ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и контроль успеваемости
Тема 1. Антропология культуры. Культура и жизнь
Тема 4. Эволюция человеческого рода и культурогенез
Тема 6. Культура и цивилизация. Великие цивилизации древности
Тема 7. Классические культуры Древнего мира. Формирование культурной традиции
Тема 9. XIX век как социокультурная эпоха. Формирование современной культуры.
Тема 10. Культура XX века и современная цивилизация.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Культурология»
Тема 7. Классические культуры Древнего мира. Формирование культурной традиции
Понятие культурного образца («парадигмы»). Связь культурных образцов с архетипическими структурами древнего мифа творения и их принципиальное различие. Своеобразия культурных «парадигм» Востока и Запада и их культурно-историческое значение как основы формирования и развития культурной традиции.
Классическая культура Древней Индии.
Тексты и ритуал Вед как основа классической культуры Древней Индии.
Космогония Вед, ее связь с древнейшим обрядом жертвоприношения (Ашвамедха, Яджна).
Речь и слово – основные смыслообразующие элементы ведической культурной традиции (Ригведа).
Проблемы целостности мироздания и человеческой жизни в философии Упанишад. Учение о единстве Брахмана-Атмана. Роль йогического обряда в воспитании совершенного человека. Учение о гунах материальной природы и четырех ступенях добродетельной жизни (ашрам). Тексты вед о видах добродетели.
"Предвечные философии" - САНКХЬЯ и ЙОГА – и их место в системе ведической культуры.
Ведическая парадигма культуры, ее место в истории культуры.
Образ "классического человека" в эпической поэме "Махабхарата" (по тексту "Бхагавадгиты").
Классическая культура Древнего Китая.
Роль "священных книг" («Ши цзин» - «Книга песен», «И цзин» - «Книга перемен», «Шу цзин» - «Книга исторических преданий», «Ли цзи» - «Книга установлений») в формировании культурной традиции классического Китая. Символика и ритуал – основные смыслообразующие элементы Древнего Китая.
Символическая "картина мира" в «И цзин» ("Книге перемен"), космогония и натурфилософия. Формирование китайской парадигмы культуры. Истоки термина "культурность" в текстах Древнего Китая, его связь с практикой древних земледельческих культов. Проблема единства мира и человека в философском трактате «Дао де цзин» ("Книга пути и благодати"). Учение о дао – пути. Учение о добродетели.
Значение ритуала, обучения и середины в воспитании "благородного мужа" в «Лунь юе» («Поучениях») Конфуция. Духовная культура (вень) и человеколюбие (жень) – отличительные черты классического («идеального») человека в древнекитайской культуре.
Органическая связь эстетических основ древнекитайского искусства (прежде всего живописи) с философской традицией и религиозно-этическими концепциями даосизма, конфуцианства и буддизма.
Античная культура (Древняя Греция и Древний Рим).
Истоки античной культуры и ее своеобразие по сравнению с классическими культурами Востока. Роль эпической поэзии (Гомер, Гесиод, Орфей, Пиндар) в формировании античной культурной традиции. Фундаментальная роль эстетического фактора в развитии античной культуры и философии (идея тождества субъекта и объекта как основа эстетики). Гармония и число как смыслообразующие элементы античной культуры и основа всех ее форм (умения - искусства, знания – философии, воспитания – пайдейи).
Античный космос (принцип строения и основные элементы). Основные этапы развития античной философии и формирование идеальной модели космоса, общая характеристика представлений о мире и человеке в философии ранних греческих мыслителей, Пифагора, Демокрита, Платона. Природа и космос в учении Аристотеля и неоплатоников. Роль Олимпийский игр и искусства в формировании античного идеала (калокагатия). Человек как микрокосмос, культура как "вторая природа" (Демокрит). Учение о человеке как "мере всех вещей" (Протагор).
Философия и риторика. Счастье как высшая цель человеческой жизни, этика Сократа (учение о благах и высшем благе, учение о добродетелях, учение об обязанностях). Проблемы культуры в диалогах Платона: 1. Происхождение культуры и структура добродетели ("Протагор"). 2. О культуре воспитания и образования-пайдейе ("Государство", "Законы"). 3. Об имени "человек" ("Кратил"). 4. О мудрости-философии и искусстве-умении ("Протагор", "Послезаконие"). Проблемы культуры в трактатах Аристотеля. Знание и культура. Учение о видах добродетели. Система воспитания и образования "лучшего гражданина". Учение о человеке как источнике добродетели и о "середине" как "высшей добродетели". Гуманистическая культура эпохи эллинизма (культура humanitas). Проблемы культуры в произведениях римских мыслителей: стоиков, Цицерона, Л.Кара, М.Аврелия и др. Определение личности "последним римлянином" Боэцием и его значение в истории европейской культуры.
Фильмы для культурологического анализа: «Махабхарата» П. Брука, «Индия-призрак» Л. Малля, «Крик муравьев» М. Макмальбафа, «Цзюй Доу» Ч. Имоу, «Последний император» Б. Бертоллучи, «Рим» и «Сатирикон» Ф. Феллини, «Пейзаж в тумане» Т. Ангелопулоса, «Путешествие в Италию» Р. Росселлини
Тема 8. Европейская цивилизация, ее особенности и основные этапы развития. Европейская культура классического периода.
Европейский мир и культурная традиция Античности. Христианство и европейская культура V-XVIII веков. Процесс формирования национальных культур и культурное самосознание индивида и личности. Основные этапы развития европейской цивилизации и культурные эпохи. Слово, Символ, Знак – основные смыслообразующие факторы европейской культурной классики. Основные формы культурного самосознания индивида.
Культура Средневековья. Определение человека как «индивидуальной субстанции разумной природы» (Боэций). Книжный характер средневековой культуры. Создание религиозно-символической картины мира. Средневековый храм как религиозный центр и школа христианского мировидения и нравственности, храмовое действо как «синтез искусств». Города как центры ремесла, торговли и духовной жизни. Развитие науки – средневековая алхимия как первообраз опытного, естественно-научного знания. Возникновение высшей школы – университетов, их структура и статус в сословной иерархии Средневековья. Христианская культура как «культура обязанностей» христианина, ее связь с античной культурой эпохи эллинизма и Рима. Учение об "абсолютной личности", первородном грехе, отпадении человека от мировой гармонии и покаянии как главной обязанности христианина, основные элементы христианской культуры. Неразрывная связь личностного характера средневековой культуры с христианской идеей возмездия и Страшного суда. Нравственная проповедь христианства и ее роль в культурном самосознании европейского человечества. Символизм и иерархия как универсальная формула средневековой культуры.
Культура Возрождения. Гуманистический характер культуры Возрождения как культуры не только нравственных обязанностей индивида, но и его призвания. Появление нового института культуры - «академии» - как специализированной формы образования, имеющей целью обеспечить возможность самореализации таланта в самых различных формах его проявления, будь то поэзия, наука, искусство, ремесло и т.д. Итальянское Возрождение – новый характер отношения к античной традиции, возрождение традиций римской «культуры humanitas». Новое представление о человеке как «божественном мастере», создание учения о «Космосе культуры». Реформа языка и начало формирования национальных культур.
Культура Нового времени. Первая научная революция конца XVI – начала XVII веков (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Гарвей, Ньютон). Наука и Религия. Начало формирования научной и художественной картины мира. Завершение процесса культурного самосознания европейского человечества.
Культура XVII века. Рационализм культуры "века Разума". Первая научная и промышленная революции. Новый взгляд на природу и отношение между ней и человеком. Учение о человеке как субъекте познания, «задающем всему меру и приписывающем всему норму». Культура разума как способность правильно мыслить и высшая форма индивидуальной культуры (Р. Декарт). Определение «догосударственного» состояния общества и человека как «антикультурного» состояния. Жизнь индивида – корень как общественной, так и культурной жизни (Т. Гоббс). Идея организации государства, основанного на принципах «общественного договора» как необходимое условие культуры, культура как естественное право человека (Дж. Локк).
Культура XVIII века. Роль века Просвещения в истории европейской культуры. Начало кардинальной идейной переориентации культурного процесса в результате замены в нем космологической идеи идеей антропологической. Формирование нового представления о человеке как о субъекте культуры. Теория «исторического круговорота» (Д. Вико) – первый опыт европейской истории философии культуры. Проблемы культуры в произведениях Ж.-Ж.Руссо. Антропология И. Канта и ее культурное значение. Понятие культуры как «способности человека ставить перед собой любые цели в их свободе». Культура как конечная цель природы и необходимое условие формирования просвещенного, свободомыслящего человека. Формирование европейской философии культуры. Проблемы культуры в работах И. Гердера, И. Гете, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. Широкое распространение в европейской философии культуры ее нового определения («Bildunq»): культура как средство самореализации индивида и раскрытия внутренних возможностей личности и «возвышения человека до человеческого в рамках человечества» (В. фон Гумбольдт).
Фильмы для культурологического анализа: «Седьмая печать» И. Бергмана, «Жанна Д’Арк» Р. Брессона, «Имя Розы» Ж.-Ж. Анно, «Агора» А. Аменабара, «Жизнь Леонардо да Винчи» Р. Кастеллани, святой предвозрождения Ф. Ассизский в фильмах Р. Росселлини «Франциск, менестрель божий», Л. Кавани «Франческо» и Ф. Дзеффирелли «Брат Солнце, сестра Луна», «Караваджо» из серии «Сила искусства» (ВВС), «Каждый за себя, а Бог против всех» В. Херцога