ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.09.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Интервью с Арабовым.
На своих лекциях вы говорите, что самое главное в сценарии – это смысл, метафора, атмосфера. Но смотря наши фильмы, все чаще сталкиваешься с тем, что смысл показываемого вроде бы есть, а вот конфликт, мотивировки и событийный ряд провисает…
Юрий Арабов:
В каждом конкретном случае нужно разбираться, почему это произошло. Сценаристы у нас разные. Есть сценаристы, которые не могут писать сценарии. Но есть и другая проблема – давление режиссера и уверенность его в себе, как в гение всех времен и народов. Режиссер на съемочной площадке начинает кромсать уже утвержденный сценарий. У меня были такие случаи. К примеру, фильм «Ужас, который всегда с тобой» - треть сценария к этому фильму вообще не была снята. С другой стороны, наш кинематограф очень долго был чисто режиссерским, и всех этих драматургических точек во многих фильмах вы просто не обнаружите. Атмосфера и кинопластика для гурманов заменяет драматургию. Но сейчас время такой режиссуры проходит. Продюсерский кинематограф диктует свои правила. Сегодня главная задача – воспитать культурных продюсеров. Этим должен заниматься и ВГИК, и другие учебные заведения. Как только продюсеры будут культурными, образованными в отношении кинематографа, все эти проблемы исчезнут. Потому что это, в основном, вина тех людей, которые контролируют производство. Если утверждается сценарий, то все драматургические проработки в нем должны быть. В противном случае сценарист – просто непрофессиональный человек. Режиссер должен снимать, как в Голливуде – четко по сценарию, а не заниматься импровизацией.
«Только такие ненормальные, как я, могут преподавать».
Корреспондент:
Всегда начинаешь искать корни проблем киноиндустрии в образовании. В чем вы видите основные его недостатки?
Юрий Арабов:
За последние 20 лет кинообразование в стране было приведено в упадок. Вследствие того, что люди, работавшие в этой структуре, умерли, а новые не пришли и не придут. Потому что только такие ненормальные, как я, могут за эти деньги работать. Меня затянуло преподавание, но я бы повесился, если бы параллельно не делал картины. Я думаю, что во времена Герасимова профессию лучше преподавали, и гуманитарные дисциплины тоже, не смотря на засилье марксизма-ленинизма. Государственные деньги нужно вкладывать не в банки, а в здравоохранение и образование, так как это фундамент общества.
Корреспондент:
Что у вас больше времени занимает – педагогическая работа или сценарная?
Юрий Арабов:
Творческая работа. Я пишу не только сценарии. Но я убежден, что для того чтобы удачно преподавать, нужно выпускать картины. Как только ты перестаешь писать или снимать, ты сразу же теряешь понимание того, что преподаешь.
Корреспондент:
Молодые сценаристы сегодня часто обращаются к американским учебникам по драматургии с говорящими названиями. Можно ли овладеть мастерством написания жанровой истории, отталкиваясь от этих учебников?
Юрий Арабов:
Когда ты пишешь и параллельно просматриваешь эти учебники, польза есть. Но, когда ты просто читаешь эти учебники, чтобы научиться писать, ничего не выйдет. Главное – как можно больше писать. Учиться на собственных ошибках. Американские учебники пишут сейчас все, кому не лень, и особенно специализируются на них наши режиссеры и сценаристы, например, А. Червинский, А. Митта. Их книги весьма интересны, но почему-то они сами не делают по ним блокбастеров…
Корреспондент:
Как вы считаете, какой результат бывает более убедительным, когда режиссер снимает фильм по своему сценарию или по материалу, написанному для него сценаристом?
Юрий Арабов:
По-разному бывает. Тарантино снимает по своему сценарию. А Сокуров этого не любит.
Корреспондент:
Расскажите немного о вашей работе с Сокуровым. Вот вы как-то сказали, что Александр Николаевич звонит вам и говорит, что ему нужна большая литература. Что происходит дальше?
Юрий Арабов:
Я уже давно не пишу для него большую литературу. Мы так друг к другу привыкли, что в этом нет необходимости. Я пишу сценарий с драматургическими точками, о которых мы говорили. Но, кроме этих точек, в нем должен быть еще и культурный пласт - смысл, мифология и так далее. И Саша дальше вносит свою корректуру. В «Молохе» он почти ничего не изменил. В «Тельце» и «Солнце» он изъял некоторые сцены. «Фауст» сейчас он снял точно по сценарию. Саша обычно сам предлагает материал. Например, говорит, что хочет снять фильм про японского императора. Я начинаю разрабатывать этот материал и придумываю идею. Когда ему предлагаешь собственный материал, он, как правило, в него не входит. Картина «Юрьев день» была написана для него, но ему этот замысел оказался не близок.
«Десятки вариантов сценария – это плохой сценарий».
Корреспондент:
Сколько времени у вас занимает работа над сценарием?
Юрий Арабов:
Примерно месяц с хвостиком. И месяц, другой занимает подготовка к написанию сценария. Я не понимаю сценаристов, которые рассказывают, что годами вынашивают замысел.
Корреспондент:
Часто приходится слышать, что сценаристы делают десятки вариантов сценария…
Юрий Арабов:
Десятки вариантов сценария – это неудачный сценарий. Никогда ничего не получится, если пишешь десятки вариантов. К первой моей картине с Сокуровым «Silentium» я написал 5 или 6 вариантов сценария. Когда на пятом варианте я отчаялся, то сдал первый вариант, и его приняли. Никогда не делаю много версий.
Корреспондент:
Вы работаете в основном с маститыми режиссерами – Сокуров, Прошкин, Хржановский. А если бы к вам обратился молодой режиссер с интересной идеей. Взялись бы?
Юрий Арабов:
У меня были такие случаи. Но в дебютанте ты никогда не разберешься, умеет он что-либо или нет. Чаще всего – это неоправданный риск. Сейчас я не готов так рисковать. Если картина не получится, никакие деньги этого не искупят.
Корреспондент:
А чисто жанровые вещи вам предлагали писать?
Юрий Арабов:
В 90-е годы я очень хотел писать жанровые сценарии. А с 80-х у меня была идея соединения жанра с артхаусом. В этом ключе были сделаны картины «Господин оформитель» и «Посвящение». Но потом режиссер этих фильмов Олег Тепцов отошел от кино, и я больше не смог найти единомышленника. Кирилл Серебренников пытается соединить жанр с артхаусом, возможно, из этого что-то получится.
Корреспондент:
То есть вы считаете, что жанр и артхаус вполне совместимы?
Юрий Арабов:
Такие сплавы возможны, так как у жанрового и авторского кино есть много общих элементов. Например, монтаж аттракционов. Его можно использовать и там и здесь. Но, к сожалению, режиссеры у нас в России очень четко делятся на представителей артхауса и жанра.
Корреспондент:
И продюсеры часто советуют прежде, чем писать сценарий, определиться в каком направлении кино ты собираешься работать и на какую аудиторию…
Юрий Арабов:
Продюсеры считают это хорошим тоном, но можно было бы им доверять, если бы они становились богатыми после этих картин. А они, как правило, просто кладут в карман государственные деньги.
«В России любые реформы вредны».
Корреспондент:
Возможно, с появлением Фонда поддержки кино эта ситуация изменится?
Юрий Арабов:
А что может изменить Фонд? Возглавляет его некий промышленник, которого мы никогда не видели. И там половина таких людей. Они будут давать деньги продюсерам, ранее снявшим относительно кассовые картины. А молодым подбрасывать деньги на дебюты, чтобы потом видеть, кого душить.
Корреспондент:
Что-то у вас совсем безнадежная картина получилась.
Юрий Арабов:
Эта реальная картина, которую нужно знать и противостоять ей.
Корреспондент:
А как вы смотрите на популярную сегодня в киносообществе точку зрения, что необходимо делать ко-продукции и завоевывать западные рынки?
Юрий Арабов:
Я не очень в это верю, потому что тот товар, который мы им предлагаем, у них есть в избытке. Мне кажется, что нужно делать кино разное - и жанровое, и авторское. Нужно, чтобы в обоих этих направлениях формировалась состоятельная драматургия и режиссура. Потому что, как только мы выбираем какую-то одну линию развития, мы сразу же «кастрируем» самих себя. Должны расцвести 100 цветов, из этих ста нужно собрать скромный букет, и с ним работать. Так, собственно, и было до реформы кино. К прежнему руководству Госкино можно предъявлять претензии, но они хотя бы давали работать. А сейчас работать не дают.
Корреспондент:
Складывается ощущение, что у нас в стране лучше вообще ничего не реформировать, потому что будет только хуже…
Юрий Арабов:
Абсолютно согласен. Любые реформы, на мой взгляд, в России вредны. Слишком большая у нас страна и инерционная система. За 8 лет кинематограф встал на ноги. Много было снято хороших картин, много призов получено. И все это обрубили. Опять начали экспериментировать, рваться вперед. Опытные режиссеры может, как-то и удержатся на плаву, а молодых, конечно, очень жалко.