Файл: Проектирование БД клиентов магазина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для удобства заполнения таблиц использованы Поле со списком в таблицах Товары, Заказы, Детали заказов. Также для заполнения телефонов клиентов, карты лояльности клиентов использована Маска ввода. В соответствии с концептуальной моделью в таблицах определены обязательные поля.

Построенная схема данных в MS Access представлена на рисунке 2. Пример заполнения описанных таблиц приведен в Приложении 1.

Рисунок 2. Схема данных БД «Зоомагазин», построенная
в MS Access

Глава 2. Описание разработанной информационной
системы

    1. 2.1. Инструкция по работе с базой данных

База данных «Зоомагазин» предназначена для регистрации продаж товаров магазина для животных клиентам и дальнейшей работе с клиентской базой магазина. Разработанное приложение предназначено для администратора магазина. Стартовой окно показано на рисунке 3.

Рисунок 3. Стартовое окно

Стартовое окно состоит из 7 кнопок:

  • Оформить заказ – открывает окно для оформления нового заказа (рисунок 4);
  • Работа с клиентами – открывает новое меню для формирования отчетов о клиентах (рисунок 5);
  • Добавить клиента – открывает окно Добавить нового клиента (рисунок 6);
  • Товары клиентов – открывает окно Клиент для просмотра сведений о клиентах и приобретенных товарах, позволяет вносить изменения (рисунок 7);
  • Просмотр заказов – открывает окно Заказы для просмотра всех оформленных заказов и внесения изменений (рисунок 8);
  • Просмотр товаров – открывает окно Товары для просмотра и изменения сведений о товарах (рисунок 9);
  • Выйти – закрывает приложение.

Для оформления заказа необходимо из выпадающего списка ID_карты выбрать клиента, установить дату продажи и выбрать способ оплаты. В таблице ниже из выпадающего списка выбрать товар, указать его количество. Для получения итоговой суммы к оплате необходимо нажать кнопку Обновить. Заказ будет сохранен автоматически после перехода на следующий заказ, нажатии на кнопку Добавить или при закрытии окна (рис. 4).


Рисунок 4 – Окно «Оформление заказа» в режиме добавления

Рисунок 5 – Окно «Работа с клиентами»

Рисунок 6 – Окно «Добавить нового клиента»

Рисунок 7 – Окно «Клиент»

Рисунок 8 – Окно «Оформление заказа» в режиме изменения

Рисунок 9 – Окно «Товары»

Внимание! Результат внесенных изменений во всех окнах будет автоматически сохранен после закрытия окна.

Окно «Работа с клиентами» содержит 6 кнопок (рисунок 5):

  • Список всех клиентов для рассылки – открывает отчет с телефонами и e-mail всех клиентов магазина для формирования общей рассылки;
  • Список адресов доставок за месяц – открывает отчет с адресами доставок за любой месяц. Номер месяца необходимо указать в диалоговом окне. Формируется для планирования будущего плана доставок и предварительного составления оптимального плана поставок;
  • Список клиентов именинников за месяц – открывает отчет с контактным данными всех клиентов-именинников за любой месяц. Номер месяца необходимо указать в диалоговом окне. Формируется в конце месяца для планирования рассылки поздравления в следующем месяце;
  • Список клиентов по типу животного – открывает отчет со списком клиентов определенного типа животного. Тип животного необходимо указать в диалоговом окне. Например, достаточно указать «кош» и будет представлен отчет по типу – Кошка;
  • Поиск клиентов по фамилии, телефону, адресу – открывает таблицу с результатом поиска по фамилии, телефону или адресу. Любой из элементов поиска можно ввести без соблюдения регистра и частично;
  • На главную – возвращает на стартовое окно.
    1. 2.2. Разработка интерфейса и реализация проекта

Пользователем информационной системы является администратор магазина. Администратор осуществляет регистрацию заказа в системе с помощью формы «Заказы» (рисунок 8), добавляет новых клиентов (форма «Добавить клиента») и товары (форма «Товары»), может просматривать предыдущие заказы клиентов (форма «Заказы») для того, чтобы предложить подходящий товар. В обязанности администратора входит формирование отчетов о заказах клиентов и дате их рождения для отдела маркетинга (кнопочная форма «Работа с клиентами»).


Для иллюстрации работы, созданной информационной системы, приведем контрольный пример.

Пусть администратору поступает новый заказ от нового клиента. В окне «Зоомагазин» выбираем Добавить клиента и вводим его данные (рисунок 10), после этого нажимаем Закрыть. Данные нового клиента будут автоматически сохранены в таблице Клиенты (рисунок 11).

Рисунок 10. Окно Добавить клиента для контрольного примера

Рисунок 11. Обновленная таблица Клиент

Далее нажимаем Оформить заказ и вводим данные заказа для нового клиента. В подчиненной форме выбираем товары и их количество, нажимаем кнопку Обновить, получаем сумму к оплате (рисунок 12). Введенные данные будут сохранены, если нажать на кнопку Добавить, следующая запись или Закрыть. Таким образом, введенные в этой форме данные появятся сразу в таблицах Заказы и Детали заказов (рисунки 13, 14).

Рисунок 12 – Форма Заказы для контрольного примера

Рисунок 13 – Обновленная таблица Заказы

Рисунок 14 – Обновленная таблица Детали заказов

Для просмотра купленных товаров данного клиента нажмем на кнопку Товары клиентов. Пролистав на последнего клиента, увидим купленные новым клиентом товары (рисунок 15).

Рисунок 15. Форма Клиент для контрольного примера

В форме Заказы, которая вызывается нажатием на кнопку Просмотр заказов, также отображается информация о контрольном заказе под номером 41 (рисунок 16).

Рисунок 16. Форма Заказы с контрольным примером

В форме Товары, которая вызывается нажатием на кнопку Просмотр товаров, также отображается информация о контрольном заказе (рисунок 17).

Рисунок 17. Форма товары с контрольным примером

Нажав на кнопку Список всех клиентов для рассылки на форме Работа с клиентами получим одноименный отчет, в котором будет отражен в последней строке контрольный пример (рисунок 18).

Рисунок 18 – Отчет «Клиенты для общей рассылки»

Нажатие на кнопку Список адресов доставок за месяц формирует одноименный отчет для дальнейшего планирования доставок и отражения охвата клиентов по районам города. На рисунке 19 представлен отчет за Ноябрь (месяц 11). Наш контрольный пример будет отражен в отчете уже за декабрь (месяц 12) и представлен на рисунке 20.


Рисунок 19. Фрагмент отчета «Список адресов доставок и дат за месяц» для месяца Ноябрь

Рисунок 20. Отчет «Список адресов доставок и дат за месяц» для месяца Декабрь

В отчете Список клиентов по типу животного контрольный пример также будет отражаться (рисунок 21). У нашего нового клиента тип – Кошка, поэтому можем ввести в диалоговое окно «кош» и получим результат.

Рисунок 21. Отчет «Список клиентов по типу животного» для типа «Кошка»

Отчет Список клиентов именинников за месяц формируется на предстоящий месяц. На рисунке 22 представлен список клиентов за Декабрь.

Рисунок 22. Отчет «Список клиентов именинников месяца» для месяца Декабрь

Для проверки работы поиска клиентов введем в первое диалоговое окно «Столб» (рисунок 23), а в остальных просто нажмем ОК. результат поиска представлен на рисунке 24.

Рисунок 23 – Диалоговое окно запроса «Поиск клиентов по фамилии, телефону, адресу»

Рисунок 24 – Результат выполнения запроса «Поиск клиентов по фамилии, телефону, адресу»

Таким образом, контрольный пример успешно прошел проверку и можем с полной уверенностью утверждать о работоспособности информационной системы.

    1. 2.3. Оценка экономической эффективности проекта

Для принятия решения о реализации того или иного проекта - о долгосрочном вложении средств необходимо располагать информацией, обосновывающей целесообразность и возможность таких вложений.

В современных условиях огромной конкуренции разбрасываться данными клиентов непозволительная роскошь. Отсутствие подобной системы учета клиентов магазина негативно влияет на дальнейшие продажи. Неграмотное планирование ассортимента и торговых запасов приводит к негативному восприятию магазина клиентами. Отсутствие необходимой позиции побуждает клиента перейти к конкуренту. Невнимательное отношение к клиенту также отпугивает клиентов. Магазину остается лишь удерживать клиентов низкой ценой, а значит получать меньше прибыли.

Однако, при внедрении автоматизированной системы учета клиентов повышает лояльность клиентов к магазину. Всегда приятно получить поздравление с днем рождения от обычного магазина товаров для животных. Это является и дополнительным напоминанием о своем существовании и побуждает клиента к повторной покупке. А это ведет к дополнительной прибыли.


Кроме этого, зная вкусы своих клиентов магазин может всегда держать определенный ассортимент и поддерживать его запасы, прогнозировать закупки. А это увеличивает товарооборот, что также ведет к повышению прибыли.

Работа администратора при этом только ускоряется.

 Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были выполнены следующие задачи:

  • произведен анализ и формализованное описание предметной области «Зоомагазин»;
  • создана концептуальная модель в PowerDesigner для данной предметной области;
  • реализован интерфейс базы данных «Зоомагазин» в СУБД MS Access, позволяющий реализовать функциональные требования и демонстрирующее описанные бизнес-процессы;
  • продемонстрирована работоспособность информационной системы для дальнейшей работы с данными клиентов магазина.

Данную предметную область можно изменить для работы в любом другом магазине. Достаточно заменить данные в таблицах Производитель, Тип и Категория. Отчеты и запросы при этом не изменятся. Таким образом, можем утверждать, что разработанная база данных способна адаптироваться под любую предметную область. При этом она выполняет основную задачу – поддерживает работу магазина, создавая его ориентированность на клиентов.

Список литературы

  1. Абдикеев Н. М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике : учебник / Н. М. Абдикеев. - М. : Экзамен, 2009. - 528 с.
  2. Базы данных: от проектирования до разработки приложений / А. П. Чекалов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 380 с.
  3. Базы данных: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 230100 "Информатика и вычисл. техника": [в 2 кн.] / В. П. Агальцов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. - (Высшее образование). Кн. 2: Распределенные и удаленные базы данных. - 2017. - 270 с.
  4. Барановская Т. П. и др. Информационные системы и технологии в экономике : учебник / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семёнов, А. И. Трубилин. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 416 с.
  5. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. – Электронная версия, http://citforum.ru/database/case/index.shtml.
  6. Интеллектуальные информационные системы и технологии: Монография / А.В. Остроух, Н.Е. Суркова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. – 370 с.
  7. Интеллектуальные системы: текст лекций / А.М. Коровин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 60 с.
  8. Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft. Учебник. 2-е издание, Инфра-М, 2007г.
  9. Основы использования и проектирования баз данных: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Информатика и вычисл. техника" / В. М. Илюшечкин. - М.: Высшее образование, 2009. - 213 с.
  10. Основы построения интеллектуальных систем: учеб. пособ. / Г.В.Рыбина. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010 – 432 с.