Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
Введение
Успешность компании оценивается ее доходами. Доход любой компании зависит от ее оборотов и маржинальности товара или услуги. В условиях огромной конкуренции на рынке в любой отрасли маржинальность товара или услуги строго регламентирована. В торговле это может быть минимальная розничная цена, в услугах это более заметный разброс цен в зависимости от многих факторов, но также негласно соблюдаются диапазоны. Однако свой оборот представители бизнеса могут контролировать, и здесь выигрывает тот, кто умеет работать с клиентами. Именно клиенты приносят прибыль бизнесу. Математика простая: чем больше клиентов, чем чаще и больше они покупают, тем больше оборот компании, а значит и прибыль.
Каналов работы с клиентами достаточно много: социальные сети, смс-информирование, письма на электронную почту и т.д. Основная проблема – это хранение и получение данных клиентов. Самый простой и легальный способ – это получение контактов покупателей, например, уже совершивших покупку в магазине или воспользовавшихся услугой в салоне. Эти клиенты уже имеют представление о бизнесе и вполне способны совершать повторные действия. Владельцу бизнеса остается лишь систематически напоминать клиентам о предстоящих акциях, праздниках, поздравлять клиента с днем рождения и т.д. именно для этого необходимо иметь базы данных клиентов.
Магазин товаров для животных – это яркий пример для демонстрации работы с клиентской базой. Клиенты совершают покупки в таком магазине систематически и, как правило, всегда на одинаковую сумму и одни и те же товары. Владельцы животных редко меняют корм, если он устраивает их питомцев. Так можно подготовиться и спланировать поставки для того, чтобы необходимый товар был всегда в наличии. Для получения стабильных продаж остается только напоминать клиентам о необходимости покупки и акциях на подходящий товар для их питомца. Для большей лояльности клиентов необходимо поздравлять их с днем рождения и предлагать различные бонусы.
Целью выполнения курсовой работы является сформировать навык создания логической модели данных экономической предметной области Зоомагазин для демонстрации внедрения информационной системы работы с клиентами магазина, а также выполнения операций с компьютерными средствами создания простейших информационных систем на основе реляционных баз данных.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- произвести анализ и формализованное описание предметной области «Зоомагазин»;
- произвести выбор средств для разработки концептуальной модели и систему управления базами данных;
- построить концептуальную информационную модель данной предметной области;
- сгенерировать физическую структуру базы данных;
- реализовать интерфейс базы данных «Зоомагазин», позволяющий реализовать функциональные требования и демонстрирующее описанные бизнес-процессы;
- продемонстрировать работоспособность информационной системы для дальнейшей работы с данными клиентов магазина.
Глава 1. Проектирование базы данных
Зоомагазин реализует корма, наполнители, аксессуары для животных с доставкой клиентам. Клиенты совершают систематические и, как правило, одинаковые покупки. Каждый клиент имеет уникальный номер карты, а также адрес, телефон, электронную почту, дату рождения.
Каждый товар, имеющийся в магазине, имеет уникальный код. Кроме этого каждый товар принадлежит определенной категории товаров, например, аксессуары, корм, наполнители и т.д. Каждый товар разделен по типу животного: кошка, собака, грызуны и т.д. Для каждого товара известны данные о производителе, весе (кг) и цене реализации.
Разработка информационной системы для зоомагазина обусловлена необходимостью автоматизации учета продаж, ведения клиентской базы. Сформулируем основные задачи, которые будет решать разработанная информационная система:
- Регистрация продажи товаров;
- Ведение клиентской базы;
- Подготовка отчетов о клиентах для отдела рекламы;
- Ведение базы данных товаров.
Регистрация продажи происходит непосредственно при оформлении заказа, при этом обязательно надо указывать данные клиента. Эти сведения поступают с сайта компании при самостоятельном оформлении заказа или по телефонному звонку оформляет администратор.
При оформлении заказа покупатель указывает следующие данные:
- Номер карты лояльности;
- ФИО клиента;
- Наименование товара;
- Количество товара;
- Дату продажи;
- Способ оплаты.
В результате работы созданной базы данных администратор будет формировать отчеты с данными клиентов для отдела маркетинга, который будет уже заниматься непосредственным информированием клиентов, продвижением продукции и рекламой компании.
На основании описанных выше процессов можем утверждать, что разрабатываемая база данных предназначена для ввода, хранения и обработки информации о покупках клиентов в зоомагазине. Она предназначена для работы администратора, принимающего заказы от клиентов. Следовательно, база данных является однопользовательской.
Функции администратора:
- Принять заказ от клиента;
- Вводить сведения о новых товарах;
- Осуществлять поиск товара в магазине;
- Продавать товары;
- Добавлять сведения о новых клиентах;
- Осуществлять поиск клиентов;
- Формировать отчеты для отдела маркетинга.
Основные ограничения базы данных:
- Каждый клиент имеет свой уникальный номер;
- Каждая товар имеет свой уникальный номер;
- Каждая категория товаров имеет свой уникальный номер;
- Каждый товар принадлежит определенной категории товаров;
- Каждый товар принадлежит определенному типу товаров;
- Каждый клиент может оформлять множество заказов;
- В каждом заказе может быть несколько товаров;
- Каждый заказ имеет свой уникальный номер;
- Каждый заказ может быть оформлен только на одного клиента.
Произведем концептуальное проектирование информационно системы Зоомагазин. Целью концептуального моделирования является представление информации в доступной пользователю форме, не зависящей от технических особенностей реализации базы данных.
В данной работе будет использован метод моделирования сущностей, результатом которого является модель «сущность-связь». Конструктивными элементами ER-модели являются сущности, атрибуты и связи.
Многие продукты, предназначенные для проектирования структуры базы данных, могут быть использованы так же и для решения других задач, таких, как моделирование потоков данных или бизнес-процессов, функциональное моделирование, прототипирование приложений, их документирование, управление проектами и т. д.
ERwin разработан компанией Logic Works, которая в 1988 году была приобретена фирмой Platinum Technologies, а ее, в свою очередь, приобрела компания Computer Associates. Этот продукт в течение последних десяти лет занимает лидирующие позиции среди средств проектирования данных.
ERwin представляет собой специализированное средство проектирования данных. Его применение предполагает, что моделирование бизнес-процессов и потоков данных производится с помощью других продуктов (например, BPwin), c которыми можно осуществлять обмен сведениями о моделях.
ERwin не ориентирован на какую-то конкретную СУБД и поддерживает более 20 типов СУБД, включая СУБД всех ведущих производителей серверов баз данных (Oracle, Sybase, Microsoft, IBM, Informix), а также все популярные форматы настольных СУБД (включая dBase, Clipper, FoxPro, Access, Paradox), кроме, возможно, самых последних версий. Дело в том, что новые версии ERwin не выпускались уже довольно давно. Поэтому при использовании ERwin с последними версиями некоторых СУБД могут возникнуть проблемы (например, некоторые типы данных SQL Server 7.0 это CASE-средство поддерживает не совсем корректно). Тем не менее ERwin остается одним из самых популярных в мире продуктов этого класса благодаря поддержке большого количества платформ, простоте интерфейса и, что немаловажно, поддержке специфических особенностей организации физической памяти наиболее популярных серверных СУБД.
ER/Studio фирмы Embarcadero Technologies по своему назначению сходен с ErWin представляет собой специализированное средство проектирования данных и не содержит в своем составе инструментов для объектно-ориентированного моделирования или моделирования бизнес-процессов. Список поддерживаемых СУБД у этого продукта достаточно широк и включает все наиболее популярные серверные и настольные СУБД.
К особенностям пакета относится написание макросов на SAX Basic (клон Visual Basic for Applications) для выполнения однотипных операций, например, добавления стандартных полей к вновь создаваемым сущностям. Этот же язык позволяет генерировать стандартные триггеры и хранимые процедуры для вставки, удаления, изменения записей. Однако, в отличие от ErWin, ER/Studio не позволяет добавлять к каждой таблице свои шаблоны триггеров или просматривать код конкретного триггера в процессе разработки модели; чтобы получить код одного триггера, нужно сгенерировать скрипт для всей модели.
Visio Enterprise фирмы Microsoft. Продукт под названием Visio, приобретенный в январе 2000 г. корпорацией Microsoft вместе с его разработчиком — компанией Visio Corporation, позиционировался на рынке как одно из самых популярных средств создания схем и диаграмм. Модификация Microsoft Visio 2000 — Visio 2000 Enterprise — содержит в своем составе полноценное CASE-средство.
Visio Enterprise позволяет производить прямое и обратное проектирование БД, преобразовывать логическую модель в физическую. Этим средством поддерживаются все ODBC- и OLE DB-источники данных.
В отличие от специализированных средств проектирования данных, Visio не обладает скриптовым языком, позволяющим создавать серверный код, не связанный с конкретной СУБД. При использовании этого продукта такой код нужно создавать на этапе физического проектирования в уже созданном скрипте, однако и стоимость Visio Enterprise по сравнению с ErWin или PowerDesigner DataArchitect невысока, тем более что Visio в целом представляет собой продукт более широкого назначения.
PowerDesigner (бывший S-Designor, принадлежавший компании PowerSoft) представляет собой инструмент, в состав которого входят средство создания концептуальных (то есть логических) моделей, средство создания физических моделей и средство объектно-ориентированного моделирования, используемое при генерации клиентских приложений.
Физические и концептуальные модели в PowerDesigner DataArchitect хранятся в разных файлах, однако возможна генерация как физической модели на основе модели концептуальной, так и наоборот.
Помимо серверных СУБД производства Sybase (Adaptive Server Enterprise 12.0, Sybase SQL Anywhere) PowerDesigner DataArchitect способен работать с любыми ODBC-источниками. Как и ERwin, он поддерживает генерацию триггеров серверных СУБД, осуществляющих стандартную обработку событий, связанных с нарушениями ссылочной целостности.
PowerDesigner DataArchitect может импортировать логические и физические модели ERwin, может хранить свои модели данных в коллективно разделяемом репозитарии, управляемом с помощью средства PowerDesigner MetaWorks и доступном как дополнительный модуль в составе любого из перечисленных выше продуктов.
Отметим, что PowerDesigner DataArchitect весьма популярен на российском рынке, причем не только среди пользователей СУБД и средств разработки Sybase.инструментов разработки структуры базы данных выберем
На основе проведенного анализа инструментов разработки базы данных выберем PowerDesigner.
Рассмотрим наиболее популярные системы управления базами данных.
Visual FoxPro (VFP) – визуальная среда разработки систем баз данных, включающая объектно-ориентированную реляционную СУБД, а так же объектно-ориентированный язык программирования для разработки приложений, которая выпускается на данный момент корпорацией Майкрософт. В достоинства можем выделить:
- Максимально эффективная скорость работы с большими базами данных;
- Собственный объектно-ориентированный язык работы с базами данных;
- Наличие в составе системы значительного количества библиотек стандартных классов с доступным для изменения исходным текстом;
- Доступны библиотеки других приложений Windows, таких как ActiveX.
- Позволяет хранить информацию о таблицах базы , а так же их свойствах, связях и индексах, задавать условия соблюдения ссылочной целостности, создавать локальные и удаленные представления;
- Возможность работы с базами данных и работы с Web-сервисами.