Файл: киноведы,драматурги.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени с.А. Герасимова»

Направления подготовки

Форма обучения

2011 Г.

4. Образовательные технологии

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и контроль успеваемости

Тема 1. Антропология культуры. Культура и жизнь

Тема 2. Философия культуры

Тема 3. История культуры

Тема 4. Эволюция человеческого рода и культурогенез

Тема 5. Миф и космос

Тема 6. Культура и цивилизация. Великие цивилизации древности

Тема 7. Классические культуры Древнего мира. Формирование культурной традиции

Тема 8. Европейская цивилизация, ее особенности и основные этапы развития. Европейская культура классического периода.

Тема 9. XIX век как социокультурная эпоха. Формирование совре­менной культуры.

Тема 10. Культура XX века и современная цивилизация.

Список вопросов для экзамена

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Культурология»

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени с.А. Герасимова»

«УТВЕРЖДАЮ»

______________________

Ректор ВГИК Малышев В.С.

« » ______________ 2011 г.

Методическое пособие по дисциплине

«Культурология»

Направления подготовки

«070210 – Драматургия», «071106 – Киноведение»

Профили подготовки

драматург, киновед

Форма обучения

заочная

Авторы:

профессор, доктор философских наук Пондопуло Г.К.,

доцент, кандидат искусствоведения Ростоцкая М.А.

2011 Г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Культурология» являются: получение фундаментальных представлений о теории и истории культуры, понимание феномена культуры, различение форм и типов культуры, осмысление кинематографа в общекультурном контексте, выработка личностного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития цивилизации, формирование ответственного отношения к жизни и творчеству, приобщение к гуманистической системе общечеловеческих ценностей

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Культурология» занимает в процессе обучения фундаментальное место и изучается в целях создания у студентов целостного представления о культуре как способе организации жизни человека, исторической обусловленности этого феномена, о единстве и взаимосвязи всех форм человеческой жизни и деятельности. Предмет является базой для более специализированного изучения теории и истории искусств, а также философских дисциплин. Изучение дисциплины опирается на освоенную студентом школьную программу по мировой художественной культуре, обществоведению, отечественной и зарубежной истории, литературе.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Культурология»


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: основные термины и понятия культурологии, основные культурологические теории, типологию культуры, культурные тенденции и глобальные проблемы современности, общечеловеческие образцы культуры, восточную и западную парадигмы культуры

  2. Уметь: ориентироваться в современном и историческом социокультурном пространстве

  3. Владеть: навыками культурологического анализа произведений искусства

4. Образовательные технологии

Лекции дают общее представление об изучаемом предмете и вводят студента в ту проблематику, которую он должен осваивать самостоятельно, используя указанную педагогом литературу. На установочных лекциях педагог определяет круг вопросов, проблематику, которые должен изучить студент, знакомит со специальной терминологией. Образовательные технологии направлены не только на изучение предмета, но и на развитие способностей аргументировано анализировать аудиовизуальную продукцию в контексте культуры, сформулировать и обосновать круг вопросов, парадоксально мыслить, найти актуальные новаторские подходы к решению культурных проблем. В процессе обучения активно используются кино- и телематериалы.


5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и контроль успеваемости

Итоговые оценки успеваемости выставляются на экзамене в конце курса изучения дисциплины. Экзамен охватывает материал всего курса. Промежуточной формой контроля является письменный анализ фильма (из предложенного педагогом списка) в контексте изучаемой темы

  1. Тематическое содержание дисциплины, список фильмов для письменного анализа

Тема 1. Антропология культуры. Культура и жизнь

  • Культурная деятельность как способ жиз­ненной организации и фундаментальная основа системы общечеловеческих ценностей.

  • Культурное значение древнейших технологий, созданных первыми поколениями людей-архантропов (homo habilis и homo neandertalis). Тело человека как объект культуры.

  • Основные концепции происхождения культуры: эволюционистская (Э. Тайлор, Д. Морган, П. Тейяр де Шарден, П. Флоренский, В. Вернадский), структуралистская (К. Леви-Строс), социально-историческая (Г. Риккерт), символическая (Э. Кассирер), генокультурная (коэволюционная).

  • Пространство и время в системе культуры. Культура как деятельность организации пространства (техника, философия и наука, искусство – формы культур­ной организации пространства). Время как проявление ак­тивности сознания и основа синтеза всех уровней культурно­го пространства. "Расчленение времени" как основа времен­ного синтеза и культурной организации времени.

  • Фильм для культурологического анализа: «Как искусство сотворило мир», «Тайны мозга» (производство ВВС)

Тема 2. Философия культуры

  • Имя «культура». Многообразие определений культуры как результат их органической связи с различными исторически изменяющимися представлениями о природе, жизни и человеке.

  • Понятие культуры – формирование философии культуры. (Проблемы культуры в философии И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, И. Гете, Ф. Шеллинга.)

  • Разграничение наук о природе и наук о культуре (Г. Риккерт, Э. Кассирер, Г. Зиммель).

  • Проблема кризиса европейской культуры в философии конца XIX – начала XX веков (Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Н. Бердяев).

  • Проблема антропоцентризма и антропокосмизма в философии культуры ХХ века (П. Тейяр де Шарден, В. Вернадский, П. Флоренский).

  • Проблемы гуманизма в философии культуры (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Швейцер, К. Ясперс, Т. Адорно, Э. фромм, Г. Маркузе, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрийяр)

  • Культуроника и гуманитарные технологии (М. Эпштейн в телепроекте «Academia»)

  • Фильм для культурологического анализа: «Восьмой день творения: русский космизм» (Л. Николаев, «Цивилизация»)


Тема 3. История культуры

  • Традиция и рефлексия как формы культурной памяти.

  • Язык как символическая система и единый принцип, объединяющий всё многообразие культурных форм.

  • Цивилизация и культура. Типология культуры.

  • Культура как система (материальная и духовная культура, институты культуры). Взаимообусловленность цивилизационных и культурных процессов в истории человечества.

  • Понятие «субкультуры» как особой сферы культурной деятельности.

  • Фильм для культурологического анализа: «Барака» Р. Фрике


Тема 4. Эволюция человеческого рода и культурогенез

  • Преодоление животных форм жизни, формирование древнейших технологий (обработка камня, добывание и использование огня, охота). Роль труда и памяти в формировании родового коллектива и человеческих форм мышления. Возникновение сознания. Сознание и язык.

  • Родовой человек. Основные этапы развития родового орга­низма и родового сознания (предметный, духовный, идеаль­ный).

  • Культурное значение эпохи палеолита, мезолита и не­олита. Появление древнейших форм письменности (предметное, палочное, узелковое письмо), расцвет тотемного мифа и первобытного искусства в период позднего палеолита. Совершенствование орудий труда в эпоху мезолита, появле­ние индивидуальных форм охоты, скотоводства, ранних форм земледелия. Неолитическая "культурная революция", возник­новение древнейших городов – центров раннеземледельческих цивилизаций.

  • Эволюция древней мифологии (от тотемного мифа к космологическому).

Тема 5. Миф и космос

  • Роль мифа в формировании культурного сознания и самосоз­нания человека древнего мира. Мифологическое пространство и время.

  • Миф творения и его роль в формировании древней­ших космологических представлений.

  • Образы культуры в "зеркале" мифа, первопредки и "культурные герои".

  • Мифология и философия. Мифология и рели­гия. Мифология и наука

  • Общечеловеческое значение мифологической культурной традиции. Эволюция древнего мифа (от мифа к Логосу, от Логоса к Диалектике).

  • Фильмы для культурологического анализа: «Одиссея первобытного человека» Ж. Малатье, «Генезис»  К. Нуридзани, М. Перенну, «Библейские сказания» Э. Олми, «Жертвоприношение» А. Тарковского

Тема 6. Культура и цивилизация. Великие цивилизации древности

  • "Старый" и "новый" Древний мир. Возникновение цивилиза­ции. Земледелие как технологическая основа древнейших ци­вилизаций.

  • Древний город и его структура. Отделение ремесла от земледелия.

  • Монументальные сооружения (Храмовые комплексы, Дворцы, укрепления, системы водо­провода и канализации).

  • Возникновение новых (знаковых) форм письменности и знания (математики, астрономии, ме­дицины). Слово и Число как основные смыслообразующие элементы восточной и западной парадигм культуры.