ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Вопрос 15
Классицизм как литературное направление и метод.
КЛАССИЦИЗМ КАК МЕТОД
Продуктивный творческий метод, в его основу был положен принцип "подражания природе", которую классицисты представляли рационалистически гармоничной и совершенной (как идеальное творение Бога).
Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.
Художественный мир, создаваемый на основе этого метода, представляется гармоничным, ясным и дидактичным.
На основе этого метода в Европе образовалась в XIV в. художественная система, просуществовавшая до конца XVIII в. и включавшая в себя литературные направления: классицизм Возрождения, классицизм XVII в., просветительский классицизм, а также ряд течений.
В художественной области классицисты ориентировались на образцы античного (Древняя Греция и Древний Рим), так называемого "классического" искусства, откуда и произошло название направления.
Эстетические принципы классицизма нашли воплощение в ряде нормативных поэтик.
Эстетическая система классицизма представляла собой ряд правил, согласно которым следовало создавать художественные произведения:
- "чистота жанра" и стиля (т.е. строгое разделение жанров на "высокие" — ода, поэма, трагедия, и "низкие" — сатира, басня, комедия);
- соблюдение "трех единств" (места, времени и действия) в драматургии и др.;
- поэзия должна отличаться строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи.
В России классицизм возник в XVIII в. и носил главным образом просветительский характер, основываясь на культе разума; писатели- классицисты выступали за развитие образования и просвещения, науки и культуры (М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. Д. Кантемир).
КЛАССИЦИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (не многим отличается от вышесказанного).
Классицизм — литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства.
Основной конфликт произведений — борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изображались выдающиеся события, героями были монархи, государственные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым. В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сословий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты характера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами. Во Франции ведущими писателями классицизма были драматурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (комедия), Ж. Лафонтен (басня). В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. Если западноевропейский классицизм обращался к античным сюжетам, то русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству. Представители классицизма в русской литературе — А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.
ИЗ КОНСПЕКТА
Сложение классицистической доктрины: неправдоподобие времени в зале и на сцене/ мест. => совпадение мест и времени с залом. "Ликвидация логических неурядиц".
Трагедия "Мирам" Демарэ. (Кардинал Ришелье). Театр Марэ. (В 1634 г. другая труппа открыла постоянную театральную залу в районе Марэ. В 1644 году театр был полностью разрушен пожаром; актеры призвали на помощь архитекторов, которые и построили новый театр (ложи, амфитеатр, более обширная сцена). Финансируемые королем и кардиналом Ришелье, актеры Марэ способствовали развитию театра своим талантом, богатством и славой, приобретенной благодаря постановкам пьес Корнеля. Звездой труппы был Мондори (1594-1631), ставший кумиром публики после того, как он сыграл роль Родриго в пьесе Корнеля "Сид"; знаменит был также Флоридор (1608-1672), "наследник" Мондори, игравший с достоинством и величественной серьезностью роли в таких пьесах, как "Гораций" и «Цинна".)
Строго пять актов, кульминация в третьем. Все выстроено четко, как в архитектуре. Каждый из пяти актов шел в одном общем месте, но с разными декорациями. Света еще нет, поэтому его изменение передавали ЦВЕТОМ ДЕКОРАЦИЙ.
Героям нельзя было сидеть; небольшое количество нарисованных декораций (столы, стулья); мало предметов; все внимание к актеру; оечень жесткая система жестов, поз, мизансцен; актеры-мужчины все время слева, женщины справа. Мондори - директор и актер театра Марэ.
Однажды у него случился инфаркт прямо на сцене: "Человек еще жив, а актер уже умер". Умер он на след. спектакле, опять же во время игры.
Классицистическая пьеса, играющаяся по правилам - самая трудная пьеса для актера. Пьер Корнель: первый драматург классицизма. (1606-1684). Был грубым, неотесанным, жадным.
"Сид".
Отец был егерем, сам Корнель был адвокатом. Но профессией не занимался, потому что совершенно не обладал ораторскими способностями.
Но он любил сочинять стихи. Первый сборник "Поэтическая смесь".
Далее - комедия "Подложные письма" о которой узнал Мондари, поставил ее и - был успех. И тогда Корнель стал писать трагедии.
Но затем о нем узнал Ришелье, у которого был писательский кружок "Пятерка", куда он и позвал Корнеля, обязав его писать трагедии.
(Писатели Ришелье)
"Комическая иллюзия" - последняя комедия Корнеля. Очень необычная. Стертая грань между реальностью и иллюзиями. Но пьеса эта была очень барочная, а Ришелье настаивал на классицизме.
=> "Сид", хотя она тоже не была полностью классицистической (1637 г.).
Главные актеры: Мондори/ДеВильн
Текст - Александрийский стих. Языковая революция во Франции, половина текста была расхватана на цитаты и поговорки.
Основа - испанский текст "Юность Сида", но Корнель изменил конфликт - "Долгое чувство".
Несовпадение: Отсутствует единство места и времени + позитивная развязка конфликта. "Бог из машины".
Но Ришелье пьеса не понравилась: ее премьера состоялась в самый разгар войны с Испанией.
Пьесу Корнеля очень тщательно разбиралась целой комиссией.
Отчет:
- пьеса безнравственна (сюжетом и героями) - отступление от правил классицизма - дополнительные сюжетные линии - метрика стиха - смена александрийского стиха на лирические стансы в определенных моментах.
Корнель впал в депрессию и уехал в Руан; там изучал римскую историю (фрагмент: вражда Рима и г. Альбалонге) и он написал трагедию Гораций (посвятил ее Ришелье и соблюдал там все правила классицизма).
Вообще характер классицистического конфликта:
"Я предан внутренней войне, Любовь моя и долг - в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой! Тот - к мужеству зовет, Та - держит руку мне. «
Более 30 лет он был очень успешным предворным писателем. Трагедия "Полиевкт" - религиозное подвижничество, христианская тематика. Последняя - "Сурена" - провал. Он утупает место молодому Расину.
Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай».
«Потерянный рай» (англ. «Paradise Lost») — эпическая поэма Джона Мильтона (Д. М. - английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов), впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама.
Книга переиздавалась огромное количество раз и переведена на многие языки, включая русский. Мильтон написал и продолжение — «Возвращённый рай». Считается, что в обеих поэмах нашла отражение бурная политическая жизнь в Англии и судьба автора.
Поэма развивает сюжет книги Бытия о грехопадении людей, о сотворении мира и об образовании Ада. Большую роль играет падший ангел, он же Сатана. Он восстает против Бога, так как не хочет преклонять колени перед его Сыном; тайно уводит третью часть ангелов и организует вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека. В поэме Адам и Ева вели супружескую жизнь и до грехопадения, но после него половая любовь стала носить иной характер. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. После того, как она съела запретный плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя их любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаэль предупреждал его не есть. После нарушения приказа их выгоняют из Рая, и они должы потом добывать себе пропитание. Но Сын заступается за них перед Богом, после чего спускается ангел и дарует им надежду на будущее.
В конце поэмы Адаму показывают будущее потомство и все будущее вплоть до прихода Мессии.
Книга первая — Сатана и его последователи, находясь в Аду, сетуют о своём нынешнем состоянии. Дабы поднять их дух, владыка преисподней устраивает смотр демонических сил. Помимо этого, Сатана сообщает о сотворении Нового Мира. Для обсуждения своего будущего вопроса адские владыки собираются во вновь созданном чертоге Сатаны — Пандемониуме.
Книга вторая — во время совещания предлагаются разные пути развития падшего сообщества: некоторые предлагают снова идти на штурм Небес, другие советуют заняться обустройством Ада. Сатана же предлагает отправить кого-нибудь одного в Новый Мир. Сообщество решает отправить туда своего владыку. Стражи врат Геенны Грех и Смерть открывают ему врата, а Хаос помогает добраться в нужное место.
Книга третья — Бог постигает замысел Сатаны, но ведает, что в конечном итоге всё обратится к лучшему. Сын Божий готов взять на себя тяжкую долю спасения падшего ангела. Тем временем Сатана достигает Солнца, управляемого архангелом Уриилом, и, скрыв свою сущность, узнаёт от него как можно достичь вновь созданного мира.
Книга четвёртая — увидев Рай, Сатана восхищается красотой этого места и внешним обликом прародителей, однако всё равно собирается извратить Божий замысел. Однако Уриил сообщает охраняющему Рай архангелу Михаилу о подозрительном госте. Тот отправляет стражей, которые обнаруживают врага, принявшего облик жабы, в Эдемском саду.
Книга пятая — Ева рассказывает о своих тревожных снах Адаму. Бог посылает архангела Рафаила рассказать Адаму историю начала войны в Небесах.
Книга шестая — продолжение рассказа Рафаила о боевых действиях. Битва длится три дня, в первый день Ангелы, верные Богу, одерживают верх над мятежниками, однако на следующий день Сатана использует машины типа пушек, для уничтожения которых архангелы начинают кидать горы. На третий день в битву вмешивается Сын Божий, что ведёт к полному поражению Сатаны и его сторонников, которые низвергаются в Ад.
Книга седьмая — продолжение рассказа Рафаила. Сын Божий в течение шести дней творит Новый Мир, в том числе Адама и Еву.
Книга восьмая — Адам вопрошает о мироустройстве, но получает ответ, что это знать ему не нужно. Тогда он рассказывает о своих собственных воспоминаниях о жизни в Раю и встрече с Евой. Ещё раз напутствуя Адама держаться заповедей Бога, Рафаил удаляется.
Книга девятая — Сатана в виде тумана проникает в Эдем, где вселяется в тело Змия. Затем он находит Еву, которая в этот день решала работать отдельно от Адама, и рассказывает ей, что вкусив от запретного Древа познания добра и зла Змий якобы обрёл способность говорить. Потрясённая этим, Ева после некоторых сомнений вкушает плод от Древа. Так как плод очень приятен на вкус, женщина даёт его Адаму. Тот, не желая расставаться со своей спутницей, соглашается на её уговоры. У них появляются похотливые желания, которые они тут же и стремятся удовлетворить. Однако после близости у прародителей возникают угрызения совести, и они ссорятся.
Книга десятая — Богу становится известным о состоявшемся прегрешении, и Он отправляет Своего Сына для суда над людьми. Однако Сын Божий проникается состраданием к падшим. Тем временем Сатана возвращается в Ад по мосту, уже возведённому Хаосом. Грех и Смерть с радостью устремляются на землю. Сатана входит в Ад, где его встречают радостные сподвижники. Однако вместо радостных воплей они могут издавать только шипение. Ева предлагает Адаму отказаться от деторождения, однако Адам замечает, что это будет нарушением другой заповеди Божией.
Книга одиннадцатая — Сын Божий рассказывает Богу о покаянии человека. Тот радуется этому, но говорит, что согрешившие люди больше не могут жить в Эдеме и посылает архангела Михаила вывести их вон. Михаил усыпляет Еву и показывает Адаму важнейшие из событий грядущей истории: убийство Каином Авеля, возникновение новых народов, которые осваивают ремёсла, появление исполинов, которые начинают войны, дальнейшее развращение человечества, строительство Ноем ковчега, потоп и спасение немногих праведников.