Файл: 21 вопрос. Культурология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21. Романтизм, как переходная форма от классического (рефлективно - традиционалистского) к современному состоянию культуры.

Романтизм.

Приоритетный интерес к индивидуальному человеку, к конкретной личности отличает современную культуру от культур классической Европы, которые интересовались индивидом, понимаемым абстрактно. Разочарование в результатах революций второй половины XVIII века и войн привело к тому, что индивид начинает искать свободу не в «равенстве» и «братстве» с другими индивидами, а в себе самом, в своей собственной жизни. Так возникает то состояние личности, которое представители философии культуры XIX века назовут «новым индивидуализмом». Его основой становится неравенство индивидов: “…обособившиеся индивиды желают отличаться друг от друга, быть особенными и незаменимыми.

Провозвестниками «нового индивидуализма» стали романтики. Романтизм возник вГермании в начале XIX века, а затем распространившегося во Франции, Англии, других странах Европы и в России. На формирование этого течения оказали влияние идеи Руссо, Гердера, Канта и Шеллинга.

Своим непосредственным предшественником романтики считали Гёте. Их воодушевляли его провидческие идеи и творческие новации. Положив в основание идею жизни, понимаемой как органическое единство природного и человеческого.

Идее «жизни» романтики придали значение главного смыслообразующего принципа современной культуры, противопоставив его тому «культурному образцу» - продукту Разума, который играл определяющую роль в европейской культуре. Большинство выдающихся представителей романтизма начинали свой творческий путь как поэты – Гёльдерлин и Новалис, Гюго и Байрон, Пушкин и Лермонтов. Романтическая поэзия стала своего рода экспериментом, в ходе которого формировались то видение действительности, те языковые формы и представления о новом образе жизни, которые в конце концов стали отличительными признаками современного типа человека.

Первым дал достаточно исчерпывающую характеристику основной направленности культурных новаций романтизма философ Гегель. Он писал: «Подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой – духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу» .

В культуре в целом должен утвердиться «новый гуманизм». Решение «нравственной задачи» заключается в том, чтобы «человечность всякий раз проявлялась особенным образом» .


Романтики отвергли классическую идею подчинения воли и чувства разуму. Главенство инстинкта. Главную роль играет не разум, а чувство, интуиция. И главная их цель – не стремление к идеалу, а поиск «самого себя».

Особое место в культуре романтизма занимала проблема мифа. Отдавая поэзии приоритетную роль в области творческой деятельности, романтики считали, что главной ее формой должен стать роман – сближение творчества с жизнью, неомиф.

Романтики становились на путь решительной реформы всей системы художественного языка – не только литературы, но и искусства в целом. Они были убеждены, что язык искусства должен уподобиться языку жизни. Лишь настоящее свежо.

В 1826 году была изобретена фотография. Фотография во многом изменила характер культуры в целом… а не просто дала человечеству новые способы фиксации фактов, она изменила их восприятие. Эстетика фотографизма оказала сильнейшее влияние в XIX-XX веках на развитие новых форм реалистического искусства и литературы, а также на формирование импрессионизма, постимпрессионизма, модерна, авангарда, постмодернизма. Вторжение фотографической техники в сферу культуры послужило если не решающим, то одним из важнейших факторов, определивших окончательный переход европейской культуры в современную фазу ее развития.

30-40е года – кризис романтизма. Полный уход от непоследовательность романтизма, чтобы окончательно покончить с наследием классицизма и вульгарного рационализма.

В ходе этого процесса постепенно утрачивается романтическая форма «нового индивидуализма», и он обретает формы, более адекватные тем изменениям, которые были вызваны в жизни европейского человечества индустриальной эпохой и научно-техническим прогрессом. Благодаря технике складывается новое мироощущение. Техника абсолютно безразлична к индивидуальности. «То, что создается техникой, носит универсальный, а не индивидуальный характер. Однако техника как таковая нацелена на типичность и массовую продукцию».

Чем более широко используется техника в сфере культуры, тем активнее она противостоит процессу культурной самореализации индивида. Переход к массовой культуре.