Файл: 5_KUL_TURA_sovremennaya_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не вдаваясь в детальный анализ проблемы «техника и культура», важно подчеркнуть два обстоятельства, связанные с этой проблемой. Первое - это то, что техника «открывает перед нами новыймир и новые возможности»: красоту технических изделий, расширение реального видения действительности. Благодаря технике складывается новое мироощущение. Она доставляет материал для творчества и расширяет горизонты нашего образного мышления. «Вырастает некий самобытный мир. Техника уже не только бытие, но возникшая в силу внутреннего решения сфера духовной жизни»41.На основе использования технических изобретений, сформировались новые виды искусства творческая фотография, киноискусство ,современная архитектура. А использование их в творческой практике традиционных искусств привело к серьезным изменениям в их эстетической ориентацииВторое – техника абсолютно безразлична к индивидуальности.«То, что создается техникой, носит универсальный, а не индивидуальный характер… она может быть использована для создания какого-либо единичного творения… Однако техника как таковая нацелена на типичность и массовую продукцию»42.

Чем более широко используется техника в сфере культуры, тем активнее она противостоит процессу культурной самореализации индивида, как в традиционной (романтической), так и новой его форме, и, в конечном итоге, способствует трансформации «свободного индивида» в человека «массового».

Утверждение в сфере культуры технического фактора способствовало не только коренным изменениям в системе традиционных культурных ценностей, но и появлению новых ценностей, связанных с формированием «массового» индивидуального феномена, который с 60-х годов ХХ века начал теснить представителей «новой индивидуальности» на периферию культурного процесса.

Итак, можно выделить три основные тенденции в развитии современной культуры: реалистическую, модернистскую и массовую. Первые две непосредственно связаны с «новым индивидуализмом», третья является результатом его кризиса под воздействием научно-технического прогресса и распространения массового производства и средств массовой информации.

Названные тенденции развития современной культуры за полтора века своего существования прошли определенную эволюцию, на которой, хотя бы вкратце, необходимо остановиться.

Два основных течения современной культуры – реализм и модернизм43 - игравшие определяющую роль на протяжении длительного периода, с 30-40-х годовXIXи до 60-х годовXXвв., были, как уже говорилось, непосредственными наследниками романтизма. Вместе с тем их основные усилия были направлены на преодоление противоречий, связанных с непоследовательностью романтической критики классицистической традиции.


Представителей реализма и модернизма, при всем их различии, объединяло понимание той главной задачи, которую поставил перед культурой постромантический период – необходимость создания новой формы культуры. Она должна была принципиально отличаться от той ее формы, которая была единой в Европе на всем протяжении «аристотелевского цикла» и имела своей идейной основой античную традицию, переосмысленную в духе христианской догмы.

Отношение к античной традиции в Европе кардинально менялось трижды: в конце раннего Средневековья, в эпоху Ренессанса, в ХVIIвеке. Однако изменения не затрагивали первоосновы этой традиции – идеи Разума. В древности она была неотделима от природы вещей, у христиан - от тварного мира, в котором нашелреальноевоплощение божественный промысел. Выход культуры за рамки этой традиции мог быть связан только с поиском «новой реальности», в которой действие законов разума, гармонии и красоты было бы ограничено или вообще отсутствовало. «Приближение» к этой «новой реальности» ощущали уже романтики, когда говорили о «ясном осознании вечной изменчивости, бесконечно полного хаоса», но только широкое использование фотографии в различных областях духовной деятельности придает этому ощущению«хаоса» характер очевидности и находит предметное выражение в изменении видения действительности и в творческой практике искусства,44

Реализм

От «изящного искусства к эстетике

«живой жизни»

Реализм, как феномен современной культуры и одна из двух главных тенденций (наряду с модернизмом) ее развития ,был первой попыткой в теории и практике культурной деятельности, прежде всего научной и художественной, осуществить принципиально новый, противоположный традиционному, подход к ее задачам и средствам.В философии он был связан с позитивизмом ,основатель которого Огюст Конт провозгласилидею принципиального разрыва научного(позитивного) знания с метафизикой(философией).В эстетике с отказом от традиций классического искусства «идеала» и в противопоставлении ему искусства «живой жизни» в которомприоритет отдавался не идеалу, а факту.К концу ХIXвека, окончательно определилось размежевание реализма, как с романтической традицией так и натурализмом, чему способствовалоиспользование в реформе художественного языка традиционных искусств, прежде всего литературы и живописи, новых выразительных возможностей, связанных с появлением фотографии ,а позднее кинематографа.45


Реалистическая тенденция нашла свое наиболее полное выражение в реалистической литературе XIXвека- ведущем институте культуры вследствие силу своей «содержательности» т.к. сообщала факты и выносила этические оценки. Своихвысших достижений она добилась в жанре романа ,претендовавшего на роль своеобразной «энциклопедии жизни».В стремлении проникнуть во « все глубины души человеческой», во все мельчайшие детали и порыжизни, людей «совершенно обыкновенных»,ординарных, «поминутно и в большинстве своем встречающихся», но во что бы то ни стало стремящихся стать оригинальными и самостоятельными, «не имея ни малейших средств к самостоятельности»,они открыли ту новую реальность, которую не знало или не хотело знать «изящное искусство» Именно здесь они обнаружили те «предельные» случаи «спадения» индивида в «хаос», в безумие, как явления характерные и типичные для новой эпохи,46

Родоначальниками и выдающимися представителями в Европе были в XIXвеке Стендаль и Бальзак, Г. Флобер и Ги де Мопассан, Э. Золя и Г. Ибсен, А. Франс и Р. Роллан. Б. Шоу и Т. Манн . Фундаментальный вклад в развитие современной литературы был сделан русскими писателями-реалистами А. Пушкиным, Ф. Достоевским, Л.Толстым и А.Чеховым.

Создание реалистической литературы в образах, которой современный человек впервые увидел, как, в «критическом зеркале» свой подлинный облик, превратило этот вид искусства, в первую, подлинно- массовую форму культуры, а создавших ее писателей сделало властителями думцелых поколений, не только ХIX,но и ХХ века

Основатели реалистического движения в литературе первоначально ориентировались на идеи позитивистов и пытались интегрировать в сферу художественного творчества методы естественных и социальных наук биологии, социологии, истории.Крупнейший представитель западноевропейского реалистического романа О. Бальзак, создатель знаменитого цикла романов объединенных названием «Человеческая комедия» писал в предисловии к этому своему творению следующее: «идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром…Общество подобно природе…Стало быть, существуют и всегда будут существовать виды в человеческом обществе так же как и виды в животном царстве…Но разнообразию животного мира природа поставила границы в которых Обществу не суждено было удержаться…Общественное состояние отмечено случайностями ,которых никогда не допускает природа и общественное состояние складывается из Природы и Общества» случайность эта определяется тем, чтов «великом потоке жизни Животность врывается в Человечность…Случай величайший романист мира».47Такой «биологический» подход к исследованию человеческой жизни сложился у романиста под влиянием Гёте и эволюционистских концепций французских естествоиспытателей Кювье, Ж. Сент-Илера и Бюффона.


Подобного рода методология романического творчества исчерпала себя во второй половине XIXвека, апосле окончания 1-й Мировой войны

окончательно утратила актуальность .

Под влиянием нового образа жизни ,все более распространявшегося в развитом индустриальном обществе, методология реализма заметно менялась. В ней все явственнее обнаруживаются ,выражаясь словами Бахтина, «вполне модернистские тенденции»48, которые чрезвычайно усиливаются в результате такой духовной катастрофы, которая была следствием 1-й Мировой войны. В реалистическом романе начинают широко использоваться мифологические мотивы, фантастическое, методология психоанализа и психопатологии, разработанная Зигмундом Фрейдом.

Создание такого рода реалистической литературы, которая по прежнему оставалась одним из главных институтов культуры, требовало не только «научного» подхода к художественному осмыслению человеческой жизни, но и способности улавливать и запечатлевать мельчайшие подробности и состояния обыденной жизни, обыкновенного человека.Ее главной целью было не создание «натуралистической копии»его жизни ,а используя не только социологический анализ, но и на творческую интуицию«уловить» в быстротекущем и ,непрерывно изменяющемся, потоке повседневности, то «главное» решающее мгновение , которое и в ординарной, обычной жизни «случайного» индивида, может стать свидетельством его способности «подняться над самим собой».При таком подходе, несмотря ни на какие «модернистские» нововведенияреалистическая литература оставалась верна гуманистическому наследию романтизма. В полной мере это относится и к тому широкому использованию в реалистической литературе концаXIX

и ХХ века эстетики фотографизма и элементов «кинематографического мышления».

Мышление художника, стремящегося максимально приблизить свое искусство к «потоку» жизни, или скорей «погрузить» его в этот поток, приобретает характер аналогичный процессу человеческого познания вообще и одновременно сходство с кинематографическим процессом.Представление о действительности возникает в сознании современного человека, как это отметил еще А. Брегсон в своей «Творческой эволюции», примерно таким же образом, как на киноэкране возникаетиллюзия«живой жизни».Она являетсярезультатом «нанизывания» последовательных моментальных фотографий на невидимое движение кинематографической ленты.49Принципиальное отличие такого способа от традиционного способа художественного мышления состоит в том, что он «продуцирует» не художественные картины действительности (природной, исторической) ,а создает иллюзию живой жизни. При этом следует помнить, что исходным моментом в создании этой иллюзии является использование «нехудожественной» фотографии, являющейся по природе своей не чем иным, кактехнической репродукциейдействительности.50


. Создание «искусства живой жизни» было невозможно без кардинальной реформы литературного языка, Наиболее последовательно она была осуществлена в русской литературе второй половиныXIXвека. Начатая Пушкиным, она была продолжена Гоголем и Тургеневым, Достоевским и Л. Толстым и, завершена в конце века, Чеховым. Обозначая связь Пушкина с романтической традицией, известный литературовед В. Бурсов писал: Для пушкинского человека время, в котором он живет сразу выглядит и всей историей, преломленной в бесконечно многообразных признаках текущей повседневности, сколь бы ни были они преходящи»51

Существенное место в дискуссии о новых формах языка искусства, которые развернулись в это время в среде не только литераторов, но и живописцев занимал вопрос о способах создания «искусства живой жизни».52Не является случайностью тот факт, что в этих дискуссиях одно из главных мест занимаетвопрос об использовании в реалистическом искусстве выразительных возможностей моментального фотографического изображения. В фотографии видят не только документальное свидетельство о прошедшей жизни, не только «исторический документ»,но и«документ» жизни, благодаря которому «связь времен».а вместе с ней и собственная жизнь человека перестает быть для него всего лишь пустой абстракцией,

Используя «документы жизни»53Реалистическаялитература XIX-XX веков не только создала убедительную в своей жизненной достоверности картину жизни, нравов и судеб людей нашего времени, но с полной очевидностью продемонстрировала парадоксальный характер развития человеческой индивидуальности в условиях индустриального, а позднее и постиндустриального общества.

Суть этого парадокса состояла в том, что это общество, открывшее перед индивидом, благодаря использованию достижений науки и техники практически безграничные возможности его самореализации, одновременно с этим, и по той же причине, подчинил всю его жизнь нормам и ритмам движения этой технической цивилизации- движения, которое постоянно демонстрировало полное безразличие к естественным потребностям и ритмам человеческой жизни и прежде всего его духовным то есть культурным потребностям.Свое наивысшее выражение этот парадокс нашел в созданиикультиндустриипервой жертвой которой стала литература, выступавшая до ее возникновения в качестве ведущего института современной культуры.Появление массовых форм печати не только способствовало широкому распространению «серьезной литературы» и появлению книжного рынка, но и наводнило этот рынок массой низкопробных литературных поделок. В возникшей при этом конкуренции в проигрыше всегда оставалась «высокое» искусство. В конце концов это привело к тому, что серьезная литература все более отчетливо эволюционировала в направлении элитарности, а вместе с этим и утрачивала свое прежнее культурное значение .