ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.09.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Доклад
Женский костюм эпохи рококо. Франция XVII в.
Выполнила: студентка первого курса
Факультета Продюсерства и экономики
(кафедра Менеджмент)
Ключарёва Анастасия
Причины появления и последующего распространения рококо кроются в изменениях, происходящих в XVII веке в Европе. Королевскую власть уже нельзя назвать незыблемой: в экономике утверждается капиталистический способ производства, в Англии и Франции перемены начинаются еще е XVI веке. К середине XVII столетия это государства с относительно стабильным экономическим и политическим устройством, что позволяет им оставаться центрами европейской культуры.
Пышность и роскошь барокко, символизирующие неограниченную королевскую власть, становится неактуальным, и на смену им приходит чувственный и несколько высокомерный стиль рококо, отражающий последние попытки дворянской аристократии сохранить положение элиты общества. Плавные и немного легкомысленные формы стиля Регентства, являющегося предшественником рококо, получают свое дальнейшее развитие, приобретая некоторую театральность.
Название «рококо» происходит от французского «rocail-le», что в переводе обозначает «завиток, раковина». Характерным элементом стиля рококо является орнамент в форме раковины.
Костюм эпохи рококо отличает светлая цветовая гамма и ткани пастельных оттенков- белых, розовых, голубых. Модными становятся сатин и атлас.
Отличительные признаки моды XVII века – исключительно эстетическая направленность и создание искусственного образа человеческой красоты, идущего вразрез с реальными потребностями общества. Эта мода вырождающейся аристократической верхушки, отражающая ее неприспособленность к жизни и стремление к флирту и развлечениям, которые являются основным занятием многих поколений.
Наряды в стиле рококо, со свойственным м необычайным изяществом и кокетством наряду с широким использованием украшений и отделки, выполняет основную функцию костюма – подчеркивает красоту человеческого тела. Вместе с тем одежду этого периода нельзя назвать удобной и практичной, поскольку в костюме создается фантастический сказочный образ, а в модном силуэте не соблюдаются естественные пропорции тела: маленькая головка, узкие плечи, тонкая гибкая талия, сочетается с чрезмерно увеличенными бедрами. Мода перестает учитывать возраст, что особенно проявляется в использовании косметики всеми поколениями в одинаковой степени, кроме того, она сближает внешние черты мужчины и женщины, придавая и тем, и другим изнеженный кукольный облик. Костюмы создаются в первую очередь для удовольствия и кокетства и в полной мере отвечают утонченным и беззаботным идеалам галантной эпохи.
Женским силуэтом, символизирующим эпоху рококо, является изящна фигура с тонкой талией, узкими плечами и округлой линией бедер.
В период правления Людовика XV в крое верхнего платья происходят изменения: оно становится более коротким и не таким пышным, перенасыщенным украшениями, как в стиле барокко. Рукава шьются узкими с расширением к локтю. Передние полы иногда закругляются, а складки собираются сзади у спинных швов. Украшениями платья являются цветные оборки по краям, лифы и манжеты отделываются цветными кружевами и бантами.
Самым модным становится появившийся в эпоху Регентства тип женского платья, называемый кунтуш. Для такого платья характерен удобный простой крой, оно узкое в плечах, с довольно большим декольте. Узкие рукава расширяются к линии локтя и отделаны каскадом пышных кружев. Сзади юбка может заканчиваться небольшим шлейфом. Особенностью такого платья является спинка: по линии роста она драпируется широкими складками, называемыми «складки Ватто», так как на картинах именно этого художника представлено множество вариантов кунтуша. Таким образом, при сочетании фиксированной формы спереди и изломов складок сзади создается свойственная стилю рококо выразительная асимметрия и игра светотени. Для достижения этого эффекта выбирается ткань, обладающая особой подвижностью, например бархат или шелк. Платье кунтуш украшается кружевами, вышивкой, бантами и искуственными цветами.
Во второй половине столетия в кринолине происходят усложнения, начинают использовать двойные фижмы, представляющие собой две объемные формы (для каждого бедра отдельно), соединенные тесьмой на талии. Кроме этого юбка теряет свою округлость, становится плоской и сильно расширенной в бедрах. Новая форма достигается с помощью использования фальшивых карманов на боках. Для платьев эпохи позднего рококо характерна чрезмерная отделка оборками, кружевами, бантами и лентами.
В XVII веке в моду вновь входит каркасная юбка на основе кринолина, называемого иногда «панье». Кринолин состоит из прочной проклеенной ткани, укрепленной на пяти рядах обручей из китового уса или металлических. Юбка изнутри пристегивается пуговицами к плотно зашнурованному жесткому корсету, возвращая форму женского силуэта к двум треугольникам, соединенным вершинами на линии талии. Такие очертания фигуры становятся обязательными для желающих следовать капризной моде – маленькая головка с низкой прической и тонкая таллия сочетается с преувеличено широкими бедрами, что достигается с помощью узкого лифа и пышной двойной юбки.
У знатных аристократок модными становятся элементы буржуазных костюмов. Предпочтение отдается легкому платью без тяжелого кринолина и жесткого корсета, называемого неглиже. Корсаж такого платья обычно сшит в форме мужского жилета, а сверху надевается карако – вариант женского фрака или курточки с длинными рукавами, короткими фалдами и отворотами на груди. Для придворного туалета по прежнему обязательны широкий кринолин и туго зашнурованный корсет, поэтому неглиже дамы позволяют себе только вне двора в повседневном обиходе.
Модным так же считается костюм, в котором присутствуют отдельные элементы одежды более низких социальных слоев. К примеру, наряд горничной, включающий короткую юбку с передником и маленький изящный чепчик. Из костюма сельского жителя заимствуются тонкую трость с кисточкой и большая соломенная шляпа.
В связи с тем, что буржуазия приобретает все большее значение в социальной структуре общества, в конце XVII века буржуазные мотивы проникают и в придворные платья аристократок. Постепенно юбка становится не такой широкой, сзади подбирается, образуя напуск со складками, или опускается на шнурах, а для придания наряду добродетельного вида глубокое декольте дамы начинают прикрывать косынкой фишю, часто отделанной бахромой. Впоследствии, создавая видимость высокой груди, косынку поднимают до подбородка.
В 70-е годы XVII века во Франции распространен стиль классицизм, заимствованный из Англии. Костюмы этого периода сочетают декоративность рококо и более скромные и простые формы английского классицизма. Характерная особенность женских платьев, называемых англез и полонез, состоит в отсутствии каркаса, вместо которого используется полисон – ватная или волосяная прокладка небольших размеров, подвязываемая на спине к низу корсета, придающая женской фигуре изогнутые очертания. Лиф такого платья плотно облегает грудь и талию, декольте украшено оборками и часто прикрываете кружевной косынкой, сзади платье драпируется с помощью завязок из лент, шнурков и заколок с бантиками. В качестве дополнения прямой сборчатой юбки носят передник из тонкой ткани с оборкой. Нижнее платье облегающее, лиф шнуруется и застегивается на пуговицы, юбка шьется короткой (до косточек) и отделывается понизу широкой оборкой с рюшами.
Полонез – утренние платье светской женщины, варьируется от парадного до домашнего. Полонез состоит из юбки и лифа, поверх которого надевается распашное платье с почти прямыми полами и неотрезной спинкой, состоящей из трех частей. В местах соединения полочек и спинки продергивается шнурок, что создает горизонтальные сборки, переходящие в полукруглые драпировки.
Женские костюмы в английском стиле отличает некоторое подражание мужской одежде и, как следствие, удобство и практичность.
Разнообразие в женский гардероб вносят так же появившиеся в конце XVII века длинные облегающие рединготы и укороченные казакины.
Обувь
Женский костюм рококо дополняют светлые шелковые чулки и туфли на высоком каблуке. Поскольку туфли не закрываются платьем, внешнему виду обуви уделяется большое внимание. Туфли богато украшаются вышивкой, пряжками, кружевами, лентами. Каблук непременно должен быть высоким и значительно уменьшать ножку, что достигается смещением выступа каблука к середине ступни, при этом под пяткой остается лишь небольшое утолщение. В такой неудобной обуви приходится семенить на цыпочках.
В конце XVII века появляется классификация цветов обуви: знатные дамы отдают предпочтение белому и красному цветам, в торжественных случаях одевают черную обувь, для прогулок используют коричневую.
Постепенно обувь становится более открытой, сильнее обнажая ногу. К середине века в моду входят туфли, на которых просто нет места пряжкам и лентам,- они закрывают лишь кончики пальцев и узкую полоску вдоль подошвы.
Девочки, как и взрослые дамы, носят кринолины, детская обувь в XVII веке- маленькая остроносая туфелька на тонком высоком каблуке.
Головные уборы
В эпоху раннего рококо женская прическа уменьшается по сравнению со сложными сооружениями в стиле барокко, локоны просто укладывают на затылке и обильно посыпают пудрой. В волосы вплетают нити жемчуга, ленты, прическа украшается цветами.
Постепенно прически и парики поднимаются, и в 70-е годы модным становится сооружение в несколько раз большей высоты, чем голова. Восемнадцатое столетие по праву считается веком расцвета и наибольшего разнообразия женских причесок. Детские прически повторяют сложные прически взрослых.
Вторая половина XVII века – время, когда услуги парикмахеров пользуются наибольшим спросом. Самостоятельно соорудить модную прическу практически невозможно. Вслед за королевой Марией-Антуанетой, уделяющей особое внимание изобретению новых туалетов, в моду входят прически, в которых нельзя разделить собственно прическу, ее украшения и головной убор. Волосы различными способами поднимаются на подкладки в виде подушек, закрепляются шпильками и помадой, посыпаются пудрой, украшаются лентами и перьями, на затылке размещается шиньон и спадающие завитые локоны. Венчают подобные сооружения шляпы-натюрморты в виде корзин с цветами, фруктами и птицами, парусники, мельницы или мосты. В прическах зачастую находят отражение даже международные политические события и достижения техники.
Более простую будничную прическу дополняют большие чепцы, заимствованные из костюмов буржуазии.
Все новинки можно увидеть не только на придворных, но и в новомодных дамских журналах, начинающих выходить в это время в Европе.
Королева Мария-Антуанетта вводит в моду использование страусовых и павлиньих перьев в прическах, к числу ее личных изобретений относится удивительная шляпа под названием «а-ля Монтань» в форме объемного макета гористой местности с долинами, ручьями, лесами и садами, выполненных из различных материалов – ткани, серебра и эмали.
В конце XIII века вновь модными становятся искусственные локоны. Своим возвращениям они обязаны деликатным обстоятельствам из жизни Марии-Антуанетты: в 1785 году королева вынуждена надеть парик, потеряв волосы после беременности. В сочетании с искусным макияжем парик так же помогает скрыть возраст своего обладателя и создает образ непреходящей молодости.
Мода на искусственный образ всеобщего очарования и изящества приводит к тому, что парики и косметика становятся обязательными принадлежностями мужского и женского туалетов. Грим используется в огромных количествах и является неотъемлемой частью костюма.