ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Философия как способ понимания мира

ФИЛОСОФИЯ (от др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) – это общемировоззренческая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, специальный метод познания. Общепринятого определения философии, равно как общепризнанного представления о предмете философии, нет. В истории было известно достаточно большое количество разных типов философии, которые отличаются как своим предметом, так и способами познания. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение более общих вопросов, которые касаются основ знания, человека и всего мира.

Для познания все реальное положение мировых дел можно рассматривать как взаимосвязанное единство двух больших элементов: субъекта и объекта. Субъектом можно назвать активную часть реальности, выступающую носителем познавательной деятельности; объектом — реальность, на которую направлен процесс познания. Субъектом познания считается человек (или же, объединение людей, или, даже, все население нашей небольшой, но красивой планеты в целом. Объектом выступает мир вокруг нас в общем понимании, а также его некоторые параметры: природа, общество, в конце концов, сам человек, т. к. человек всеми правдами и неправдами пытается познать любые собственные качества и особенности.

Предметом философии не является в отдельности взятые мир или человек, а их система субъект-объектных отношений, отношения «мышление – бытие».

Понятие «предмет» в философии указывает на необходимость определенной вещи (явления, процесса, продукта) для целостного существования и функционирование человека и есть свидетельством ее включенности в общественные связи, в экономические, политические, моральные отношения. Предмет может быть как материальным и иметь пространственно-временные характеристики, так и идеальным (понятия, суждения, умозаключения, содержательные абстракции и т.п.), но обязательно должен удовлетворять определенную потребность: материальную или духовную.

Первая сторона основного вопроса философии – это ответ на вопрос, что именно – материя или сознание, дух, является первичным, самобытным, и что есть вторичным, зависимым в своем бытии? Этот вопрос считают онтологическим, и по ответу на него всю мировую философию условно разделяют на такие исторические формы философских знаний, как материализм и идеализм, которые представляют собой дихотомию, считающую противопоставление идеализма материализму сущностью философии.


Вторая сторона основного вопроса философии гносеологическая: может ли человек познавать мир, в частности его сущность, или же существуют непреодолимые преграды на этом пути?

Сторонники материализма исходили из признания первичности материи, природы, объективного реального положения дел, считая, что сознание — это только свойство материи. Идеалистами называли тех, кто, в противоположность материалистам, считает первичным дух, сознание и рассматривали материю, природу чем-то вторичным, производным. Идеалистическую форму философии делят на 2 ветви: объективный и субъективный идеализм. Субъективный идеализм – группа направлений в философии, представители которых не допускают существование независимой от воли и сознания субъекта действительности. Философы данных направлений или думают, что весь мир, где живет и существует субъект, это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий данного субъекта, или же полагают, что данная совокупность считается незаменимой частью всего мира. Объективный идеализм, в отличие, например, от субъективного идеализма, считает первоосновой всего мира какое-то всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (» мысль «, «мировой разум» и так далее). Сейчас уже необходимо признать, что это жесткое противопоставление двух форм философии считается преувеличением. Для начала, во взглядах самых разных философов прошлого в конце концов есть и материалистические, и идеалистические тенденции. Кроме этого, на самом деле основной проблемой для большей части философов остается вопрос об отношениях человека и всего мира, а совсем не поиск «первичного» и «вторичного» во всем мире.

Проблема познаваемости всего мира (гносеологическая) также решалась различными философами по-разному. Основная часть последовательных материалистов признавали и признают познаваемость всего мира. Труднее определить позицию идеалистов по данному вопросу. Некоторые решают этот вопрос положительно. Например, для объективных идеалистов познанием мира является познание человеком в вещах и явлениях какой-то сверхъестественной идеи, которая воплощена в них. Для субъективных идеалистов познание представляет собой процесс отображения субъектом своего собственного сознания, установления связей между его элементами. Таким образом, каждая форма идеализма отрицает в познании то, что с точки зрения материалистов является главным: отражение в сознании человека материальной действительности, которая существует независимо от него .


Другие представители идеализма отрицали или считали ограниченным познание мира. Такое учение получило название агностицизма (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) (См. Агностицизм). Агностицизм представляет собой идеалистическое решение второй стороны основного вопроса философии. В отдельных случаях дань агностицизму отдавали и непоследовательные материалисты.

Общая сумма всех этих обстоятельств предопределяет то, что в философии возможно принципиально различное мнение, в том числе и альтернативное, по отношению к ответам на основные вопросы мироздания. Это свидетельствует о том, что ей присущ плюрализм (множественность) учений и типов философствования. Философское знание имеет природу диалога, оно требует полной свободы обсуждения вопросов и выбора жизненной позиции. Ни одно философское учение не должно претендовать на единоличное владение истиной и навязываться как единсвенно верное.