом сделанного предостережения более корректным кажется определения объективного права, как совокупности правил и норм, регулирующих определенные отношения, уполномочивают, или обязывают их участников. Что касается субъективного права, то некоторые правоведы различают субъективное право в широком и узком смысле. Субъективное право в широком смысле - это все то, что следует из правовых норм (объективного права) для его носителя и характеризует его как субъекта права. Признание лица и организации субъектом права получает выражение в том, что они через нормы объективного права приобретают качеств участника соответствующих правоотношений. Субъективное право в узком смысле понимается как право (возможность определенного поведения) лица, которое предусмотрено правовой нормой [14]. Однако большинство правоведов ведут речь о субъективном праве как единое понятие, определяя его как обусловленную объективным правом меру возможного поведения уполномоченного субъекта. Содержание субъективного права, по их мнению, охватывает три правомочности:
- праводию - право уполномоченного субъекта на определенные действия;
- право требования — право уполномоченного субъекта требовать определенного поведения от других лиц;
- правопретендование - право уполномоченного субъекта обратиться в государственные органы за защитой своих нарушенных прав [8].
Поскольку объективное и субъективное право тесно связанными, но не тождественными категориями, которые к тому, же находятся в разных плоскостях, то и принципы объективного и субъективного права не могут быть одинаковыми: находясь в диалектическом единстве, одни принципы вместе с тем касается только объективного права, другие - только права субъективного.
Учитывая, что принципы субъективных гражданских прав заслуживают того, чтобы быть предметом специального обстоятельного исследования, касаться не будем здесь этой проблемы, обратившись к определению и характеристики принципов (принципов) только гражданского права в объективном смысле.
Что касается принципов объективного права, то в литературе называют следующие принципы:
- принцип общеобязательности норм объективного права для всех социальных субъектов;
- принцип непротиворечивости норм объективного права, являются составной частью правовой системы, и приоритетности закона в отношении других нормативно-правовых актов;
- принцип разделения правовой системы на общесоциальное и юридическое право и дифференциации последнего на публичное и частное, материальное и процессуальное, регулятивное и охранительное, объективное и субъективное права;
- принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и процессом его осуществления;
- принцип общей формально-правового равенства субъектов права и одновременно их определенной дифференциации;
- принцип справедливости, который в объективном праве получает выражение в равном масштабе оценки поведения и в соответствие с юридической ответственности совершенного правонарушения и др. [7].
Но эти принципы являются общими для объективного права вообще. Что же касается объективного гражданского права (законодательства), то они имеют специфику, определяемую отраслевой принадлежностью. То есть речь должна идти об отраслевых принципах гражданского права.
Прежде всего, с учётом изложенного выше следует, что в отношении объективного гражданского права должна идти речь о фундаментальных идеях, согласно которым осуществляется регулирование отношений, составляющих предметов гражданского права, а в отношении субъективного гражданского права - о фундаментальных идеях, определяющие содержание, границы и порядок осуществления этого права.
Итак, что является фундаментальными идеями, согласно которым осуществляется регулирование отношений, составляющих предмет гражданского права?
Обращаясь к этому вопросу, должны затронуть проблему соотношения категорий частного права и гражданского права. Это связано с тем, что, прежде всего, специфика определения отраслевых принципов права связана с первоначальным разделением с целью научного анализа и в дидактических целях объективного права на частное и публичное, которые являются составными частями известной со времен античности дихотомии. Как справедливо отмечалось в литературе, области и институты частного права построены:
- на принципе автономии (это означает, что субъекты свободно осуществляют свои права, не допускается вмешательство в их дела или противодействие им)
- на принципе добровольности (субъект сам несет ответственность за выполнение своих обязанностей, отвечает за ними своим имуществом, деньгами и т. п.);
- на принципе юридического равенства (выражается в свободном волеизъявлении и его оценке, равной другим);
- на принципе диспозитивности (П. М. Рабинович называет его принципом гражданского права) [8];
- на принципе координации;
- на принципе общего разрешения;
- на принципе правовой защиты частного интереса и др. [6].
Есть ли такие же принципы, присущи в полном объеме современном гражданскому праву Российской Федерации? Если исходить из того, что частное и гражданское право является понятиями тождественными [5; 6], то приведенный выше перечень принципов, очевидно, должно касаться также и гражданского права Российской Федерации. Однако позиция отечественной цивилистики по этому вопросу, отраженная в Гражданском кодексе, выглядит несколько иначе. Для ее анализа обратимся к положениям последнего.
Концепция Гражданского кодекса Российской Федерации достаточно последовательно исходит из того, что термины «гражданское право», «гражданские права» должны приниматься именно в отношении прав, принадлежащих определенному субъекту, то есть в отношении так называемых субъективных прав. Вместе с тем в отношении «объективного гражданского права», то есть совокупности норм, регулирующих гражданские отношения, в Кодексе используется термин «гражданское законодательство».
Таким образом, при обращении к этому вопросу сталкиваемся с проблемой опять-таки методологического характера: о принципах чего, собственно, речь должна идти - о «принципы гражданского права (объективного)» или о «принципы гражданского законодательства»? Для ее рассмотрения в поиске возможных вариантов решения, очевидно, следует обратиться к содержанию соответствующей нормы Гражданского кодекса.
Как следует из ГК Российской Федерации, принципами гражданского законодательства Российской Федерации признаются:
- недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека. Это означает требование обеспечения свободы личности, которую иногда называют «суверенитетом личности», вкладывая в это понятие возможность индивида, определять тип и характер поведения, свое место в обществе в системе гражданских отношений по собственному усмотрению;
- недопустимость лишения права собственности, кроме случаев, установленных законом. Этот принцип означает, что правовая охрана собственности обеспечивается всем владельцам, независимо от ее форм и видов. Вместе с тем собственник может быть лишен своего права, например в случае реквизиции, конфискации имущества по приговору суда, изъятые имущества в других случаях;
- свобода договоров. Она заключается в признании за субъектом гражданского права возможности заключать договоры (или воздерживаться от заключения договоров) и определять их содержание по своему усмотрению в соответствии с достигнутой с контрагентом договоренности;
- свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, означает закрепление в законодательном порядке общего правила о праве занятия предпринимательской деятельностью, а также установления юридических гарантий реализации этого права.ГК Российской Федерации различает предпринимательскую деятельность, запрещенную законом, и предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Первая из них является правонарушением и поэтому не входит в сферу гражданско-правового регулирования. Что же касается предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, то право заниматься ею является одной из важных основ гражданского законодательства Российской Федерации;
- принцип судебной защиты гражданских прав и интересов. Этот принцип гражданского права основывается, прежде всего, на положении Конституции Российской Федерации, согласно которому правосудие в Российской Федерации осуществляется исключительно судами, юрисдикция которых распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.