Файл: Сборник тестовых заданий итог.контроль 2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА БОТАНИКИ

Галкин М.А., Серебряная Ф.К.

СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1 И 2 КУРСОВ (2,3 СЕМЕСТРЫ)

ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ C2.Б9 «БОТАНИКА»,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАРМАКОГНОЗИИ

ИЗДАНИЕ 2-Е, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Пятигорск 2012

2

УДК 581.4 ' 8 (076.5) ББК 28.56я73

Г 16

Рецензент:

Коновалов Д.А., д. фарм. н., профессор кафедры фармакогнозии ПятГФА

Г16 СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ для студентов 1 и 2 курсов (2,3 семестры)ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО дисциплине C2.Б9 «Ботаника», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАРМАКОГНОЗИИ.- Издание 2-е, исправленное и дополненное.-Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2012.- 32с.

Работа содержит 135 тестовых заданий, предназначенные для проведения итогового контроля знаний по ботанике, необходимых для изучения фармакогнозии.

УДК 581.4'8(076.5)

ББК 28.56я73 Г 16

Допущено к внутривузовскому изданию Председатель ЦМС, В.В. Гацан профессор Протокол №____от «___»________________2012 г.

© Пятигорская государственная фармацевтическая академия, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Сборник тестовых заданий адресован студентам очного отделения Пятигорской государственной фармацевтической академии. Тестовые задания предусматривают самостоятельную подготовку студентов к занятиям и проверку знаний студентов.

Тестовые задания составлены в количестве 135 штук,

подразделяются на темы: «Морфология и систематика растений», «Анатомия растений».

Цель изучения ботаники в фармацевтическом ВУЗе определена ФГОС ВПО по специальности 060301 – Фармация. Цель дисциплины - сформировать у студента представление о растительном организме как компоненте живой системы, его вариабельности, видовом многообразии и роли в биогеоценозе.

Задачами дисциплины являются:

- приобретение теоретических знаний в области ботаники;

-формирование умения использовать современные технологии в области ботаники;

-приобретение компетенций, необходимых в профессиональной деятельности провизора;

-закрепление теоретических знаний по общей биологии.

Для изучения курса ботаники необходимы знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла С1, таких как биоэтика (С1.Б.2) и латинский язык (С1.Б.9), а

также дисциплин математического и естественнонаучного цикла С2,

таких как биология(С2.Б.8), микробиология(С2.Б.12).

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины

(модуля) необходимо как предшествующее:

Освоение морфологии, анатомии растений необходимо для изучения лекарственных растений в курсе фармакогнозии (С3.Б.8).


4

Кроме того, знание систематики, географии растений и экологии растений необходимо для прохождения как полевой практики по ботанике (С5.У), так и учебной практики по фармакогнозии (С5.У),

производственной практики по фармакогнозии: "Заготовка и приека лекарственного сырья" (С5.П).

Знание цитологии, гистологии растений, а также гистохимии растений необходимо при изучении лекарственных препаратов растительного происхождения в курсе токсикологической химии

(С3.Б.10), фармакологии (С3.Б.1), клинической фармакологии

(С3.Б.2), фармакогнозии(С3.Б.8), фармацевтической химии(С3.Б.9) и

фармацевтической технологии(С3.Б.6).

Специалист в своей профессиональной деятельности должен уметь применять знания по морфологии и систематике растений. Завершив изучение курса ботаники, студент должен владеть умением выполнять макроскопический и микроскопический анализ растений.

Для этого необходимы знания морфологии и анатомии растений,

владение ботанической терминологией. Изучение основ физиологии растений поможет понять суть процессов, которые приводят к образованию биологически активных веществ, используемых в медицинской практике. Изучение систематики позволит научиться ориентироваться в многообразии растений, выделять из него лекарственные растения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений

Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.

Основные положения учения о клетке и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении

5

Основные физиологические процессы, происходящие в

растительном организме.

Основы экологии растений, фитоценологии, географии растений.

Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации.

Уметь:

Самостоятельно работать с ботанической литературой.

Работать с микроскопом и бинокуляром.

Готовить временные микропрепараты.

Проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения; самостоятельно работать с определителем.

Проводить геоботаническое описание фитоценозов, необходимое для учета запасов лекарственных растений.

Проводить гербаризацию растений.

Владеть:

Ботаническим понятийным аппаратом.

Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов.

навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами.

Навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растения.

Навыками сбора растений и их гербаризации.

Методами описания фитоценозов и растительности.

Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.


6

ВАРИАНТ 1.

В следующих заданиях из нескольких вариантов, обозначенных буквами, выберите один или несколько правильных ответов.

РАЗДЕЛ: МОРФОЛОГИЯ И СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ. 1. Система придаточных корней образована следующими

видами корней:

а) главным и боковыми б) главным и придаточными

в) придаточными и боковыми

2. Дайте определение термину непарноперистосложный лист:

а) лист, имеющий рахис и листочки, которые расположены двумя рядами по обе стороны рахиса, на верхушке нет непарного листочка б) лист, имеющий три листочка и рахис в) лист, имеющий рахис и листочки, которые расположены двумя

рядами по обе стороны рахиса, на верхушке имеется непарный листочек

3.Двойной околоцветник состоит из следующих фрагментов:

а) листочков околоцветника б) чашелистиков в) лепестков венчика

4.По классификации жизненных форм растения, обязательно имеющие многолетние надземные побеги с зимующими или

покоящимися почками, называются:

а) древесными б) полудревесными в) травянистыми

5. Корень, который развивается от главного или придаточных корней, называется:

а) главным б) боковым

в) придаточным

6. Жизненная форма лекарственного растения - чабреца

(Thymus serpyllum):

а) полукустарничек б) кустарник в) однолетняя трава

7

7. Назовите тип побегов по расположению в пространстве, если они в течении всей жизни сохраняют плагиотропный рост:

а) прямостоячий б) стелющийся в) вьющийся

8.Надземными видоизменениями побега являются:

а) колючки боярышника (Crataegus) б) усики гороха (Pisum)

в) филлокладии иглицы (Ruscus)

9.Видоизменениями корня являются:

а) корнеплоды б) корневища в) корнеклубни

10.Стерильная часть цветка, защищающая репродуктивные части, называется:

а) гинецей б) околоцветник в) цветоложе

11.Подземными видоизменениями побега являются:

а) корнеплод моркови (Daucus) б) клубень картофеля (Solanum)

в) корневище ландыша (Convallaria)

12.Перечислите основные типы жилкования листьев представителей однодольных растений (Liliopsida):

а) параллельное б) пальчатосетчатое в) дуговое

13.Цветок, через который нельзя провести ни одной плоскости симметрии, называется:

а) актиноморфный б) зигоморфный в) ассиметричный

14. Какая часть цветка чаще всего служит для привлечения насекомых:

а) чашечка б) венчик в) цветоложе


8

15. Гинецей, состоящий из одного пестика, называется:

а) апокарпным б) монокарпным в) лизикарпным

16.Как называется тип ценокарпного гинецея, если плодолистики сращены между собой боковыми стенками, доходящими до центра завязи:

а) синкарпный б) лизикарпный в) паракарпный

17.Назовите тип андроцея, при котором все тычинки срастаются своими нитями в трубку:

а) однобратственный б) двубратственный в) многобратственный

18.Цветок актиноморфный, обоеполый, околоцветник двойной,

чашечка состоит из двух свободных чашелистиков, венчик состоит из 5 свободных лепестков, тычинок много, гинецей ценокарпный, завязь верхняя.

а) Ca2Co2+2 A1G(4)

б) ¤ Ca2Co A1G

в) ¤ Ca2Co5A G( )

19.К простым ботриоидным соцветиям относятся следующие:

а) щиток корзинок

г) зонтик

б) кисть

д) циатий

в) завиток

е) корзинка

20. К агрегатным ботриодным соцветиям относятся следующие:

а) тирс

г) метелка зонтиков

б) кисть

д) початок

в) дихазий

е) кисть корзинок

21. К цимоидным соцветиям

типа монохазия относятся

следующие:

 

а) тирс

г) циатий

б) клубок

д) початок

в) завиток

е) извилина

9

22. Согласно морфогенетической классификации к апокарпным плодам относятся:

а) многолистовка б) орех в) яблоко

г) многоорешек д) желудь е) цинародий

23. Согласно

морфогенетической

классификации

к

 

ценокарпным плодам относятся:

 

 

а) однолистовка

 

 

 

б) коробочка

 

 

 

в) тыквина

 

 

 

г) боб

 

 

 

д) семянка

 

 

 

е) стручок

 

 

 

РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

 

 

24.Основными функциями хлоропластов являются:

 

а)

фотосинтез

 

 

 

б)

синтез и запас питательных веществ

 

 

в) синтез белка, АТФ и АДФ

 

 

25. Выберите реактив, окрашивающий крахмальные зерна в сине-фиолетовый цвет:

а) раствор J 2 в KJ (реактив Люголя)

б) спиртовый раствор флороглюцина и 50% раствор серной кислоты в) Судан III

26.Живое содержимое клетки, состоящее из цитоплазмы и ядра, называется:

а) вакуоль б) протопласт

в) клеточная оболочка

27.Сростки кристаллов оксалата кальция называются:

а) друзы б) рафиды

в) цистолиты


10

28.Ткани, обладающие постоянной способностью к делению и образованию новых клеток, называются:

а) образовательные б) покровные в) выделительные

29.Укажите тип устьичного аппарата, при котором побочные клетки не отличаются от остальных клеток эпидермы:

а) анизоцитный б) тетрацитный в) аномоцитный

30.Крахмальное зерно, имеющее один центр наслоения, называется:

а) простым б) полусложным в) сложным

31.Ткани, служащие для передвижения по растению питательных веществ, называются:

а) механические б) покровные в) проводящие

32.К первичным покровным тканям относятся следующие:

а) перидерма б) эпидерма в) эпиблема

33. Укажите тип механической ткани, характеризующейся мертвыми прозенхимными клетками с первичной и вторичной равномерно утолщенной клеточной стенкой, пропитанной лигнином:

а) склеренхимные волокна б) пластинчатая колленхима в) уголковая колленхима

34.Укажите тип проводящей ткани, осуществляющей восходящий транспорт минеральных веществ, растворенных в воде:

а) ксилема б) флоэма

в) паренхима