Файл: Технология монтажа стереофильма.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология монтажа стереофильма

Введение.

Монтаж фильма является не только одним из творческих моментов рождения фильма, как произведения киноискусства, но и важным технологическим этапом в приведении фильма к его окончательной форме, необходимой для представления зрителю. Опуская творческие вопросы киномонтажа в стереокино, которые частично рассмотрены в книге "Стереоскопический кинематограф" (автор Мелкумов А.С., издательство РИО ВГИК-2013г.), здесь мы рассматриваем вопросы технологии монтажа, исходные материалы которых записаны файлами потокового видео в стереоскопическом формате. Это сегмент низко бюджетного производства стереофильмов формата HD, снимаемых двумя видеокамерами на ригах или моноблочными стерео видеокамерами, описанные в главе 4 "Инструментарий для малобюджетной видеостереосъемки" выше упомянутой книги.

Подготовка отснятого материала к монтажу.

Исходные материалы стереоизображений можно разделить на две категории:

  • двухпоточная запись плоских изображений левого и правого ракурсов в два видео файла;

  • однопоточная запись двух ракурсов изображений в один файл по технологии многоканального кодирования Multiview Video Coding (MVC).

К первой категории относятся материалы, снятые в формате HD двумя видеокамерами на ригах, или двухматричной стереокамерой "Panasonic AG-1", ко второй - моноблочными камерами «Panasonic Z10000», «JVC GS-TD1», Sony "HDR-TD20E», Sony "HDR-TD10E» или «HXR-NX3D1P».

Исходные материалы, полученные с камер разных категорий, имеют и различный алгоритм подготовки к предварительному просмотру и монтажу фильма:

  • в материалах первой категории необходимо проверить синхронизацию изображений левого и правого ракурсов, устранить при необходимости наличие вертикального параллакса, провести стереокоррекцию точек нулевого параллакса, и пересчитать исправленные изображения в новые видеофайлы левого и правого ракурсов, и, по необходимости, просчитать в единый видеофайл анаморфированных изображений двух ракурсов для просмотра на большеэкранных стереотелевизорах SMART 3D TV, для оценки отснятого материала.

  • материалы, отснятые по технологии многоканального кодирования, не требуют последующей синхронизации и проверки на наличие вертикального параллакса, их можно без предварительной подготовки оперативно просматривать на экранах стереотелевизоров (SMART 3D TV) непосредственно с камеры, или на экранах стерео мониторов компьютеров посредством проигрывателя "Stereoscopic Player", но для последующего монтажа требуется декодирование таких видеофайлов, для получения изображения правого ракурса, а в некоторых случаях необходима коррекция положения точек нулевого параллакса.


Материал, отснятый моноблочной камерой Panasonic AG1, хоть и относится к первой категории, но он не требует тех предварительных операций по подготовке к просмотру, если пользоваться специальным стерео монитором с двухканальным воспроизведением. По степени готовности к монтажу он опережает обе категории. Его скорее можно отнести к материалам второй категории, с которыми мы будем иметь дело после их декодирования.

Ниже приводятся два варианта подготовки материала к предварительному просмотру и монтажу стереофильма. В качестве примера, обработка отснятого материала проводится в программе "Adobe Premier" 5-й версии, но изучив алгоритм операций, его можно перенести и в другие программы, например, в программу "Final Cut".

Вариант I - обработка материала, снятого на ригах по двух поточному методу.

  1. Открыть программу Adobe Premier, дать название проекту, сохранить его в отведенной в директории папке, отказаться от выбора параметров будущей сцены.

  2. Импортировать видеофайлы обоих ракурсов в проект

  3. Импортировать видеофайл правого ракурса через закладку New Item, в этом случае сформируется новая сцена под названием импортируемого файла

  4. Выложить на time-line видеофайл левого ракурса, расположив его над файлом правого ракурса

  5. Придать изображению левого ракурса 50% прозрачности (Рис 1).

  6. Провести синхронизацию изображений левого и правого ракурса по идентичным фазам начала или конца плана, удаляя несовпадающие участки. Одним из методов такой синхронизации может быть совмещение по пикам звуковых дорожек в обоих ракурсов.

  7. Устранить, при наличии, вертикальный параллакс. Для этого выделить на timeline дорожку левого ракурса, в окне Effect controls, перейти через закладку Video Effects/Motion к настройке Motion и через Position сместить по вертикали изображение левого ракурса до полного совмещения с одноименными элементами изображения правого ракурса (Рис 2а).

  8. Для коррекции положения точек нулевого параллакса выделить на timeline дорожку левого ракурса, в окне Effect controls, перейти через закладку Video Effects/Motion к настройке Motion и через Position сместить по горизонтали изображение левого ракурса до полного слияния выбранных в композиции одноименной точки изображения правого ракурса (Рис 2б).

  9. Выключить изображение нижней дорожки правого ракурса. На экране справа по вертикали (и возможно по горизонтали, после устранения вертикального параллакса) возникнут области неперекрытия в виде черных полос (Рис 3а). Провести масштабирование изображения обоих ракурсов до исчезновения черных полос (Рис 3б).

  10. Если на протяжении единого плана нужно изменить положение точки нулевого параллакса (в случае зуммирования, или кардинального изменения композиционного построения кадра при движении камеры), то начало вхождения и выхода в изменениях должны отмечаться точками анимации (toggle animation) (Рис. 4)

  11. Восстановить прозрачность левого ракурса до 100%.

  12. Создать новую сцену с параметрами аналогичными сцене "Right", дать ей наименование "Left+ project name" и скопировать туда исправленное изображение левого ракурса.

  13. Просчитать по отдельности файлы левого и правого ракурсов которые в последующем будут использованы в монтаже стереофильма. (Рис 5)

  14. Для получения единого видеофайла в формате "side-by-side anamorphic" необходимый для предварительного просмотра материала создайте новую сцену с теми же параметрами, что и предыдущие, и дайте ей наименование "side by side+project name".

  15. Импортируйте на timeline проект "Right" и над ним проект"Left".

  16. Выделите дорожку с названием "Left" и в окне Effect Controls уменьшите в два раза ширину изображения (scale width - 50%, предварительно сняв метку с Uniform scale) и переместите его в левую часть кадра, установив по горизонту величину 480 pxl. Рис 6

  17. То же самое применить к дорожке "Right", но переместить изображение в правую часть, установив по горизонту 1440 pxl, затем просчитать в формате и кодеке соответствующих ранее импортируемым файлам. Рис 7.


Таким образом получаем единый видеофайл стереопары с анаморфированным изображением, который можно непосредственно просматривать на большеэкранных стереотелевизорах, двух проекционных установках или посредством проигрывателя "Stereoscopic Player" на стерео мониторах компьютера.

Вариант II - обработка материала, снятого моноблочными стереокамерами.

Исходный материал снятый моноблочными камерами представляет собой файл многоканального потокового видео. При проигрывании обычным проигрывателем, или при редактировании в монтажных программах такого файла наблюдается изображение только одного левого ракурса. Чтобы получить потоковое видео второго канала с изображением правого ракурса, необходимо провести раскодировку файла в таких программах, как "Sony Vegas Pro"или "Movie Studio Platinum".

  1. Открыть программу "Movie Studio Platinum", импортировать MVC файлы. Можно провести раскодировку файлов по отдельности, каждый раз выкладывая по файлу на timeline, а возможно получить единый файл правого ракурса, выложив на timeline всю группу файлов (Рис 8).

  2. Укажите свойство видео в проекте (Рис 9).

  3. Откройте закладку "Сделать фильм" (Рис 10).

  4. Укажите путь сохранения файла, дайте ему наименование "Right+name", выберете максимально подходящий формат и включите визуализацию (Рис 11).

Программы, используемые для раскодировки MVC файлов, многофункциональны, имеют ряд плагинов, например, для цветокррекции, исправления вертикального параллакса, корректировку положения точки нулевого параллакса исправления геометрии изображения. Но при проведении таких операций по коррекции, необходимо будет дополнительно раскодировать изображение и левого ракурса. Поэтому рекомендуется пользоваться такими программами только как декодеры и перенести все дальнейшие операции по подготовке материала к монтажу в программу Adobe Premier.

Последовательность операций соответствует первым пяти пунктам работы с файлами первой категории. Поракурсная синхронизация изображений не требуется. В качестве файлов левого ракурса импортируются исходные MVC файлы и выкладываются на timeline поверх файла правого ракурса (Рис 12).

Аналогично подготавливается и просчет файла анаморфированной стереопары (пункты 8-17).

Монтаж стереофильма.


Монтаж стереофильма, материалы которого подготовлены по первому варианту рекомендуется вести используя файл анаморфированной стереопары. Последовательность операций будет аналогична традиционному монтажу обычных фильмов, и возможно оперативно просчитывать смонтированные фрагменты как обычное видео без предварительной подготовки к просмотру на стереомониторах.

После завершения монтажа, и утверждения проекта, в нем производится замещение файла анаморфированной стереопары на файлы левого и правого ракурсов.

Для этого в проекте в окне импорта файлов необходимо навести курсор на видеофайл "side by side + project name", открыть правой кнопкой меню, выбрать левой кнопкой опцию "replace file", откроется окно расположения видеофайлов левого и правого ракурсов (Рис 13). Выбрать вначале файл левого ракурса, просчитать его в данном проекте, затем также просчитать файл правого ракурса (Рис 14). При замещении файлов программа перемонтирует изображения левого и правого ракурсов по проекту, по которому был смонтирован единый файл анаморфированного стереоизображения.

Монтаж стереофильма, материалы которого были подготовлены по второму варианту рекомендуется вести в том же проекте, где шла подготовка материала к монтажу, в сцене "Right+name project" (Рис. 12).

После окончания монтажа необходимо создать новую сцену под названием "Left+name project" и скопировать туда дорожку левого ракурса. В этом случае в сцене "side _by_side" автоматически произойдут изменения, вносимые при монтаже в сцене "Right+name project".

Окончательная версия монтажа просчитывается в следующих форматах:

  • в виде анаморфированной стереопары для предварительного просмотра из сцены "side_by_side"

  • файлы видео потока левого и правого ракурса (Рис 13) для изготовления мастера фильма из сцен "Left+name project" и "Right+name project" соответственно.

Для изготовления DCP, применяемого в цифровой кинопроекции, или 3D Blue Ray для тиражирования на дисках, файлы могут быть просчитаны как в формате двух потоковых видео (левого и правого ракурса, так и в виде двух секвенций (левой и правой) 16 бит Tiff или логарифмических DPX файлов (Рис 14).

Иллюстрации:

Рис. 1

Рис 2 а


Рис 2б

Рис 3а

Рис 3б

Рис 4

Рис 5

Рис 6

Рис 7

Рис 8

Рис 9

Рис 10

Рис 11

Рис 12

Рис 13

Рис 14