ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА
ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
КАФЕДРА БОТАНИКИ
Галкин М.А., Серебряная Ф.К.
СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1 И 2 КУРСОВ (2,3 СЕМЕСТРЫ)
ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ C2.Б9 «БОТАНИКА»,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАРМАКОГНОЗИИ
ИЗДАНИЕ 2-Е, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Пятигорск 2012
2
УДК 581.4 ' 8 (076.5) ББК 28.56я73
Г 16
Рецензент:
Коновалов Д.А., д. фарм. н., профессор кафедры фармакогнозии ПятГФА
Г16 СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ для студентов 1 и 2 курсов (2,3 семестры)ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО дисциплине C2.Б9 «Ботаника», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАРМАКОГНОЗИИ.- Издание 2-е, исправленное и дополненное.-Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2012.- 32с.
Работа содержит 135 тестовых заданий, предназначенные для проведения итогового контроля знаний по ботанике, необходимых для изучения фармакогнозии.
УДК 581.4'8(076.5)
ББК 28.56я73 Г 16
Допущено к внутривузовскому изданию Председатель ЦМС, В.В. Гацан профессор Протокол №____от «___»________________2012 г.
© Пятигорская государственная фармацевтическая академия, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Сборник тестовых заданий адресован студентам очного отделения Пятигорской государственной фармацевтической академии. Тестовые задания предусматривают самостоятельную подготовку студентов к занятиям и проверку знаний студентов.
Тестовые задания составлены в количестве 135 штук,
подразделяются на темы: «Морфология и систематика растений», «Анатомия растений».
Цель изучения ботаники в фармацевтическом ВУЗе определена ФГОС ВПО по специальности 060301 – Фармация. Цель дисциплины - сформировать у студента представление о растительном организме как компоненте живой системы, его вариабельности, видовом многообразии и роли в биогеоценозе.
Задачами дисциплины являются:
- приобретение теоретических знаний в области ботаники;
-формирование умения использовать современные технологии в области ботаники;
-приобретение компетенций, необходимых в профессиональной деятельности провизора;
-закрепление теоретических знаний по общей биологии.
Для изучения курса ботаники необходимы знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла С1, таких как биоэтика (С1.Б.2) и латинский язык (С1.Б.9), а
также дисциплин математического и естественнонаучного цикла С2,
таких как биология(С2.Б.8), микробиология(С2.Б.12).
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины
(модуля) необходимо как предшествующее:
Освоение морфологии, анатомии растений необходимо для изучения лекарственных растений в курсе фармакогнозии (С3.Б.8).
4
Кроме того, знание систематики, географии растений и экологии растений необходимо для прохождения как полевой практики по ботанике (С5.У), так и учебной практики по фармакогнозии (С5.У),
производственной практики по фармакогнозии: "Заготовка и приека лекарственного сырья" (С5.П).
Знание цитологии, гистологии растений, а также гистохимии растений необходимо при изучении лекарственных препаратов растительного происхождения в курсе токсикологической химии
(С3.Б.10), фармакологии (С3.Б.1), клинической фармакологии
(С3.Б.2), фармакогнозии(С3.Б.8), фармацевтической химии(С3.Б.9) и
фармацевтической технологии(С3.Б.6).
Специалист в своей профессиональной деятельности должен уметь применять знания по морфологии и систематике растений. Завершив изучение курса ботаники, студент должен владеть умением выполнять макроскопический и микроскопический анализ растений.
Для этого необходимы знания морфологии и анатомии растений,
владение ботанической терминологией. Изучение основ физиологии растений поможет понять суть процессов, которые приводят к образованию биологически активных веществ, используемых в медицинской практике. Изучение систематики позволит научиться ориентироваться в многообразии растений, выделять из него лекарственные растения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений
Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.
Основные положения учения о клетке и растительных тканях, диагностические признаки растений, используемые при определении
5
Основные физиологические процессы, происходящие в
растительном организме.
Основы экологии растений, фитоценологии, географии растений.
Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации.
Уметь:
Самостоятельно работать с ботанической литературой.
Работать с микроскопом и бинокуляром.
Готовить временные микропрепараты.
Проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения; самостоятельно работать с определителем.
Проводить геоботаническое описание фитоценозов, необходимое для учета запасов лекарственных растений.
Проводить гербаризацию растений.
Владеть:
Ботаническим понятийным аппаратом.
Техникой микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов.
навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами.
Навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растения.
Навыками сбора растений и их гербаризации.
Методами описания фитоценозов и растительности.
Методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
6
ВАРИАНТ 1.
В следующих заданиях из нескольких вариантов, обозначенных буквами, выберите один или несколько правильных ответов.
РАЗДЕЛ: МОРФОЛОГИЯ И СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ. 1. Система придаточных корней образована следующими
видами корней:
а) главным и боковыми б) главным и придаточными
в) придаточными и боковыми
2. Дайте определение термину непарноперистосложный лист:
а) лист, имеющий рахис и листочки, которые расположены двумя рядами по обе стороны рахиса, на верхушке нет непарного листочка б) лист, имеющий три листочка и рахис в) лист, имеющий рахис и листочки, которые расположены двумя
рядами по обе стороны рахиса, на верхушке имеется непарный листочек
3.Двойной околоцветник состоит из следующих фрагментов:
а) листочков околоцветника б) чашелистиков в) лепестков венчика
4.По классификации жизненных форм растения, обязательно имеющие многолетние надземные побеги с зимующими или
покоящимися почками, называются:
а) древесными б) полудревесными в) травянистыми
5. Корень, который развивается от главного или придаточных корней, называется:
а) главным б) боковым
в) придаточным
6. Жизненная форма лекарственного растения - чабреца
(Thymus serpyllum):
а) полукустарничек б) кустарник в) однолетняя трава
7
7. Назовите тип побегов по расположению в пространстве, если они в течении всей жизни сохраняют плагиотропный рост:
а) прямостоячий б) стелющийся в) вьющийся
8.Надземными видоизменениями побега являются:
а) колючки боярышника (Crataegus) б) усики гороха (Pisum)
в) филлокладии иглицы (Ruscus)
9.Видоизменениями корня являются:
а) корнеплоды б) корневища в) корнеклубни
10.Стерильная часть цветка, защищающая репродуктивные части, называется:
а) гинецей б) околоцветник в) цветоложе
11.Подземными видоизменениями побега являются:
а) корнеплод моркови (Daucus) б) клубень картофеля (Solanum)
в) корневище ландыша (Convallaria)
12.Перечислите основные типы жилкования листьев представителей однодольных растений (Liliopsida):
а) параллельное б) пальчатосетчатое в) дуговое
13.Цветок, через который нельзя провести ни одной плоскости симметрии, называется:
а) актиноморфный б) зигоморфный в) ассиметричный
14. Какая часть цветка чаще всего служит для привлечения насекомых:
а) чашечка б) венчик в) цветоложе
8
15. Гинецей, состоящий из одного пестика, называется:
а) апокарпным б) монокарпным в) лизикарпным
16.Как называется тип ценокарпного гинецея, если плодолистики сращены между собой боковыми стенками, доходящими до центра завязи:
а) синкарпный б) лизикарпный в) паракарпный
17.Назовите тип андроцея, при котором все тычинки срастаются своими нитями в трубку:
а) однобратственный б) двубратственный в) многобратственный
18.Цветок актиноморфный, обоеполый, околоцветник двойной,
чашечка состоит из двух свободных чашелистиков, венчик состоит из 5 свободных лепестков, тычинок много, гинецей ценокарпный, завязь верхняя.
а) ↑ Ca2Co2+2 A1G(4)
б) ¤ Ca2Co A1G
в) ¤ Ca2Co5A G( )
19.К простым ботриоидным соцветиям относятся следующие:
а) щиток корзинок |
г) зонтик |
б) кисть |
д) циатий |
в) завиток |
е) корзинка |
20. К агрегатным ботриодным соцветиям относятся следующие:
а) тирс |
г) метелка зонтиков |
б) кисть |
д) початок |
в) дихазий |
е) кисть корзинок |
21. К цимоидным соцветиям |
типа монохазия относятся |
следующие: |
|
а) тирс |
г) циатий |
б) клубок |
д) початок |
в) завиток |
е) извилина |
9
22. Согласно морфогенетической классификации к апокарпным плодам относятся:
а) многолистовка б) орех в) яблоко
г) многоорешек д) желудь е) цинародий
23. Согласно |
морфогенетической |
классификации |
к |
|
|
ценокарпным плодам относятся: |
|
|
|
а) однолистовка |
|
|
|
|
б) коробочка |
|
|
|
|
в) тыквина |
|
|
|
|
г) боб |
|
|
|
|
д) семянка |
|
|
|
|
е) стручок |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ |
|
|
||
24.Основными функциями хлоропластов являются: |
|
|||
а) |
фотосинтез |
|
|
|
б) |
синтез и запас питательных веществ |
|
|
|
в) синтез белка, АТФ и АДФ |
|
|
25. Выберите реактив, окрашивающий крахмальные зерна в сине-фиолетовый цвет:
а) раствор J 2 в KJ (реактив Люголя)
б) спиртовый раствор флороглюцина и 50% раствор серной кислоты в) Судан III
26.Живое содержимое клетки, состоящее из цитоплазмы и ядра, называется:
а) вакуоль б) протопласт
в) клеточная оболочка
27.Сростки кристаллов оксалата кальция называются:
а) друзы б) рафиды
в) цистолиты
10
28.Ткани, обладающие постоянной способностью к делению и образованию новых клеток, называются:
а) образовательные б) покровные в) выделительные
29.Укажите тип устьичного аппарата, при котором побочные клетки не отличаются от остальных клеток эпидермы:
а) анизоцитный б) тетрацитный в) аномоцитный
30.Крахмальное зерно, имеющее один центр наслоения, называется:
а) простым б) полусложным в) сложным
31.Ткани, служащие для передвижения по растению питательных веществ, называются:
а) механические б) покровные в) проводящие
32.К первичным покровным тканям относятся следующие:
а) перидерма б) эпидерма в) эпиблема
33. Укажите тип механической ткани, характеризующейся мертвыми прозенхимными клетками с первичной и вторичной равномерно утолщенной клеточной стенкой, пропитанной лигнином:
а) склеренхимные волокна б) пластинчатая колленхима в) уголковая колленхима
34.Укажите тип проводящей ткани, осуществляющей восходящий транспорт минеральных веществ, растворенных в воде:
а) ксилема б) флоэма
в) паренхима