Файл: Управление билеты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4.Характеристики организационной культуры компании

6 Вопрос «Контроль, как функция управления. Сущность, место и значение контроля. Виды и методы контроля.»

Билет 9: Школа управления

10.Этапы развития управления: школа человеческих отношений

11. Классическая школа управления

13. Типы и структуры организаций

14. Корпоративные и индивидуалистские организации: характеристики.

15. Механистические и органические организации: характеристики

17. Характеристика матричных организаций

18. Дивизиональная структура управления

19. Формальные и неформальные структуры в организации.

Формальные и неформальные группы

20. Управление конфликтами в организации.

3. Управление конфликтами:

22. Признаки кофликтов

25. Основные функции управления: планирование, руководство, мотивирование, организация, контроль.

27. Понятия и сущность лидерства

Билет 1

Методологические основы управления (персоналом).

Теория управления – наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Суть теории управления состоит в построении математической модели на основе системного анализа объекта управления (ОУ) и синтезе алгоритма управления (АУ) для получения желаемых характеристик протекания процесса или целей управления.

Однако в области естествознания и техники теория управления имеет гораздо больше успехов, чем в социально-экономической сфере, где, очевидно, действует ограничение, вытекающее из принципа — «система не может объяснить саму себя»

Современная теория и практика рассматривает систему управления персоналом как совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны работы с персоналом и предназначенных для выработки и осуществления эффективного воздействия на него.

Управление персоналом (англ. Human Resource Management, HRM) - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом и оптимальное его использование.

Различают две группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации. 

Методы управления персоналом - это совокупность приёмов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей, т.е. способы воздействия на коллектив и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в производственном процессе.

Методы подразделяются на 3 группы: - организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; - экономические, обусловленные экономическим стимулами; - социально - психологические, применяемые с целью повышения социальной активности работников.

Стратегия управления персоналом - специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированный с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.


Развитие науки управления персоналом связано с этапами развития менеджмента и управленческой науки в целом.

Билет 2

Методологические основы управления: основные функции менеджмента.

Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка; это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:

  • Планирование (Где мы находимся на данное время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?),

  • организация,

  • мотивация,

  • контроль,

  • регулирование.

Функция планирования является номером один в менеджменте — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.

Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля: Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Третий аспект — стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана.)


Функция координация — это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :

  • планирование,

  • организация,

  • мотивация,

  • контроль,

  • регулирование.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

  1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

  2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.

  3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Эволюция управленческой мысли.

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без

управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде,

в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах

осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, по мере

разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась

необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это

потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются ярким

свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого

искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого

планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления


производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой

деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить

нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним

задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе

управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех

ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима

осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило

укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой

древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию

рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая

церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал,

архиепископ, епископ и приходской священник.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией,

начавшейся в середине XVIII в.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления:

верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре

стал ненавистен для рабочих.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от

принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных

основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и

практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли

английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта

Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он

заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости

учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На

формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние

оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и


сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с

помощью созданных ими методов исследования. К.Маркс выводит необходимость

разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии

самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет

необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от

собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось

необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким

образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое

стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать

управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут

отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим

капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально

подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития

монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой

внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше

использовать ресурсы.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как

управления особого рода являются:

· индустриальный способ организации производства;

· развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются

спрос, предложение и цена.

Этапы развития менеджмента в мире.

С некоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и

связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного

управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы

построения системы управления.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения

о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми

подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая