Файл: «Конституционная защита прав и свобод личности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Изменения в правах и свободах личности в связи с принятием Конституции РФ 2020

Последняя Конституция в Российской Федерации была принята в 1993 году. Чтобы понять, насколько эффективны ее принципы, необходим был параметр, по которому возможно будет проверить ее эффективность. За такой параметр было взято количество обращений граждан в Конституционный суд РФ, так как жалобы на недовольство защитой конституционных прав направляются в него[21]. Количество обращений в Конституционный Суд РФ с 2000 по 2019 гг. показано в таблице 1.

Таблица 1

Количество обращений в Конституционный Суд РФ по годам

Год

Количество обращений

2000

10 983

2001

12 296

2002

14 472

2003

15 668

2004

15 561

2005

14 943

2006

14 989

2007

16 612

2008

16 592

2009

20 629

2010

18 214

2011

19 142

2012

18 745

2013

15 101

2014

16 005

2015

14 622

2016

14 031

2017

14 638

2018

15 149

2019

14 809

Проанализировав статистические данные по количеству обращений граждан с 2000 года стало очевидно, что количество обращений не уменьшается, а наоборот, выросло в 1,5-2 раза (в зависимости от года) по сравнению с тем же 2000 годом. Эти данные свидетельствуют о том, что российские граждане считают, что их конституционные права нуждаются в дополнительной защите.

15 января 2020 года во время ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Президент страны В.В. Путин отметил, что в обществе назрел «вопрос о принятии новой Конституции»[22]. Однако он выразил свое мнение, «что такой необходимости нет. Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан…». При этом он поддержал идею изменения Конституции, путем внесения «на обсуждение» некоторых «конституционных поправок». В ходе своего дальнейшего выступления он сгруппировал предлагаемые поправки по семи следующим направлениям:


1) признать «приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве» над международным законодательством, договорами и решениями «международных органов»;

2) внести в правовой статус должностных лиц государства, вплоть до кандидатов на должность Президента страны, дополнительные требования по срокам постоянного проживания на территории России, «отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве», также было предложено запретить «занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»;

3) закрепить «в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами», при этом расширив и укрепив «полномочия и реальные возможности местного самоуправления». Указана необходимость закрепить в Конституции требования действующего трудового и пенсионного законодательства «о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже прожиточного минимума», а также о регулярной индексации пенсий;

4) для повышения роли «губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне…закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного Совета», в который входят все губернаторы, и который возглавляет Президент страны;

5) расширить полномочия Государственной Думы по утверждению Председателя Правительства, а далее его вице-премьеров и федеральных министров, осуществляющих реализацию социально-экономической политики государства. При этом Президент страны оставляет за собой «право отстранять от должности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия»;

6) оставить за Президентом России право назначать «руководителей силовых ведомств» и «прокуроров регионов» по результатам «консультаций с Советом Федерации».

7) провести реорганизацию судебной системы, расширив полномочия Конституционного Суда по проверке конституционности «законопроектов, принятых Федеральным Собранием, до их подписания главой государства», а также других нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными и региональными властными структурами.

20 января 2020 года Президентом Российской Федерации в Государственную Думу направлен Законопроект о поправке к Конституции Российской Федерации. Поправки были вынесены на общероссийское голосование, по итогам которого 3 июля 2020 года президент Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками». Данный закон предусматривал вступление поправок в Конституцию РФ в силу 4 июля 2020 года.


Есть различные точки зрения о внесении таких поправок в Конституцию РФ. Мнения разделились и часть поддерживают эти поправки, часть считает, что от них нет больших изменений, есть также радикально настроенные граждане, которые выступают резко против таких изменений. Тем не менее, большинство граждан проголосовали за введение поправок в Конституцию РФ, и они были приняты.

С точки зрения научного сообщества, по словам В.А. Игнатенко, «идеальная» Конституция государства представляет собой документ, в котором отражены «высшие ценности», то есть тот идеал, к которому государство должно стремиться в своем развитии. Однако в представленном законопроекте по изменению действующей Конституции не были закреплены хоть какие-либо «высшие ценности», при этом указанные в статье 2 действующей Конституции утверждение, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» носят явно декларативный характер и резко диссонируют с правоприменительной практикой и правовой политикой государства.

Кроме этого, в представленном проекте отсутствуют нормы по закреплению принципов «единой системы публичной власти», а также выстраивание эффективного взаимодействия государственных и муниципальных органов, расширение и укрепление полномочий и реальной «возможности местного самоуправления»[23].

Другое мнение, что поправки в Конституцию РФ, предложенные Президентом РФ в начале 2020 г., можно рассматривать как предложения, вызванные необходимостью корректировки конституционных положений, направленные на позитивные изменения в обществе, и, в связи с вышесказанным, заслуживают поддержки[24].

Изменения в Конституции РФ коснулись 38 глав. Основной главой о правах и свободах человека в Конституции РФ является 2 глава, но в поправках в 38 главы есть некоторые пункты, которые относятся к правам и свободам личности. Данные изменения есть в таких статьях как:

 статья 67. Добавлен пункт 3, где указано, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, и пункт 4, в котором устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России и что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а также государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;


 статья 69. Добавлены правки во 2 пункт, где написано, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия, и пункт 3 об оказании поддержки Россией соотечественников, проживающих за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности;

 статья 71. Дополнена пунктами о том, что в ведении Российской Федерации находятся установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, а также обеспечение безопасности личности … при применении информационных технологий, обороте цифровых данных. Установлены ограничения для граждан, которые могут занимать муниципальные и государственные должности при наличии у них гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничения, связанные с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, то есть данные граждане не могут нести государственную или муниципальную службу;

 статья 72. Дополнена информацией, что РФ и субъекты РФ совместно координируют вопросы здравоохранения, обеспечивают оказание доступной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение общественного здоровья, создают условия для ведения здорового образа жизни и формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Также в статье 72 появился пункт о защите семьи, материнства, отцовства и детства, института брака как союза мужчины и женщины, создания условий для достойного воспитания детей в семье и обязанности совершеннолетних детей заботиться о родителях;

 статья 75. Дополнена пунктом 5 о том, что РФ уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав, что государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. Дополнена пунктом 6 о том, что в РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Также добавлен пункт 7 о гарантии обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат, которые гарантируются в соответствии с федеральным законом;


 статья 751. Является новой статьей, в которой написано, что в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность;

 статья 77 3. Поправки относятся только к отдельной части населения, к тем гражданам, кто может стать (или уже является) высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Добавлены ограничения по возрасту, отсутствию гражданства другого государства, запрету на владение счетами (вкладами) и хранению наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами РФ.

 статья 78. Поправки относятся только к отдельной части населения, к тем гражданам, кто может стать (или уже является) руководителем федерального государственного органа. Добавлены ограничения по возрасту, отсутствию гражданства другого государства, запрету на владение счетами (вкладами) и хранению наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами РФ;

 статья 81. Не относится к правам и свободам всех граждан, но касается определенных свобод и прав тех граждан, которые будут баллотироваться на должность Президента Российской Федерации. Добавлены ограничения по возрасту, отсутствию гражданства другого государства, запрету на владение счетами (вкладами) и хранению наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках за пределами РФ, а также количество занимаемых подряд сроков на должности Президента РФ не должно превышать двух.

 статьи 9293 также относятся непосредственно к личности Президента РФ, добавлены поправки в некоторые пункты по поводу неприкосновенности Президента.

При рассмотрении внесенных в 2020 году изменений в действующую Конституцию РФ, можно отметить, что в Главу 2, которая относится непосредственно к правам и свободам человека и гражданина, изменения не вносились, но тем не менее они коснулись других пунктов Конституции, в которых, возможно, не в полной мере, но затронуты права и свободы личности, и такие изменения были внесены в основном для поддержания имеющихся прав и свобод, и защиты тех прав и свобод, которые не были учтены ранее.

В целом после рассмотрения конституционной защиты прав и свобод личности в РФ можно сделать вывод, что история Конституции РФ длится уже более 100 лет и принятие новой Конституции всегда приходилось на новый переломный период в стране. Несмотря на это, на данный момент Конституция РФ старается по максимуму учитывать права и свободы граждан и обеспечивает конституционные гарантии соблюдения этих прав и свобод. Но в связи с меняющимися событиями в РФ и в мире, необходимо мониторить ситуацию и следить за тем, есть ли необходимость в дополнении или изменении Конституции.