ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
Русские философы 19-20 веков ( Вернадский, Бердяев, Флоренский, Соловьев)
В. Вернадский
Фундаментальное значение для исследования того огромного культурно-исторического значения, которое имело появление такого живого организма , как человеческое тело, имели работы выдающегося русского ученого, академика В.В. Вернадского. «Человек, несомненно, связан с живым веществом, с совокупностью организмов, одновременно с ним существующих или существовавших до него. Прежде всего своим происхождением»1. Вместе с тем он глубоко отличается от других организмов наличием разума, благодаря которому его воздействие на окружающую среду стало с течением времени огромным. В результате человек «из существа гетеротрофного… сделается существом социально автотрофным2. При этом «область жизни» - «биосфера», с которой неразрывно связано существование человека, пишет Вернадский, «получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетарное явление космического характера»3.
Интересная гипотеза, характеризующая культурное значение орудийной деятельности была развита в ряде работ выдающегося русского мыслителя П. Флоренского4. В них он обосновывал мысль о неразрывной связи превращения «объектов природы» в «объекты культуры» со способностью человека изготовлять и использовать орудия. Создание человеком орудий, по мнению ученого, имеет не только технологическое значение, орудия обозначают присутствие человека в мире. «Они расширяют область нашей деятельности и нашего чувства тем, что они продолжают наше тело.
«Сознание есть зеркальное отражение, мнимый фокус задержанного действия… Исходя из такого понимания культурной деятельности Флоренский делает вывод: «Не в труде дело, а в цели его, ставящая себе цели целеполагающая воля человека делает объекты природы объектами культуры»5.
Во многих древнейших мифах присутствует образ некого вселенского человека – первопредка, из тела которого создается все сущее (например, Пуруша в древнеиндийской мифологии, Паньгу в мифологии Древнего Китая).
Что объединяет лица в единство? Идея преемства, традиция, память… культура не в вещах как таковых, а в своеобразно преломляющейся по поводу них воле человека, чувствах человека и его целях.
«Вся культура ,- говорит П. Флоренский , - может быть истолкована как деятельность по организации пространства. В одном случае, это пространство наших жизненных отношений, и тогда соответствующая деятельность называется техникой. В других случаях, это пространство мыслимое, мысленная модель действительности, а действительность его организации называется наукою и философией.
Глубокий анализ существования человека в контексте культуры был осуществлен в работах выдающегося русского литературоведа и исследователя культуры Михаила Бахтина. Гуманитарное мышление в его всеобщности, считает Бахтин, это мышление о человеке, как квинтэссенции мира… это мышление о человеке в контексте культуры.
М. Бахтин писал: «Не должно, однако, представлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но не имеющее и внутреннюю территорию. Внутренней территории у культурной области нет; она вся расположена на границах, границы проходят повсюду. Культура неотделима от человека, поэтому все сказанное имеет отношение прежде к человеку, ее творцу и носителю.
Три синонима культуры по Бахтину- традиция, рефлексия, свобода.
Владимир СОЛОВЬЁВ
Основная идея – всеединства в культуре. Необходимость синтеза религий, объединения человеческого и божественного, культурного и жизненного. Вслед за Достоевским Соловьев указывает на богоизбранностьрусского народа. Вера в абсолют добра, истины и красоты.
Труд Соловьева «Три силы» - 1- исламская сила, подчинение человека единому началу( рабство), 2- буржуазная западная( анархия и эгоизм), 3 – борьба востока и запада.
Третьей силой может стать славянство. Говорил о необходимости мученической жертвы во имя человечества.
Н.А Бердяев
Его сила была в обостренной духовной интуиции. В работах Бердяева раскрывается драма культурного творчества, понятого , как присущая человеку свобода.
По Бердяеву дух есть свобода, но дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Свобода духа есть подлинный источник творческой активности.Дух- свобода в Боге и свобода от Бога…
Таким образом, Бердяев отстаивает достоинство человека как творца культуры!
Личность- есть подлинный субъект культуры. Как и Шпенглер, Бердяев видит опасность отпечатков 20 века на культуру. Согласно его представлениям, все достижения культуры СИМВОЛИЧНЫ, а не реалистичны. Культура не есть реализация истины жизни.
Книга « Русская идея».
Противоречивость и сложность « русской души» Бердяев объясняет столкновением востока и запада. Русская культура объединяет два мира. Говорит также о русском ренессансе в культуре 20 века.
1
2
3
4
5