ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
-
Пустота и необязательность аргумента о формальном противоречии. Укорененность философской истины в судьбе человеческого присутствия.
Нелепо, самопротиворечиво с абсолютной достоверность утверждать отсутствие абсолютной достоверности, ибо тогда останется, по крайней мере, эта достоверность, что нет никакой, а это значит, что какая-то достоверность имеется.
-
Этот аргумент по существу ничего не говорит. Он совершенно пуст и необязывающ. Чтобы он имел убедительную силу и значимость надо иметь сперва доказательство того, что этот пустой трюк с формальным самопротиворечием пригоден нести на себе и определять собой философию.
-
Мы не утверждаем, что философия не есть наука, т.к. мы не можем знать с абсолютной достоверностью, философствуем ли мы вообще во всех наших разбирательствах.
Может быть, философия обладает абсолютной достоверностью? – Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Её истина есть по существу, истина человеческого присутствия. Присутствие расположено прежде возможностей, которые оно не предвидит. Всё принадлежащее к экзистенции присутствия, принадлежит с равной существенностью к истине философии. Если мы сами не знаем, философствуем мы или нет, всё начинает колебаться. Всё неизбежно должно прийти в колебание.
Бог не философствует, т.к. философия пребывает в нашей ничтожности, в нашей конечности, она – противоположность всякой успокоенности и обеспеченности. Никто из познающих не считает каждый момент так тесно к краю ошибки, как философствующий. Последнее и предельное – самое опасное и необеспеченное, и всё обостряется тем, что это последнее и предельное должно быть само собой разумеющимся, достовернейшим для каждого.
-
Двусмысленность критической установки у Декарта и в новоевропейской философии.
У Декарта даёт о себе знать своеобразная двусмысленность философии. Основная тенденция: превращение философии в абсолютное познание. Философствование начинается с сомнения, которое ставится под вопрос. Присутствие Я (эго) вовсе не ставится под вопрос. Эта двусмысленность критической установки тянется через всю новоевропейскую философию. Ставится под вопрос всегда только знание, сознание вещей, объектов для того, чтобы сделать ещё более убедительной достоверность: но само присутствие никогда под вопрос не ставится.
Картезианская установка заранее уже знает или думает, что знает, что всё поддаётся абсолютно строгому и чистому доказательству и обоснованию.
7. Борьба философствования против непреодолимой двусмысленности своего существа. Самостояние философствования как основное событие внутри нашего присутствия.
В испуге двойственности философии даёт о себе знать важная сторона всякого философского понимания – философское охватывающее понятие есть захват человека, и именно человека в целом – загнанного в основу вещей. Захватчик – само присутствие, существо человека, ведёт в философствовании свой захват человека. В основе своего существа человек охвачен желанием "стать тем, что он есть" – борьба с непреодолимой двусмысленностью всякого вопрошания и бытия.
Оценка философствования как нечто мрачного, унылого, пессимистического, не новая, она возникает из легко обозримой угарной атмосферы нормального человека и из убеждений, которыми он руководствуется и согласно которым нормальное – это и есть существенное, а посредственное и потому общепринятое – это и есть истинное (вечная середина).
Философия – нечто самостоятельное, т.к. она ни одна из наук, но науки могут иметь место только потому и только тогда, когда есть философия. Одна из задач философии – обосновывание наук. Философия пронизывает целое человеческой души (присутствия) даже тогда, когда не существует никаких наук. Философствование – один из основных родов присутствия, нечто такое, что имеет место прежде всяких решений и составляет основное событие присутствия; что самостоятельно и вполне инородно тем образам поведения, в которых мы обычно движемся.
Гераклит: "Речи скольких людей я ни слышал, ни один не достиг того, чтобы знать, что мудрость есть нечто то всего отделенное" (нечто находящееся на своём собственном месте, точнее самим собой впервые и образующее своё собственное место)
Платон: "Разница между философствующим и нефилософствующим – как разница между бодрствованием и сном" (нефилософствующий человек существует, но спит, и только философствование есть бодрствующее присутствие, нечто совершенно другое по отношению ко всему другому, несравнимо самостоятельное)
Гегель: "Философия есть мир навыворот"
В философствующем бытии можно снова "видеть" все вещи проще, зорче и неотступнее.